А.Ф. Кони как идеальный оратор xx века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений А.Ф. Кони, их дальнейший анализ и систематизация. С помощью этого постараемся рассмотреть в чем же заключается уникальность именно А.Ф. Кони как оратора и юриста, и какие черты идеального оратора, ему присущи.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История риторики 5
1.1 История риторики, возникновение и развитие риторического идеала 5
1.2 Теория и особенности судебного красноречия 9

Глава 2. А.Ф. Кони – выдающийся судебный оратор XX века 12
2.1 Анализ судебной речи А.Ф. Кони «Об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем» 16

Заключение 20

Список литературы 21

Файлы: 1 файл

А.Ф. Кони готовая к.р..docx

— 47.58 Кб (Скачать)

 

НОУ ВПО «Институт  управления»

Ярославский филиал

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

Ораторское искусство


 

Тема:

А.Ф. Кони как идеальный  оратор xx века


 

 

 

 

Преподаватель:

Юрьева Т.В.

   

Выполнил студент:

 

3

курса,

31 ЮЗ

группы

Тарновская Е.И.

   

№ зачетной книжки

         3677




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   № регистрации ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

 

2013год

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

 

Глава 1. История риторики 5

1.1 История  риторики, возникновение и развитие  риторического идеала 5

1.2 Теория  и особенности судебного красноречия 9

 

Глава 2. А.Ф. Кони – выдающийся судебный оратор XX века 12

2.1 Анализ  судебной речи А.Ф. Кони «Об  утоплении крестьянки Емельяновой  ее мужем» 16

 

Заключение 20

 

Список  литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия  живого слова, врожденный ли это дар  или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Какими способностями должен обладать человек, чтобы уметь воздействовать речью  на других? Можно ли развить эти  способности и если да, то как? Наука  под названием риторика дает ответ  на эти вопросы.

Значение этой науки в  древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что древние греки, в частности  Платон, называли риторику "искусством управлять умами" и ставили  в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой.

Люди, приобщаясь к культуре, получают представление о речевом  поведении, его идеале, которому нужно  следовать, и понятие о том, как  должно выглядеть и использоваться умение владеть речью. Этот идеальный  образец речевого поведения и  речевого произведения соответствует  в своих основных чертах общим  представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.

Появлением представления  об идеальном речевом поведении  обусловлено появление понятия  об идеальном ораторе. С развитием  риторики изменялось и представление о риторическом идеале и появлялись новые великие ораторы своего времени. Так как темой данной курсовой работы является рассмотрение личности идеального оратора XX века, рассмотрим одного из самых видных деятелей судебного ораторского искусства Анатолия Федоровича Кони, русского юриста, литератора и общественного деятеля данного столетия. Актуальность данной темы определяется сегодняшним отсутствием ярких выдающихся представителей судебного красноречия и тем, что в наше время начинает возрождаться судебная система 60-х годов XIX века, современником которой был А.Ф. Кони.

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений А.Ф. Кони, их дальнейший анализ и систематизация. С помощью  этого постараемся рассмотреть в чем же заключается уникальность именно А.Ф. Кони как оратора и юриста, и какие черты идеального оратора, ему присущи.

Для выполнения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач: изучить историю риторики и ораторской деятельности, рассмотреть изменение  риторических идеалов с течением времени, проанализировать теорию и  отличительные черты судебного  красноречия, определить основные особенности  А.Ф. Кони как практикующего оратора  и на основе одного из его выступлений  проанализировать и систематизировать  особенности речевой культуры оратора.

Для проведения данного исследования были изучены труды А.Ф. Кони, критические  статьи, интернет-источники, а также проведена аналитическая работа по одной из его самых образцовых судебных речей «по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем» (1872 г.).

 

Глава 1. История  риторики

 

1.1 История риторики, возникновение  и развитие риторического идеала

 

Риторический идеал, существуя  в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для всех современников  этой культуры. Именно осознанное или  неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом  содержательности художественного  текста, другими словами, риторический идеал становится необходимым критерием  этой оценки.

Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

1. исторической изменчивостью;

2. культурной специфичностью;

3. социальными особенностями.

Риторический идеал –  это, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что соединяет  в одно целое культуры и народы. Это то, что обеспечивает непрерывность  речемыслительного творчества.

Внутри риторического  идеала могут происходить перестановки ценностей по значимости, могут добавляться  новые элементы и исчезать некоторые  прежние элементы. Тем не менее, идеал  в целом сохраняет большую  жизнеспособность и стремится жить до тех пор, пока жива, питающая ее культура.

Риторика в  средние века.

Средние века добавили к  теоретическому наследию античности не так много. Среди видных деятелей эпохи раннего средневековья, в  Западной Европе можно выделить испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635), англосаксонского летописца  и монаха Беду Достопочтенного (673-735), а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень риторических фигур, упорядочена терминология.

В числе риторов позднего средневековья вплоть до эпохи Возрождения  следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и  латинского языков Филиппе Меланхтоне (1497-1560).

Оценивая состояние риторики в средние века, нужно добавить, что в ней имеют место быть размышления на тему: почему успех  достигается только очень талантливым  или очень хитрым оратором, в то время как обыкновенные честные  люди не могут увлечь за собой своих  слушателей.

Риторика в  эпоху Возрождения.

Кризис риторики начинается вместе с Возрождением, с воскрешением судебного и парламентского, с  появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением "моды" на яростную письменную полемику.

В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшие популярными "Сад красноречия" Генри Пичема, "Искусство английской поэзии" Джорджа Путтенхема. Во Франции в этом же направлении идут искания всемирно известного поэта и теоретика классицизма Никола Буало. В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.

К началу XIX в. почти повсеместно в Западной Европе риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики зашел настолько далеко, что люди того времени думали о риторике как о напыщенной малосодержательной речи. Самые популярные на тот момент речи ораторов были очень напыщенными, пафосными и несли в себе мало смысла.

Развитие риторики в России.

Примеры ораторского искусства  в России известны с XVII века, но они  в основном носили неконфронтационный характер.

Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе греческой  рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам ("Пчела", "Домострой"). Первый переводной учебник - книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял из двух книг - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России.. В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").

Первой научной русской  риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое  руководство к красноречию" (1747), написанное М.В. Ломоносовым (1711-1765). «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой  фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие  периоды. В нем ученый уделяет  существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться  каждым выступающим перед аудиторией. Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей  того времени и принесло ученому  громкую славу. В.Н. Татищев в своей  «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский  считал ее «великою заслугою своего времени».

Конец XVIII - начало XIX вв. характеризуются  нарастающим интересом к конфронтационному  красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Ответом на них служат "Правила  высшего красноречия" Сперанского, созданные на основе лекционного  курса, который он читал в 1792 г. в  Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX вв. имел свои закономерные последствия. С 60-х гг. в названиях учебных  пособий, риторику вытесняет словесность. При этом вслед за критикой крупнейшие филологи - А.А. Потебня и А.Н. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падал, пока в России не был проведен ряд судебных реформ Александра II, которые положили начало расцвету конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П.А. Александрова (1838-1893), С.А. Андреевского (1847-1918), А.Ф. Кони (1844-1927), Ф.Н. Плевако (1842- 1908), В.Д. Спасовича (1829-1906), Н.И. Холева (1858-1899). Одновременно пришелся и расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. И даже был заметен рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Риторика в главном своем назначении дала о себе знать и в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекали под свои знамена неисчислимые массы людей. И уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольда, А.В. Луначарского, Л.В. Щербы, Н.А. Энгельгардта, Л.П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, преподаватели которого предлагали программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора.В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г.З. Апресяна, Е.А. Ножина, А.Е. Михневича, Н.Н. Кохтева, В.П. Чихачева, Д.С. Беникова. К возрождению риторики как к искусству владеть речью призывал академик В.В. Виноградов(1895-1969), проводя анализ причин упадка риторики.

 

1.2 Теория и особенности  судебного красноречия

Судебное ораторское искусство  можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и  произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее  научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Выяснить, доказать, убедить  и повлиять - вот четыре взаимосвязанные  функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия.

Задача судебного оратора  в том, чтобы склонить судей к  нужному ему решению, а присяжных  заседателей к вердикту, желательному для него. Для успешного выполнения этой задачи ему необходимо знание ораторских способов и приемов, пригодных  для данного вида красноречия  и умение ими пользоваться. Для  того чтобы выделить отличительные  черты этого красноречия, мы исследуем  работу К.Л. Луцкого «Судебное красноречие», где автор выделил несколько  основных пунктов нужного построения юридической речи и способы воздействия  на судей и присяжных заседателей.

Судебное ораторское искусство  связано с логичностью и убедительностью. Доказательность - важнейшая черта  рассуждений в судоговорении. Речь выступающего должна быть аргументированной. Для этого в ней должны присутствовать факты, достоверные сведения и логичные умозаключения.

Выяснить, доказать, убедить  и повлиять - вот четыре взаимосвязанные  функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия.

Речь судебного оратора  отличается от других речей тем, что  помимо сухих фактов она должна волновать  и затрагивать судей и присяжных  заседателей. Убеждают – доказательствами, а взволновывают возбуждением соответствуюшего настроения или чувства. Люди есть люди и ничто человеческое им не чуждо, в своих решениях они руководствуются помимо рассудка различными душевными движениями, которые часто вызывают изменение в уме. Чувства – душа красноречия. «Легче следить за сверканием молнии, - говорил Лонжен, - чем противиться страстному порыву чувств».

Прежде всего судебному оратору нужно рассмотреть, насколько предмет его речи подходит для возбуждения чувства. Возбуждать большие чувства о пустом, незначительном процессе – значит поднимать «бурю в стакане воды». В таком случае следует говорить по существу, иначе есть риск вызвать всеобщий смех. В пример можно привести дело Марциана, где он просит своего адвоката говорить о трех козах, которых у него украли, вместо того чтобы рассуждать о сражении при Каннах в своей обвинительной речи против соседа Марциана, которого и обвиняли в краже коз.

Информация о работе А.Ф. Кони как идеальный оратор xx века