Философия Ф. Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Установить влияние работ Ф. Бэкона на новую теорию познания, называемую эмпиризмом в период «Нового времени» развития философии. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.

Оглавление

1. Введение
2. Глава 1
3. Глава 2
4. Глава 3
5. Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Филиал  Южно-Уральского Государственного Университета

в г. Озерске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра Гуманитарных и Естественных наук 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Философия» 
 

Философия Ф. Бэкона 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы 236 ОзЗ                                                         Фаткуллин Д.Ф 
 

Проверил                                                                                                        Кузнецов С.В 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Озерск 2010

Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Заключение
  6. Библиографический список

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Актуальность  темы. 

    Актуальность  данной темы заключается в том, что  философия сама по себе учит тому, что  свою жизнь, свой завтрашний день человек  может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии является Фрэнсис Бэкон, жизненный путь и концепции которого мы рассмотрим в нашей работе. 

    Цель  работы.

    Установить  влияние работ Ф. Бэкона на новую теорию познания, называемую эмпиризмом в период «Нового времени» развития философии. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки. 

    Методология.

    Для раскрытия данной темы необходимо:

  1. Рассмотреть предпосылки и условия зарождения философии «Нового времени».
  2. Проанализировать взгляды Ф. Бэкона на осознанием окружающего мира XVII века.
  3. Рассмотреть влияние философии Ф. Бэкона на философию XVII века.
 

    Характеристики  источников литературы.

    При написании данного реферата мною были использованы различные справочные материалы, исторические исследования, монографии и учебные пособия.

    Бэкон Ф. «Собрание сочинений» в 2-х томах в данной литературе содержаться наиболее точные факты из жизни философа и приведены точные цитаты.

    В учебнике Гуревича П.С. «Философия» рассматриваются важные факты из жизни философа и принципов философии XVII века.

    В книге Рассела Б. «История западной философии» более полно высказываются о предпосылках для создания философии «Нового времени» и причины ее возникновения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.

    XVII век открывает новый период  в развитии философии именуемой  философией Нового времени. Исторической  особенностью данного периода  было упрочение и становление  новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении - прежде всего, эксперементально-математическое естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

    Родоначальником эмпиризма был английский философ  Френсис Бэкон (1561-1626). Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его - Николай Бэкон, - лорд-хранитель печати. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.

    Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился  всю жизнь. Первую часть этого  труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения” философии с небес на землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2

    Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ  посвящена проблемам развития науки  и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его  проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

    Основной  задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».[1.с.568] Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

    Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон». В  нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.

    Ф. Бэкон поставил важный вопрос –  о методе научного познания. В связи  с этим, он выдвинул учение о так  называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению  достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков).

    Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены  самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью  их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Они продолжают заинтересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами, и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон, или же преуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.

    Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти, буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.

    В-третьих, Ф. Бэкон выделял «призраки площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены, прежде всего, влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам. Облаченные в словесную форму понятия могут не только запутывать познающего человека, но и вовсе уводить его в сторону от правильного пути. Вот почему необходимо прояснить истинное значение слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружающего мира.

    В-четвертых, существуют и «идолы театра». Они  представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко  имеет место в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям способно оказывать тормозящее воздействие на протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.

    Все идолы имеют индивидуальное или  же социальное происхождение, они могущественны  и упорны. Однако, получение истинного  знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

    Метод («путь») — это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения  достоверного знания. Философ выделяет конкретные пути, с помощью которых  может проходить познавательная деятельность. Это:

    - "путь паука";

    - "путь муравья";

    - "путь пчелы".

    "Путь  паука" – получение знания  из "чистого разума", то есть  рационалистическим путем. Данный  путь игнорирует либо значительно  принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты  оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

    "Путь  муравья" – такой способ  получения знаний, когда во внимание  принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного  от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

Информация о работе Философия Ф. Бэкона