Религиозные верования и культы в первобытном обществе, и их следы в некоторых современных религиях
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:15, контрольная работа
Краткое описание
Проблема возникновения древнейших верований в некие потусторонние силы, и генезис религии издавна привлекали пристальное внимание теологов и светских ученых. Если первые предполагали в этом проявление божественного откровения, то вторые искали какие, то человеческие и вещественные причины. Что касается теологического подхода, то здесь я не буду на нем останавливаться. Он имеет право на существование, но основан на вере - Credo , и потому не может быть предметом дискуссии, которая неизбежно сведется к субъективным «верю, – не верю, согласен, не согласен».
Оглавление
Введение
1. Вера как ценность культуры. Культура и религия
2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры
3. Религия в культуре современности Вывод Список используемой литературы
На уровне самопроявления, самореализации
возможна действительная истовость веры,
которая может доходить до фанатизма в
отношении, как себя, так и других. Вера
на этом уровне требует от человека полной
отдачи. Конечно, не все верующие этого
уровня становятся отшельниками, монахами,
святыми или религиозными фанатиками.
Но и у обычных, у просто верующих этого
уровня культуры нередки проявления религиозной
нетерпимости, догматизма. Например, когда
высшей ценностью оказывается буква, а
не дух Священного Писания, сама заповедь,
диктующая норму поведения, а не живой
действующий человек. Именно на этом уровне
религиозные мораль и искусство считаются
более ценными в сравнении с любыми светскими
проявлениями нравственной и эстетической
культуры. И вообще, для людей этого уровня
весь смысл жизни и культуры сосредоточивается
в Боге и вере в него, причем, что очень
важно, не просто в вере, а в конкретной
религии (христианской, исламской или
другой).
В таком случае вера как долг,
норма, как осознаваемая высшая ценность
может входить и входит в противоречие
с чувствами, желаниями и стремлениями
человека, которые истолковываются другими
или им самим как грешные, ведущие к ослаблению
веры. И эти желания, стремления, чувства,
оказывается, необходимо подавить во имя
веры. Точно так же оценивается человеком
отношение других людей к Богу и вере.
При этом он исходит не из глубины своей
души, а из того, что ему диктует религиозная
норма, более или менее внутренне принятая
им. Всякое отступление от нормы или расхождение
с ней ощущается как конфликт, который
необходимо разрешить в ее пользу, иначе
слабеет и теряется вера, разрушаются
ценности – святыни и душа оказывается
в смятении. Преодолевать такие конфликты
помогают ритуалы и традиции. Атмосферу
нормы, долженствования, устойчивость
верований укрепляют существующие религиозные
организации. Человека стараются не оставлять
один на один с Богом.
Значение внешних религиозных
форм, традиций и ритуалов в этом смысле
огромно. Правда, эта же внешность ведет
к возможности лишения веры ее содержания,
к ее массовой ритуализации, формализации
и рационализации. Но в то же время внешность
форм ограждает от опасности чрезмерной
индивидуализации веры, от искажений и
отступлений от нее и, в конце концов, от
ее исчезновения.
На высшем уровне культуры,
уровне духовной элиты, религиозная вера
как раз индивидуализирована, содержательна
и духовно высока. Бог на этом уровне –
это идеал и самая высокая доминантная
ценность человека. Вера выявляется, прежде
всего, как чувство осмысленности жизни,
ее протяженности в вечность. Речь идет
об осмысленности жизни вообще и собственной
жизни, направленной к Богу, в частности.
Направленной не потому, что так удобно
человеку, не потому, что такова норма
его бытия, а потому, что таково его искреннее
желание и внутреннее стремление. И эта
направленность к Богу не абстрактна.
Для христианина, например, она выражена
в любви к людям. Идеал веры на высшем уровне
культуры воплощен в образе Иисуса Христа,
Богочеловека. Высококультурный христианин
должен быть подобен Иисусу, для которого
не было ни эллина, ни иудея, а были люди,
для которого человек был дороже всякого
ритуала и буквы закона (не человек для
субботы, а суббота для человека), который
учил тому, что Бог есть Любовь, который
проповедовал терпимость, кротость (но
не слабость!), человечность и милосердие.
Это должно быть истинное милосердие,
не исполнение христианского долга, а
желание, веление сердца. Милосердие не
ради собственного спасения, а из любви
к ближнему (даже если он враг твой). В образе
Христа явлена нравственность, в которой
главное не нормативная сторона (хотя
и она есть), а совесть, нравственное чувство,
обращенное вовнутрь, не позволяющее судить
других прежде, чем осудишь самого себя:
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата
твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»
Если человек выходит на уровень
религиозной культуры, близкий к высшему,
то он не оказывается в противоречии с
культурой светской (высшего уровня), с
нравственной и эстетической культурой,
так как в полноценной религиозной культуре
важны не формальные моменты ритуала,
текста и веры, а реальная человечность
жизни, чувств, намерений и действий человека.
В таком случае неверующий тоже может
жить по–божески, не думая об этом, не
зная и не ощущая этого.
Для высшего уровня религиозной
культуры характерна внутренняя устремленность
человека к единению с Богом, слиянию с
ним. Но, во–первых, такого уровня достигают
немногие. Во–вторых, и они сталкиваются
со сложными, а порой и трагичными проблемами.
Люди, способные приблизиться к такому
уровню культуры, часто вступают в противоречие
с официальной религиозностью, церковью
и религиозной традицией. Их вера оказывается
слишком индивидуализированной, не укладывающейся
в привычные рамки. А это всегда вызывает
у окружающих опасение и нередко трактуется
как гордыня и ересь. Человек высшего уровня
культуры остается как бы один на один
с Богом, без посредников–священнослужителей.
Но стремление слиться с Богом и жить по–божески
в небожеском мире и в одиночку – трагично
во всех отношениях. Очень остро это чувствовали
датский мистик XIX в. Серен Кьеркегор, а
позже, в ХХ в., немецкий философ Мартин
Хайдеггер. Невозможность слиться с Богом,
жить в земном мире поистине другого, запредельного
мира приводит к порывам отчаяния, к глубокой,
хотя и мудрой скорби. Неприятие рационального
рассудочного отношения к Богу (христианства
профессоров, как это назвал Кьеркегор)
усиливает моменты иррационализации и
мистизации веры. Конечно, дерационализированная
вера – в большей мере вера. Но в иррациональности
и мистичности человек с его разумом и
логикой начинает теряться. И, что еще
важнее, у него остается только одна возможность
общения с другими верующими и с Богом
– мистическая связь, суть и действие
которой невыразимы в обычной логике слов
и понятий, находясь за гранью ясных ощущений.
Но жизнь духа не состоит лишь из неясного,
а поведение и поступки конкретны и только
странным образом соотносятся с внутренним
состоянием человека. Всякая форма религиозности
расплывается и утрачивается. И в формальном
плане в религии остается мало религиозного.
Но форма ведь не бессодержательна, не
бессмысленна. Религиозность, утрачивая
форму, утрачивает и содержание, как–то
сливается со светской всечеловечностью.
Бог выступает как идеальное выражение
общечеловеческих Добра, Красоты, Истины
в их внутренней самоценности для человека.
Бог оказывается как бы внутри, и уже, не
сам ли человек оказывается Богом? Или
отношения с Богом оказываются невозможными
в силу того, что он – непостижим, непредсказуем,
недоступен. И «мыслящему тростнику» (Б.
Паскаль) остается только склониться перед
его неизвестной волей.
И непонятно, имеет ли Бог отношение
к человечности, к человеческим ценностям
и смыслам. Тогда намечается переход к
слепой вере, которая якобы сама по себе
есть свет для избранных, для тех, кого
Бог сподобил. Но что же остается другим
людям?
При любом из вышеотмеченных
«или» религия становится все менее конкретной:
менее – христианством, менее – исламом
и т. д., а более – верой в Бога (или нечто
высшее) вообще. В мире уже давно появилась
тяга к этому. В ХХ в. она выразилась в экуменическом
движении, цель которого – единение разных
церквей: «Мы уверены, что экуменическое
движение, хотя и христианское по происхождению,
должно стать движением всех религий в
стремлении к единению». В цитируемой
книге приводится заявление Свами Вивекананды:
«Мы, индуисты, не просто терпим, мы отождествляем
себя с любой религией: молясь в мечети
– с мусульманами, поклоняясь огню – с
зороастрийцем и преклоняя колени перед
крестом – с христианином».
Ревностные католики, православные
и мусульмане считают экуменические идеи
ложными и вредоносными. Пока что различия
религий и особенности каждой из них представляются
принципиальными для верующих. Возникала
и существует не религия вообще, а определенные
верования. Они, так или иначе, соотносятся
с конкретными культурами, выражая, а в
чем–то и порождая, как их особенности,
так и особенности культуры в целом.
2. Религиозные
верования в процессах становления
цивилизации и культуры
В древнейшую эпоху, когда человеческий
род еще формировался, уже существовали
некие предметы, тотемы, фетиши, талисманы,
обереги, амулеты и т. д. Их трудно назвать
божествами в более поздних смыслах, но
они были значимы для жизни людей ничуть
не меньше и являлись предметами веры
и поклонения, хотя и не безусловного.
К ним относились любые объекты окружающей
среды, наделенные особым умением воздействовать
на человека, его жизнь и действия. Это
могли быть священные животные, растения
или духи, как добрые, так и способные причинить
вред, в том числе и духи предков.
Возникновение веры в так называемые
«потусторонние», сверхъестественные
силы позже нередко пытались объяснить
слабостью и страхом человека перед силами
природы, его зависимостью от них и невежеством.
Что–то от истины в объяснениях такого
рода есть, но именно «что–то» – и не более.
Дело в том, что первичные верования вовсе
не были верой в потустороннее и сверхъестественное.
Древнейший человек характеризовался
очень слабой выделенностью из природы
и противопоставленностью ей. Фундаментальное
различие в отношении современного и древнего
человека к окружающему миру состоит в
том, что для современного человека мир
явлений (именно окружающий!) есть в первую
очередь «Оно», а для примитивного, древнего
человека он есть «Ты». Современный человек
различает мир одушевленный и неодушевленный,
а для древнего неодушевленного мира не
существовало. Жизнь была везде: в человеке,
звере, растении, камне, ударе грома, блеске
молнии, шуме ветра. «Оно» может рассматриваться
как элемент, часть группы, ряда предметов
или событий. И тогда предметы и события
могут восприниматься в качестве схожих
и управляемых общими или особыми закономерностями,
которые делают поведение объектов предсказуемым
(одинаковые удары грома и вспышки молний).
А вот «Ты» – уникально, имеет непредсказуемо
личностный характер. «Ты» проявляет себя,
свою волю и вовлекает все существо человека
в двусторонние отношения. Например, туземец
готов укусить камень, о который споткнулся,
стрелу, которая его ранила. Различия между
живым и мертвым, действительным и иллюзорным,
между обычными впечатлениями и снами,
галлюцинациями почти незначительны.
Все живет, действует и имеет самостоятельное
конкретное существование.
Поэтому человек верит не в
сверхъестественное, а во вполне реальное
вмешательство разнообразного «Ты» в
его жизнь: священные предметы (а также
божки и духи древности) – это существа,
находящиеся рядом с человеком, с которыми
он органично связан и имеет довольно
свойские отношения (может и обругать,
и высечь, и отбросить). Есть, конечно, и
страх, и опасение, но есть и другое: попытки
разнообразно использовать в своих интересах
волю и характер этих существ (через магию,
колдовство, ритуал и т. д.). Как пишет Ф.
Кликс, «в колдовстве будущее событие
даже не предсказывается, а вынуждается:
жертва умиротворяет сердитых богов, и
потому они «посылают дождь или удачу
на охоте».
Родоплеменная организация
жизни людей постепенно, по мере своего
развития, несколько изменила характер
верований. Возникли устойчивые культы
и ритуалы. Причем при их закреплении укреплялись
и отличия в культах и ритуалах одних групп
людей от других. Развитие веры в единых
для рода или племени животных либо растительных
предков, с одной стороны, отразило возникшую
социальную организацию, а с другой –
само явилось социально организующим
и цивилизующим моментом. То же можно сказать
и о культе вождей, и о выделении жрецов
(шаманов, колдунов), как особых людей,
общающихся с предками и духами. Шло постепенное
относительное отделение мира людей от
окружающего мира, а также от мира других
людей. Появились представления о своих
и чужих предках, божках, духах, их возможных
столкновениях, большем или меньшем их
могуществе.
Все вышеуказанные моменты
дополнились и углубились при становлении
древних государственных цивилизаций.
Отделенность конкретного социума от
остального мира закреплялась и закрепляла
этносы при их формировании. Люди создавали
свой особый (в чем–то уже искусственный)
внешний мир и начинали осознавать свою
выделенность из природы и отделенность
от других людей. Например, древние египтяне
преобразовали, окультурили долину Нила
и уже различали, с одной стороны, «людей»,
а с другой – не только животный и растительный
мир, но и ливийцев, азиатов, африканцев.
Люди отличались и от богов, так как людьми
считались те, кто жил в Египте, одевался
и вел себя по–египетски.
В то же время долго оставалось
представление о том, что люди, боги и другие
элементы Вселенной – единосущны. Например,
небо могло мыслиться как корова или как
женщина, а Бог мог предстать в виде сокола
или крокодила. Все явления природы были
разными, но имели как бы одну основу и
могли переходить из одного состояния
в другое. Мерки человеческого поведения,
в свою очередь, становились точкой отсчета
для понимания в нечеловеческих явлений
лишь потому, что они были известнее, ближе
и понятнее. Поэтому и боги вели себя, как
люди, бывая то благосклонными, то враждебными,
то равнодушными.
Такого рода религиозные верования
развивались повсеместно, как элементы
всех древних цивилизаций. Но были ли сами
эти верования цивилизующими? Видимо,
да. Ведь они были своеобразным выражением
использования, осмысления и освоения
человеком природы, моментом регуляции
отношений с ней и вообще появления человеческого
в отличие от природного. Верования помогали
жить людям, свободным от инстинктивных
программ поведения, взаимодействовать
с окружающей средой и упорядочивать отношения
между людьми внутри сообществ. Верования
задевали ориентиры поведения и, оформляясь
в культы, становясь ритуалами и традициями,
формировали жизнь сообщества и существование
индивида в нем – жизнь уже в отстраненности
от мира как «Ты», которое преобразовывалось
в мир как «Оно».
Таким образом, верования стали
элементом устойчивости человеческих
отношений с миром и формами (ритуальными,
церемониальными, культовыми) цивилизованной
жизни, отличной от животно–растительного
существования и еще более от первобытно–дикого.
И в этом смысле процессы цивилизации
и окультуривания жизни совпадали, т. е.
верования были моментом становления
и цивилизации, и культуры. Это очевидно,
если иметь в виду витальный уровень культуры
и появление в жизни людей религиозных
ценностей как значимостей, т. е. того,
что почитается (как кажется), обеспечивает
успех в деятельности и поддерживает саму
человеческую жизнь.
Почти совпадали в своем становлении
цивилизация и культура (применительно
к верованиям) и в том, что касалось специализированного
уровня (уровня самопроявления) культуры
и ее ценностей как норм бытия. Уже в доцивилизованные
периоды уровень самопроявления, специализированный
уровень культуры в сфере верований проявлялся
в деятельности шаманов, колдунов, а отчасти
и родоплеменных старейшин, вождей. Позже,
в древних цивилизациях, то же самое было
реализовано более системно в профессиональном
статусе жрецов, служителей храмовых культов.
Появляются люди и организации – посредники
между религиозными ценностями и другими
людьми (земледельцами, скотоводами, воинами).
Отношения с религиозными ценностями,
значимостями закрепляются в традициях,
нормах поведения, особых формах бытия.
Верования действуют через исполнение
предписанного, должного, через соблюдение
норм, следование традиции, совершение
ритуалов, проведение церемоний, исполнение
обрядов. Посредники–священнослужители
лучше, чем другие, знают необходимые формы
проявления верований, обеспечивают практическую
сторону их реализации, трактуют их смысл.
Для остальных культ и религиозные предписания
выступают как должное, т. е. то, что должно
выполняться, чему должно соответствовать
поведение, чем должно определяться отношение
к миру, другим людям и божествам. В этом
смысле религиозные формы существования
выполняют цивилизующую роль, упорядочивая
жизнь.