Западная философия XIX - XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию XIX и XX, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особен-ностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная фи-лософия XIX и XX века рассматривалась только в негативном свете. Большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсут-ствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная

Оглавление

Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

3-й этап - неопозитивизм.

       Неопозитивизм существовал и существует как  интернациональное  фило -софское течение.Зародился он в  объединении  ученых  различных  специаль-ностей, в так называ-емом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).                                             Неопозитивизм представляют:                                                                                                                             -последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;                                        -представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич;                                                                                                                                  -английский логик, математик, философ Бертран Рассел;                                                           -основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн;                                                                                                                                          -логик и методолог науки К. Поппер;                                                                                        -течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;                -«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Основной тезис: Обосновать то, что философия вообще  не  имеет  своего  са-мостоятельного предмета исследования, т.е.:                                                                                               -Философия - не есть наука о кокой- то  реальности.  Материя,  пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реаль-ности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых  по определенным логическим законам.)                                                                                   -Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)

Отсюда: Предмет философии - система научных дефиниций;

        Задача философии - их логический  анализ, т.е.  философия  должна  дать методы анализа системы научных фраз и терминов.                                                                          -Неопозитивизм исключил  из философии  всю  мировоззренческую  проблема-тику науки из понимания предмета философии.  В 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире. Махисты сводили предмет философии к проблемам  познания. Логические  позитивисты   сузили  предмет философии до логики науки, а  затем  свели  философию к анализу «языка» на-уки.

Причины возникновения неопозитивизма.                                                                                  -Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.                                                 -Гносеологические причины:                                                                                                 -относительность знаний                                                                                                                             -процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с разви-тием теоретических разделов науки.

Течения в неопозитивизме:

       Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопо-зитивизма.Для него центральная задача философии - разработать   принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответс-твие их опыту человека, позитивному данному.

Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно кото-рому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит   опытной проверке на истинность.                                                                                                                   В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает пос-тпозитивизм.

4 этап Семантический позитивизм.

        В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила  о  переходе   на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. меж-ду словами и предложениями и тем, что они означают), с целью   преодоления про-тиворечия, связанного с изолированностью языка в логическом  позитивиз-ме от основной своей функции - функции общения,   следовательно,   функции передачи значения.                                                                                                              Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академии-ческую семантику и популярную или общую семантику.                                                                          Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую   деятель-ность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного.                            Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в иссле-довании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.

5-й этап - постпозитивизм.                                                                                     . .               ..      Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных фи-лософских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и реви-зии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

Течения:                                                                                                                                      -критический рационализм К. Поппер.                                                                                       -научный материализм П. Фейерабенда.

Черты постпозитивизма:                                                                                                          -Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;                                -Метод исследования науки нередко   выступает   как  комплексный:  историко- научный подход, методологический подход, логический подход;                                -Научное знание рассматривается как целостное образование; оно  не   разделя-ется на эмпирический и теоретический уровни;                                                          -Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамичес-кой структуры научного понимания;                                                             -Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистам   (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).                                                                                                                                                        -Целью изменения научного знания является не достижение объективной исти-ны, а реализация одной или нескольких задач по  технологии   добывания   зна-ний.

Заслуга позитивизма:                                                                                                                            -много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;                        -совершенствована математика и логика;                                                                                  -"подключение" философии к общим процессам развития точного знания спо-собствовало существенному обновлению  тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.

Прагматизм                                                                                                                                         В позитивизме выявились две тенденции:                                                                                      -для одной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма                                                 -для другой - поворот к иррационализму и узкому практицизму

Эта вторая тенденция нашла выражение в прагматизме.

        Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма,   предла-гающая утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему   миру, людям и вещам.Создатели: -Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века), в наше   время - Д. Дьюи, Р. Рорти.

Основные положения:                                                                                                                    -вся прежняя философия обвинялась в отрыве от жизни, абстрактности и созер-цательности;                                                                                                                                   -философия должна быть методом решения реальных практических, четко фик-сируемых проблем, которые встают перед конкретным человеком в различных жизненных ситуациях.Ч. Пирс - "наши убеждения фактически полностью явля-ются правилами для действия"

Т.о. всё служит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования)

Три основные идеи прагматизма:                                                                                                                     -познание - это прагматическая вера;                                                                                                  -истинность есть не спекулятивный опыт, дающий желательный результат;                      -философская рациональность -это и есть практическая целесообразность.              Задачи человека - наилучшим образом использовать эти идеи.                                          Задачи философии - помочь человеку в преобразовании мира.

Экзистенциальная философия.                                                                                   .                 .       Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направ-ление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования че-ловека. К этому направлению, помимо экзистенциализма,   относятся   персона-лизм и философская антропология.                                                                        Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердя-ева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появив­шихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широ­кое распространение в Гер-мании - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хай­деггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Ка­мю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973). Среди множест-ва проб­лем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно   выде-                   ­лить наиболее актуальные:                                                                                              -отчуждение человека в эпоху социально­го кризиса;                                               -существование человека и его сущность;                                                                                    -бытие чело­века и бытие мира;                                                                                             -человек как уникальное существо;                                                                                    -бытие между жизнью и смертью и т.п.

1-ая Проблема:

        Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наибо -лее крупные экзистен­ционалисты - это проблема отчуждения человека от об-щества.                                                                                                                          Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общес-тво противоположны, даже враждебны друг другу.  Эту   проблему   исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему   приме­нительно   к   капиталистичес-кому обществу XIX века. Философы-  экзис­тенционалисты  рассматривают   от-чуждение как общую харак-теристику жизни человека в обществе. Они   счита-ли, что философия обязана по­мочь человеку найти смысл своей жизни в  самых трагических ситуа­циях.Так, К. Ясперс после второй мировой войны   опублико-вал цикл работ, посвя-щённых проблеме атомной войны и будущего человечес-т­ва. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится  в   опас-ности, которой не знало прошлое: может быть прервана много­тысячелетняя ис-тория человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил   весьма ответственную задачу - убедить человечест­во, отдельных индивидов,  партии в том, что настоятельно необходи­мо использование "высших возможностей чело-веческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

2.2 Объективные причины появления экзистенциализма.

          Экзистенциальная философия 20 века выросла  на  исторической  почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономиичес-кие, политические, духовно- нравственные основы челове­ческого бытия. Фило-софы стремились представить искренний самоот­чет мыслящего человека и ис-поведь философа, оказавшихся в эпи­центре   кризисных  процессов.  Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были за-щитниками демокра­тии, прав и свобод личности. Но вместе с  тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его пре-одолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.

2- я Проблема:                                                                                                                                 Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциа­листы -сущест-вование человека и его сущность.                                                                              Человек делает самого себя, обретает свою сущность  уже  су­ществуя,  в  этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.                                                                           Следствия из принципа существования человека:                                                                          - нет заданной человеческой природы;                                                                         - никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осу-ществить его превращение в человека;                                                                                       - каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком  в подлинном смысле.                                                                                                      Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую  и  очень  важ-ную идею индивидуальной ответственности человека за все, что   происходит с ним самим и с другими людьми.                                                                                    Мир, в котором живет человек,  по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек.  Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.

Информация о работе Западная философия XIX - XX веков