3-й этап - неопозитивизм.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное фило -софское течение.Зародился он в объединении ученых различных специаль-ностей, в так называ-емом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936). Неопозитивизм представляют: -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; -английский логик, математик, философ Бертран Рассел; -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн; -логик и методолог науки К. Поппер; -течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова; -«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис: Обосновать то, что философия вообще не имеет своего са-мостоятельного предмета исследования, т.е.: -Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реаль-ности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.) -Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)
Отсюда: Предмет философии - система научных дефиниций;
Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов. -Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблема-тику науки из понимания предмета философии. В 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире. Махисты сводили предмет философии к проблемам познания. Логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» на-уки.
Причины возникновения неопозитивизма. -Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста. -Гносеологические причины: -относительность знаний -процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с разви-тием теоретических разделов науки.
Течения в неопозитивизме:
Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопо-зитивизма.Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответс-твие их опыту человека, позитивному данному.
Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно кото-рому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает пос-тпозитивизм.
4 этап Семантический позитивизм.
В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. меж-ду словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления про-тиворечия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивиз-ме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академии-ческую семантику и популярную или общую семантику. Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятель-ность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в иссле-довании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.
5-й этап - постпозитивизм. . . .. Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных фи-лософских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и реви-зии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения: -критический рационализм К. Поппер. -научный материализм П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма: -Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике; -Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко- научный подход, методологический подход, логический подход; -Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделя-ется на эмпирический и теоретический уровни; -Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамичес-кой структуры научного понимания; -Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистам (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания). -Целью изменения научного знания является не достижение объективной исти-ны, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания зна-ний.
Заслуга позитивизма: -много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития; -совершенствована математика и логика; -"подключение" философии к общим процессам развития точного знания спо-собствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.
Прагматизм В позитивизме выявились две тенденции: -для одной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма -для другой - поворот к иррационализму и узкому практицизму
Эта вторая тенденция нашла выражение в прагматизме.
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма, предла-гающая утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему миру, людям и вещам.Создатели: -Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века), в наше время - Д. Дьюи, Р. Рорти.
Основные положения: -вся прежняя философия обвинялась в отрыве от жизни, абстрактности и созер-цательности; -философия должна быть методом решения реальных практических, четко фик-сируемых проблем, которые встают перед конкретным человеком в различных жизненных ситуациях.Ч. Пирс - "наши убеждения фактически полностью явля-ются правилами для действия"
Т.о. всё служит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования)
Три основные идеи прагматизма: -познание - это прагматическая вера; -истинность есть не спекулятивный опыт, дающий желательный результат; -философская рациональность -это и есть практическая целесообразность. Задачи человека - наилучшим образом использовать эти идеи. Задачи философии - помочь человеку в преобразовании мира.
Экзистенциальная философия. . . Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направ-ление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования че-ловека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персона-лизм и философская антропология. Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердя-ева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Гер-мании - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973). Среди множест-ва проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выде- лить наиболее актуальные: -отчуждение человека в эпоху социального кризиса; -существование человека и его сущность; -бытие человека и бытие мира; -человек как уникальное существо; -бытие между жизнью и смертью и т.п.
1-ая Проблема:
Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наибо -лее крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от об-щества. Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общес-тво противоположны, даже враждебны друг другу. Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему применительно к капиталистичес-кому обществу XIX века. Философы- экзистенционалисты рассматривают от-чуждение как общую харак-теристику жизни человека в обществе. Они счита-ли, что философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.Так, К. Ясперс после второй мировой войны опублико-вал цикл работ, посвя-щённых проблеме атомной войны и будущего человечес-тва. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опас-ности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя ис-тория человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей чело-веческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.
2.2 Объективные причины появления экзистенциализма.
Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономиичес-кие, политические, духовно- нравственные основы человеческого бытия. Фило-софы стремились представить искренний самоотчет мыслящего человека и ис-поведь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были за-щитниками демократии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его пре-одолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.
2- я Проблема: Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты -сущест-вование человека и его сущность. Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия. Следствия из принципа существования человека: - нет заданной человеческой природы; - никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осу-ществить его превращение в человека; - каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле. Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важ-ную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.