Западная философия XIX - XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию XIX и XX, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особен-ностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная фи-лософия XIX и XX века рассматривалась только в негативном свете. Большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсут-ствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная

Оглавление

Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

1.12 Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию»

         Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме   классическая философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, не-отомистов.                                                                                                                                          1) Неокантианцы.                                                                                                                                     Под лозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века). Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опы-та, они фундаментом его считали врожденные образцы.                                                          Оно представлено двумя философскими школами:                                                                        а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор   (1954 - 1924), Э. Кас-сирер (1874 - 1945)).                                                                                                             Они считали, что познание осуществляется  в  конкретных  науках,  философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему,  а  задан  самим  человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами пости-гаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.                                 б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915),   Генрих    Риккерт (1863 - 1936)). Они опирались на кантовское различение разума теоретическо-го и практического, определяя философию  как  всеобщую науку о ценностях.                                                                                                                                                 .     Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реал-иизации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономернос-тями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъ-ективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится  субъектив-ный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.                                          2) Неогегельянство - идеалистическое направление, основанное на обновлении интерпретаций философии Гегеля.                                                                            Представители:                                                                                                                                     -немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)                                                                            -англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли                                                                                        -итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)                                                                              Главные направления:                                                                                                                               -Попытки истолковать диалектику в духе примирения противоречий                             -Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением                                                                                                                      -Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма                                -Истолкование гегелевской диалектики как релятивизма                                              -Вытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправды-вая политику имперского государства.

4) Неотомизм:                                                                                                                   .       Стремление сохранить классические корни философии провозгласила ре-лигиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана.                                                                                    5) Иррационализм.                                                                                                .  . .   .      Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии), Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила тер-рор, гражданскую войну с десятками ты-сяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению  к  рационализму,  философ-ские системы. Критический переход новой философии сыграл положительную роль в разви-тии философского знания:                                                                                         -давалась критическая оценка рационального познания, определялись его  гра-ницы, пределы его возможностей                                                                                                         -изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также  психологи-ческих качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.)                                                                             -«духовный мир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.                                                                                .          Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкуриру-ющих со старой «классической » философской системой: Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов);Движение от идеи свободного и разумного человека, способного пере-делать природу, общество и  себя лично,  к  человеку,  жестко  детерминирован-ному экономикой, политикой,  религией и  пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. Сознание и разум отдельного че-ловека и (что важнее) общественное  сознание  не  понимаются как независимая структура, а объявляется,  что  они  подвержены  манипуляции со стороны раз-личных сил - государства, партии, авторитетов.                                                                            .        Активно проводится идея двух не  пересекающихся  линий  человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную исти-ну», «философскую правду».                                                                          Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:                                     -философия науки                                                                                                                              -экзистенциализм                                                                                                                  -психоанализ З. Фрейда                                                                                                                -некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии                                                                                                                          -философский мистицизм                                                                                               .      Первые шаги в сторону от рационализма к  иррационализму  были  сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.«Философия жизни»                                                               -всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни.                                                                                                                               -Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля.                                                                                                                               -Всякая телесность есть «объективность воли».                                                          -Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а ир-рациональна.                                                                                                                                        -Разум вторичен по отношению к воле.                                                                      -Мир есть воля, и воля борется сама с собой.                                                             Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.                                     -для Фридриха Ницше (1844 - 1900) в основе всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти.                                                                             -«воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).                                                                                          -воля контролирует мир                                                                                                                         -создал прообраз освобожденного человека                                                                               -сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия».                    -продолжили развитие «философии жизни»                                                                                   Анри Бергсон (1859 - 1941) Вмльгельм Дильтей (1833 - 1911) Георг Зиммель (1858 - 1918)                                                                                                                        .        Понятие «жизнь» рассматривалось ими как  целостный  непрерывный  по-ток, как становление уникального и неповторимого в природе. А интеллект, ра-зум  ухватывает  только  лишь общее,  сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного. Охватить целостность и уникальность может лишь ду-ховное видение мира в форме интуиции.                                                                                                                                            Т.о. «Философия жизни»:                                                                                                                        -осуществляет прорыв к более динамичной картине мира                                                                         -реалистически осознает ограниченность разума                                                     Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,  возво-дящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.        Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного   в  жизни человека.                                                                                                                                 Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:                                                                                                                                                                                   -с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);                                           -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);                                                                                                                                           - «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и  влечений,  инс-тинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта,  описываемого  терми-ном «либидо».                                                                                                                  Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либи-до» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию,  в  историю. Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.                                                  -перенося принципы действия психических механизмов  на  общество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и  сущности  основных  явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. В це-лом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам   он  себя  про-должателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить   поведе-ние людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно  о  нём, а  не о массе.Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую  все  сексуаль-ность.

-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознатель-ным, опытам человечества заключенным в архетипах.                                                                       -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску.                                                                                               Феноменология - философское течение, главным направлением которого является:                                                                                                                                                -стремление освободить философское сознание от натурфилософских установок;                                                                                                                                                                      -достигнуть в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;                                                                                                       -выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности.                                                                                Основатель современной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938).До него феноменология понималась в качестве описательного ис-следования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересую-щего явления, постигаемое в чувственном опыте.                                                        Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового про-странства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен  возни-кающие в сознании смыслы предметов.                                                                     Феноменология ориентирует познание на: непосредственный опыт сознания;- созерцание феноменов как очевидных данностей. Посредством редукции (пере-ход от феноменов к структурам «чистого сознания»). Гуссерль последователь-но «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность  не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить ло-гически.Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистен-цианализме и герменевтике.

       Герменевтика - способ философствования, главным центром которого   яв-ляется истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).                                                                             .        Герменевтика - это учение о понимании, о научном  постижении  предме-тов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.                  . .   .      .       Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории  истолкования текстов  до  «свободной»  герме-невтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.                                       -основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлей-ермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлей-ермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход  из  круга – совпадение  интерпре-тации и смысла произведения. Этот метод стал основным  для  всех  последую-щих герменевтических концепций.                                                                                          -      У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все  науки делились на две группы: науки о природе и  науки о  ду-хе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых  эпох  и «понмание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических   де-ятелей.                                                                                                                                                  -       В 20 веке Герменевтика оформляется в одну из основных методологичес-ких процедур философии:                                                                                                                  в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в  онтологии-ческое философское учение. У Ганса- Георги Гадамера она приобретает харак-тер всеобщей методологии, со-единившись с диалектикой. Становиться универ-сальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.

1.13 Философский мистицизм 20 века.

       Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концеп-ции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо чело-веком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью  озарения,  экстаза,  открове-ния).                                                                                                                                        К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:                                 -теософская концепция «мистического космизма» русской писательницы и фи-лософа Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891)                                                                       -антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера (1861 - 1925)                                                                                                                                                        -современное учение американского философа Карлоса Кастанеды (1925 г.)

Особенности современного мистицизма:                                                                                                                                         -включенность их в совокупный опыт человечества,  тесная  связь с философс-кими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность  к  глубокой   древности;                      -его неорелигиозный характер (считается, что он более реалистичен и построен на естественно - научном основании в отличии от традиционной религии); (Бо-лее подробно: Л.З. Немировская. Философия. Курс лекций. М. 1995 г.)

Выводы по 1-му вопросу:                                                                                                -Современная западная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась на два крупных течения:                                                                                      -продолжателей традиций рационализма:                                                                  неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизировать идеа-листический рационализм к современным условиям, марксистов, развивающих рационализм на материалистических основах.                                                                        -иррационалистов - отдающих предпочтение в познании мира и человека созер-цанию и интуиции и принижающих возможностях разума.                                           В недрах этих течений сложились 3 типа философствования   (направления):      -позитивизм                                                                                                                                -экзистенциализм                                                                                                                     -религиозная философия                                                                                                    Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСО-ФИИ; ПОЗИВИТИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, РЕГИЛИОЗНАЯ ФИЛОСО-ФИЯ

Позитивизм

       Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что под-линное «положительное» знание может быть получено лишь как результат от-дель-ных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

1-й этап - позитивизм.                                                                                                   Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).                   Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся ме-тафизики(философии)"):                                                                                                            -наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»;                                                                                                                                                 -она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объ-ясняет их;                                                                                                                                           -она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями.                                                                                                             

Поэтому! Позитивисты:                                                                                                                        -объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике                                                               -заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение                                          -задача положительной фил-ии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.                          Причины возникновения позитивизма:                                                                                                -Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.                              -Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных фило-софских воззрений, не соответствовавших конкретным целям  естество   испы-тателей.                                                                                                                            Вывод:                                                                                                                             .      Позитивизм широко распространился среди ученых естественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).                                                          2-й  этап - эмпириокритицизм (махизм).                                                                                                                                                                     .      В конце 19 – начале  20  века  австрийский  физик  и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в на-уке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант  позитивизма –  эм-пириок-ритицизм  (дословно  критика опыта).   Критикуя  Канта за его доверие данным науки без особых критических раз-мышлений, Мах  и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и вообще  науки  от  не-научных измышлений (речь идет о критике всякого опыта);                                                        -Они сводят всю философию только к теории познания;                                                                         -В основу  своей  концепции  махисты  положили  принцип  «экономии  мышле-ния», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших  знаний  и  то  что наука не отражает объективную реальность.

Информация о работе Западная философия XIX - XX веков