Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:19, реферат
Установить влияние работ Ф. Бэкона на новую теорию познания, называемую эмпиризмом в период «Нового времени» развития философии. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.
1. Введение
2. Глава 1
3. Глава 2
4. Глава 3
5. Заключение
6. Библиографический список
Филиал Южно-Уральского Государственного Университета
в
г. Озерске
Кафедра
Гуманитарных и Естественных
наук
Контрольная работа по дисциплине
«Философия»
Философия
Ф. Бэкона
Выполнил
студент группы 236
ОзЗ
Проверил
Озерск 2010
Содержание
Введение.
Актуальность
темы.
Актуальность
данной темы заключается в том, что
философия сама по себе учит тому, что
свою жизнь, свой завтрашний день человек
может и должен выбрать и осуществить
сам, полагаясь на собственный разум. В
становлении и формировании духовной
культуры человека философия всегда играла
особую роль, связанную с ее многовековым
опытом критически-рефлексивного размышления
над глубинными ценностями и жизненными
ориентациями. Философы во все времена
и эпохи брали на себя функцию прояснения
проблем бытия человека, каждый раз, заново
ставя вопрос о том, что такое человек,
как ему следует жить, на что ориентироваться,
как вести себя в периоды кризисов культуры.
Одним из значимых мыслителей философии
является Фрэнсис Бэкон, жизненный путь
и концепции которого мы рассмотрим в
нашей работе.
Цель работы.
Установить
влияние работ Ф. Бэкона на новую теорию
познания, называемую эмпиризмом в период
«Нового времени» развития философии.
Если в средние века философия развивалась
в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения
– с искусством и гуманитарным знанием,
то в XVII в. философия выбрала себе в качестве
союзника естественные и точные науки.
Методология.
Для раскрытия данной темы необходимо:
Характеристики источников литературы.
При написании данного реферата мною были использованы различные справочные материалы, исторические исследования, монографии и учебные пособия.
Бэкон Ф. «Собрание сочинений» в 2-х томах в данной литературе содержаться наиболее точные факты из жизни философа и приведены точные цитаты.
В учебнике Гуревича П.С. «Философия» рассматриваются важные факты из жизни философа и принципов философии XVII века.
В
книге Рассела Б. «История западной
философии» более полно высказываются
о предпосылках для создания философии
«Нового времени» и причины ее возникновения.
Глава 1.
XVII
век открывает новый период
в развитии философии
Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его - Николай Бэкон, - лорд-хранитель печати. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.
Уже
в молодости Ф.Бэкон вынашивает
грандиозный план “ Великого Восстановления
наук”, к реализации которого стремился
всю жизнь. Первую часть этого
труда составляет совершенно новая,
отличная от традиционной для того времени
аристотелевской классификации наук.
Она было предложена еще в труде Бэкона
“О преуспевании знания”(1605), но полное
развитие получила в главном труде философа
“Новый органон”(1620), который в самом
своем названии указывает на противопоставление
авторской позиции догматизированному
Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе
за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит
заслуга придания философского статуса
опытно-экспериментальному естествознанию
и “возвращения” философии с небес на
землю.
Глава 2
Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».[1.с.568] Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».
Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.
Ф. Бэкон поставил важный вопрос – о методе научного познания. В связи с этим, он выдвинул учение о так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков).
Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Они продолжают заинтересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами, и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон, или же преуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.
Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти, буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.
В-третьих,
Ф. Бэкон выделял «призраки
В-четвертых, существуют и «идолы театра». Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям способно оказывать тормозящее воздействие на протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.
Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они могущественны и упорны. Однако, получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.
Метод («путь») — это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания. Философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
- "путь паука";
- "путь муравья";
- "путь пчелы".
"Путь
паука" – получение знания
из "чистого разума", то есть
рационалистическим путем.
"Путь
муравья" – такой способ
получения знаний, когда во внимание
принимается исключительно