Западная философия XIX - XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию XIX и XX, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особен-ностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная фи-лософия XIX и XX века рассматривалась только в негативном свете. Большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсут-ствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная

Оглавление

Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

3-я Проблема:                                                                                                                                        Ещё одна важная проблема,  которую рассматривают экзистенциалисты - это проблема бытия мира и бытия человека.

Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо   от  чело-века. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тог­да встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в   центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для   человека   существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, при­дает миру  знание и смысл, взаимодействует с миром.

Как к этим взглядам относится марксистская философия?                                                         Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отли-чие от экзистенциалистов марксистская философия  считает,   что   человек   не только способен смотреть на мир через призму своего созна­ния, но и   накапли-вает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы  субъективного  идеа-лизма.

4-я Проблема:

Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистен-циалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем   бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где   находиться   мой   глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться. И все же экзистен-циалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно по-казать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность,  как   чело-век может обрести эту неповторимость.

Программа экзистенциальной философии:                                                                         Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты   сопостав-ляют человека и окружающий мир. При этом окружающий   мир   рассматрива-ется как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке   живет   и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все   же   человек   обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова   программа   экзистенциаль-ной философии:                                                                                                                          -страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать про-тив него.

5-я Проблема:

Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами - проблема бытия между жизнью и смертью.  Каждый  человек  переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её исходе приходилось  смотреть  в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти.

1-я позиция: Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл.

2-я позиция; Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться  с  нею,  когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной  борьбе -  это  великое  и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и  смерть  чело-века, смысл жизни - это вечные темы для философии.                                                        Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая си-туация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его вы-живание. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечест-во, - осознание того, что сложилась качественно  новая  ситуация,  пограничная между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии  - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.

2.3 Течения в экзистенциализме:                                                                                                    

             Помимо открытого экзистенциализма в это направление  входят  также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.                                                                                       Персонализм (от лат. Persona - личность) - это философское направление, приз-нающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной цен-ностью, а весь мир проявлением творческой  активности  верховной  личности бога. В основе учения персонализма о личности лежит  тезис  о   свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нрав-ственных оценок воли.                                                                                         Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основопо-лагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить кон-кретно- научное изучение различных сфер  человеческого  бытия  с  целостным философским анализом.Определенных успехов  в  решении  данной  проблемы философская антропология достигла, но в целом решить  эту задачу  не смогла.            Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.

Религиозное направление                                                                                                     Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня  существование  соот-ветствующих религиозных организаций и объединений. Любая религия всегда имела и сегодня имеет своих теоретиков, в том числе и философов.К числу наи-более известных религиозных философов относятся:                                                                         -Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк - все русские;                                      -Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические фило-софы (все французы);                                                                                                                            -Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы;                         -Мартин Бубер - философ иудаизма;                                                                                               -Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.                   Все эти философы - это высокопрофессиональные ученые, знатоки истории фи-лософии, талантливые авторы, яркие   социальные  критики. Их  взгляды  не  во всем отвечали официальным доктринам тех религий,  чьи  интересы  они  пред-ставляли. В центр философских исследований они ставили, во многом вопреки официальным религиозным взглядам, проблему человека.Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение понятия  бога  и о сновных положений той или иной религии.Среди важнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией, можно выделить следующие:                                                                               -Проблема доказательства существования бога.                                                        -Проблема человека.                                                                                                               -Проблема добра и зла.

Рассмотрим эти проблемы.

Проблема доказательства существования бога.                                                                     Это - центральная проблема религиозной философии на протяжении   всей  ис-тории её существования. Религиозные философы исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества:                                                     1-я позиция: преодолевать  сомнения  верующих  относительно существования бога                                                                                                                                                  2-я позиция: опровергать аргументы атеистов относительно его не существова-ния.                                                                                                                                               А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда по-добные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.                                                                                                                                                    

 

Каким образом это достигается?                                                                                              .      Часть философов, особенно официальных, различным образом   комменти-руют богословские тексты, написанные сотни лет назад, показывают,   что под-разумевается под тем или иным содержанием. Другие философы пытаются для этого использовать достижения науки, укреплять "союз веры и науки".   Третьи же считают, что нужно прямо апеллировать к необъяснимому, таинственному в человеческом опыте.                                                                                                         Нужно отметить, что в определенной мере религиозной философии удается ре-шить эту проблему. По крайней мере, 20 век не стал веком атеизма.   Мы   даже наблюдаем определенную активность религии и нарастание религиозности сре-ди отдельных слоев населения.                                                                                 

Проблема человека в религиозной философии.                                                                                     .         Эта проблема всегда занимала заметное место в религиозной философии, но до последнего времени первое место всегда занимала проблема бога. Совре-менная религиозная философия на первое место   выводит  проблему   человека, что и обеспечивает ей   достаточную  известность. Традиционная    религиозная филосо-фия главным в человеке считала  богопослушание,   современная – счи-тает главным поиски человеком смысла своей   жизни,  своей неповторимой ду-ховности.Человек в понимании неотомистов -основной   элемент   бытия   через него проходит и история, ведущая к высшему состоянию развития общества - "Граду Божиему".

Проблема добра и зла.

        Эта проблема всегда стояла в религиозной   философии.  Такое внимание к нравственным ценностям и переживаниям человека - одни  из   источников сох-раняющегося и сегодня немалого внимания религиозной философии.                Проблема добра и зла звучит так: если мир создан и управляется    всемогущим богом, то почему в мире существует зло?Религиозная философия    отвечает на данный вопрос так: в мире много зла - поэтому много греха, На вопрос, почему же бог допускает рост зла, дается ответ, зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется дарованной им свободой.                                              Итак, не бог, а человек ответственней за зло, особенно за большое зло. Бог ну-жен, чтобы наказать человека за зло и грехи, возникшие в результате  злоупот-ребления свободой.                                                                                                                 Исходя из этих положений в последние годы религиозная  философия   значи-тельно активизировала борьбу за добрые начала человека, за мир и выживание человека.С начала 60-х гг. 20 века неотомизм старается приобрести всё  более научную форму, а как социальное учение - всё более политизируется.  В   нём формируются  новые  течения:  "Теология революции",  "Теология культуры", "Теология мира", "Теология мертвого бога", "Теология бедности", "Теология празднеств".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бы-тия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, ми-ровоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного).

В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, ис-торизм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая фи-лософия (позитивизм), диалектика.

Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пу-ти комплексного изучения человека, в  которых  были  бы  объединены  естест-венно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значитель-ную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философ-ского характера.

Составной частью многих философских течений Запада является новый гумма-низм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как глав-ное условие становления всей системы общественных отношений.

Изучение философских течений западной философии, вооружает офицерские кадры современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует мировоз-зрение.

Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и исполь-зовать в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Список используемых источников ЛИТЕРАТУРЫ

1.      А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект», 1998.

2.      Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.

3.      В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.

4.      В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998.

5.      История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 - 10.

6.      Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997.

7.      Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 - 28.

8.      Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.

 

 



Информация о работе Западная философия XIX - XX веков