1.12 Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию»
Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, не-отомистов. 1) Неокантианцы. Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века). Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опы-та, они фундаментом его считали врожденные образцы. Оно представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кас-сирер (1874 - 1945)). Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами пости-гаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)). Они опирались на кантовское различение разума теоретическо-го и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. . Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реал-иизации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономернос-тями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъ-ективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъектив-ный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке. 2) Неогегельянство - идеалистическое направление, основанное на обновлении интерпретаций философии Гегеля. Представители: -немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932) -англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли -итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944) Главные направления: -Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий -Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением -Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма -Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма -Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправды-вая политику имперского государства.
4) Неотомизм: . Стремление сохранить классические корни философии провозгласила ре-лигиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана. 5) Иррационализм. . . . . Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии), Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила тер-рор, гражданскую войну с десятками ты-сяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философ-ские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в разви-тии философского знания: -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его гра-ницы, пределы его возможностей -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологи-ческих качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.) -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах. . Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкуриру-ющих со старой «классической » философской системой: Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов);Движение от идеи свободного и разумного человека, способного пере-делать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминирован-ному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. Сознание и разум отдельного че-ловека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны раз-личных сил - государства, партии, авторитетов. . Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную исти-ну», «философскую правду». Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как: -философия науки -экзистенциализм -психоанализ З. Фрейда -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии -философский мистицизм . Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.«Философия жизни» -всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. -Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. -Всякая телесность есть «объективность воли». -Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а ир-рациональна. -Разум вторичен по отношению к воле. -Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом. -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. -«воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). -воля контролирует мир -создал прообраз освобожденного человека -сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия». -продолжили развитие «философии жизни» Анри Бергсон (1859 - 1941) Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911) Георг Зиммель (1858 - 1918) . Понятие «жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный по-ток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, ра-зум ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного. Охватить целостность и уникальность может лишь ду-ховное видение мира в форме интуиции. Т.о. «Философия жизни»: -осуществляет прорыв к более динамичной картине мира -реалистически осознает ограниченность разума Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возво-дящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа. Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека. Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур: -с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго); -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»); - «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инс-тинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого терми-ном «либидо». Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либи-до» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю. Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX. -перенося принципы действия психических механизмов на общество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. В це-лом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя про-должателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведе-ние людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе.Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуаль-ность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознатель-ным, опытам человечества заключенным в архетипах. -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. Феноменология - философское течение, главным направлением которого является: -стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок; -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании; -выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).До него феноменология понималась в качестве описательного ис-следования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересую-щего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового про-странства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен возни-кающие в сознании смыслы предметов. Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания;- созерцание феноменов как очевидных данностей. Посредством редукции (пере-ход от феноменов к структурам «чистого сознания»). Гуссерль последователь-но «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить ло-гически.Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистен-цианализме и герменевтике.
Герменевтика - способ философствования, главным центром которого яв-ляется истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках). . Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предме-тов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл. . . . . Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герме-невтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. -основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлей-ермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлей-ермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга – совпадение интерпре-тации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последую-щих герменевтических концепций. - У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о ду-хе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понмание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических де-ятелей. - В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологичес-ких процедур философии: в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологии-ческое философское учение. У Ганса- Георги Гадамера она приобретает харак-тер всеобщей методологии, со-единившись с диалектикой. Становиться универ-сальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
1.13 Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концеп-ции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо чело-веком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, открове-ния). К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся: -теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и фи-лософа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) -антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 - 1925) -современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.)
Особенности современного мистицизма: -включенность их в совокупный опыт человечества, тесная связь с философс-кими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности; -его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Бо-лее подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.)
Выводы по 1-му вопросу: -Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения: -продолжателей традиций рационализма: неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеа-листический рационализм к современным условиям, марксистов, развивающих рационализм на материалистических основах. -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созер-цанию и интуиции и принижающих возможностях разума. В недрах этих течений сложились 3 типа философствования (направления): -позитивизм -экзистенциализм -религиозная философия Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСО-ФИИ; ПОЗИВИТИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, РЕГИЛИОЗНАЯ ФИЛОСО-ФИЯ
Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что под-линное «положительное» знание может быть получено лишь как результат от-дель-ных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857). Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся ме-тафизики(философии)"): -наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»; -она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объ-ясняет их; -она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями.
Поэтому! Позитивисты: -объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике -заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение -задача положительной фил-ии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук. Причины возникновения позитивизма: -Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. -Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных фило-софских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естество испы-тателей. Вывод: . Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский). 2-й этап - эмпириокритицизм (махизм). . В конце 19 – начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в на-уке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма – эм-пириок-ритицизм (дословно критика опыта). Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических раз-мышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и вообще науки от не-научных измышлений (речь идет о критике всякого опыта); -Они сводят всю философию только к теории познания; -В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышле-ния», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то что наука не отражает объективную реальность.