Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, реферат
В современный период для духовной жизни общества и народа особенно важно изучение такого культурного феномена этноса, как религия, мифология.
Введение
1.История чувашей.
2.Чувашские религии и верования.
2.1О старой вере чувашского народа.
2.2Чувашская мифология.
2.3Народная религия чувашей.
3.Традиции чувашского народа.
3.1Чувашские семейные традиции.
3.2Традиционная одежда.
3.3Традиционное жилище.
3.4Традиции и обычаи в чувашской свадьбе.
Заключение
Список литературы
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ
АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
на тему: «Религиозные
верования и традиции
чувашского народа»
Выполнила: студентка 1 курса
Группы 11-Г-11н
Павлова
Елена
Проверила:
Дроздова.
С. Ю
Содержание
Введение
1.История чувашей.
2.Чувашские религии и верования.
2.1О старой вере чувашского народа.
2.2Чувашская мифология.
2.3Народная религия чувашей.
3.Традиции чувашского народа.
3.1Чувашские семейные традиции.
3.2Традиционная одежда.
3.3Традиционное жилище.
3.4Традиции и обычаи в чувашской свадьбе.
Заключение
Список
литературы
Введение.
Актуальность темы.
Человек изначально испытывает духовную потребность иметь целостное представление о мире. В ходе практического освоения действительности ему необходимо получить ответы на вопросы о том, что же такое наш мир в целом, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния. Возрастающий интерес к прошлому, к истокам культуры своего народа направляют усилия современников на изучение накопленного духовного богатства. Рассматривая проблему сохранения и возрождения этнокультурных ценностей в настоящее время, представители чувашской научной и творческой интеллигенции считают, что мировоззрение чувашского народа отражается в народных традиционных верованиях, его мифологии и обрядности, которые нельзя воспринимать только как религию. Народная религия чуваш - это накапливавшееся в течение столетий духовное богатство нашего народа, его история, культурное достояние. Понимание культуры как совокупности традиций, обычаев того или иного народа в процессе развития переходит в понимание ее как системы образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Возникает актуальная потребность выявления этих скрытых мировоззренческих констант и определения форм их осознания народом. В современный период для духовной жизни общества и народа особенно важно изучение такого культурного феномена этноса, как религия, мифология. Особую значимость сегодня приобретает проблема сохранения и приумножения этнических ценностей в целях правильного регулирования деятельности и поведения членов общества. Знакомство с мифологией, традициями и обрядами, позволяет приобщить духовные ценности чуваш к системе общечеловеческих ценностей, дает возможность понять видение мира нашими предками и определить перспективы развития национальной культуры.
Цель реферата: рассказать о религиозных верованиях и традициях чувашского народа.
Задачи реферата:
1.Выяснить специфику и отличие чувашских религий и традиций от религий и традиций других народов.
2. изучить
религиозные верования, обычаи, обряды,
традиции чувашского народа, важнейшие
культы и показать какой смысл
3.Рассказать об основных религиозных верованиях и традициях чуваш.
1.История чуваш.
Чуваши вместе с современными казанскими татарами являются наследниками населения и культуры Волжской Булгарии. Этноним «чуваш» по одной из основных гипотез происходит от названия племенной группы булгар — суваров-сувазов, которые, в свою очередь, являлись остатками объединения савировНазвание чувашей в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксировано в начале XVI в. По данным профессора В. Д. Димитриева, в источниках XVI — начала XVIII вв. чуваши назывались также «горными черемисами», «черемисскими татарами».Савиры — группа племён неясного происхождения, которые первоначально обитали в Западной Сибири, а в нач. VI века в результате Великого переселения народов появились на Кавказе, где на короткое время создали несколько политических объединений, контактировавших с Сасанидским Ираном и Византией. В результате неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны и вошли в состав Западно-Тюркского, а позже Хазарского каганатов. По-видимому, одна их часть вместе с булгарами в VIII веке достигла Среднего Поволжья. Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, сообщает, что сувары были одним из трёх племён, подчинявшихся булгарскому царю, и имели своего князя Вырага. Там же сообщается, что часть сувар — сувазы отказались принять ислам вместе с другими булгарами
После захвата Булгара в 1236 году монголами, восстаний 1237 и 1240 годов и гибели хана Ильгама, эти сувазы формировались уже как отдельный народ, не принявший ислам, и этим объясняется сравнительно быстрое принятие христианства чувашами и существенные пережитки язычества. В. Г. Егоров считал, что чуваши сформировались на основе местных финно-угорских племён (марийцы), воспринявших тюркский язык. Марийский компонент в этническом составе чувашей занимает довольно значительное местоЭтот вывод подтверждают и данные антропологии. Современные генетические исследования также показывают значительность ~28 % гаплогруппы N угро-финского происхождения среди чувашей.
С XV-XVI
веках чуваши
входили в Казанское
ханство,
как отдельный народ. В середине 1551 года чуваши вошли в состав Московского
государства.В
Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание
в летописях в 1469, основан как город-крепость
в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали
торгово-ремесленными центрами. Во 2-й
половине 16—17 вв. заселяются южные и юго-западные
части Чувашии, покинутые в 15 столетии
из-за разбойных нападений ногайцев и
кыпчаков, поднимавшихся вверх по течению
Волги.
2.Чувашские религии .
2.1О старой вере чувашского народа.
Чуваши
- один из самых проблематичных народов
Среднего Поволжья. Они проживают в Казанской,
Симбирской, Самарской, Саратовской, Уфимской
и Оренбургской губерниях, но их основная
масса живет в Казанской губернии на правой
стороне Волги.
Их большая часть, местами, правда, только
формально, исповедует религию восточного
(православного) христианства.
Язычество сохранилось в своей неприкосновенности
только очень спорадически. Языческое
селение это редкостное явление. Вопреки
этому мне прошлым летом удалось длительное
время побывать в одной такой исконно
языческой местности, в деревне Улхаш
Симбирской губернии (ныне Ульяновской),
где я сделал ценнейшую часть своих записей.
И в других краях, где сейчас уже исповедуют
христианскую веру, жива память о языческой
эпохе в основном в устах стариков, которые
сами лет 40-50 тому назад тоже приносили
жертвы древним чувашским Богам.
Свое старое верование чуваши называют
"обычаем старых" (ваттисен йăли).
Нынешних чувашей-язычников называют
"истинными чувашами" (чăн чăваш)
или некрещеными (тĕне кĕмен).
Хотя крещение чувашей началось еще во
времена Ивана Грозного, в основном оно
охватило только северные территории,
и то только спорадически. Более южные
края сохранили свое язычество. 50-60 лет
тому назад русское правительство опять
загорелось желанием обратить их в христианство,
и проповедники, и священники объездили
подряд все языческие деревни и насильственным
путем крестили население. Во многих местах
- традиционно - чуваши сопротивлялись,
взяв в руки оружие, в других местах прятались
в лесах, в погребах, чтобы спастись от
крещения.
2.2Чувашская мифология
Чуваши
считали, что мир состоял из трех
частей: верхний мир, наш мир и
нижний мир. И было всего семь слоев
в мире. Три слоя в верхнем, один
в нашем, и еще три в нижних
мирах. Земля была квадратной. На ней
жили разные народы. Чуваши верили, что
их народ живет в середине земли. Священное
дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись,
поддерживало небосвод посередине. С четырех
сторон, по краям земного квадрата, небосвод
поддерживали четыре столба: золотой,
серебряный, медный, каменный. На верхушке
столбов располагались гнезда, в них по
три яйца, на яйцах — утки.
Берега земли омывал океан, бушующие волны
постоянно разрушали берега. «Когда край
земли дойдет до чувашей, конец света придет», —
верили древние чуваши. В каждом углу земли
стояли на страже земли и людской жизни
чудесные богатыри. Они охраняли наш мир
от всякого зла и несчастий.
Верховный бог находился в верхнем мире.
Он правил всем миром. Громы и молнии метал,
дождь пускал на землю. В верхнем мире
находились души святых и души неродившихся
детей. Когда человек умирал, душа его
по узенькому мосту, переходя на радугу,
поднималась в верхний мир. А если он был
грешен, то, не пройдя узкого моста, душа
человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем
мире стояло девять котлов, где варились
души грешных людей. Слуги дьявола непрестанно
поддерживали под котлами огонь. Но были
на земле щели, или дыры, называемые «какар»,
по которым герои спускались в ад и спасали
своих любимых и близких.
Традиционная чувашская вера представляла
собой сложную систему верований, основу
которой составляла вера в Туры – верховного
бога неба. Еще Д. Мессарош заметил наличие
единого бога у чувашей, который, тем не
менее, сочетался с аграрными праздниками:
Южные чуваши Бога называют Тур, северные
Тор. Относительно понятия Бога у чувашей
русская специальная литература до сих
пор была в заблуждении. Язычеству или
«черной магии» она приписывала бесчисленных
Богов, несмотря на то, добрые они или злые,
а также прочие плоды воображения. Со своим
неполным знанием языка и предмета туманные
названия некоторых болезней тоже воспринимали
как названия Богов. Различались у них
главный Бог (Тур) и множество Богов нижнего
чина.
Также для традиционной чувашской веры
был свойственен дуализм – наличие доброго
и плохого божеств. Чуваши называли его
Шуйтаном.
Так же у чувашей были и другие верования,
одним из самых значимых является вера
в Кереметей – злых духов, или духов предков.
Чуваши – самый многочисленный тюркский
народ, большинство верующих которого
– христиане. Также существуют немногочисленные
группы, исповедующие ислам суннитского
толка и традиционные верования.
2.3Народная религия чувашей.
Под чувашской
народной религией понимается доправославная
чувашская вера. Но четкого понимания
этой веры нет. Как чувашский народ
не однороден, так же чувашская доправославная
религия неоднородна. Часть чувашей веровали
в Тора и сейчас веруют. Это монотеистическая
вера. Тора он один, но в веровании Тора
существует Кереметь. Кереметь — это
реликт языческой религии. Такой же языческий
реликт в христианском мире как празднование
нового года и масленицы. У чувашей кереметь
был не богом, а образом зла и темных сил,
которому приносили жертвы, чтобы они
не трогали людей. Кереметь при дословном
переводе означает “вера в (бога) Кер”.
Кер (название бога) еметь (вера, мечта).
Возможно часть верует в тенгрианство,
что это такое, до конца не понятно. Тенгрианство,
по чувашски тенкер, фактически означает
тен (вера) кер (название бога), т.е.
“вера в бога Кер”.
Существовала еще языческая религия со
множеством богов. При этом каждое поселение,
город имел своего главного бога. По названию
этих богов назывались селения, города,
народы. Чуваши — по чувашски звучит
Сьаваш (Сав-Ас дословно означает
“асы(бога) Сав”), булгары — по чувашски
пулхар (пулэх-ар — дословно означает
“народ (бога) пулэх”), русы — Ре-ас
(дословно означает “асы (бога) Ра”) и
т.д. В чувашском языке, в мифах остались
упоминания языческих богов – Ану, Ада,
Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади,
Сав, Пулех и др. Эти языческие боги идентичны
с богами древней Греции, Вавилонии или
Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон.
–Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад), чув.Тора
(вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк),
чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч.
Зевс –Сав-ас, рус. Савушка).
Многие названия рек, городов и сел носят
названия богов. Например, река Адал (Волга)
(Ада-илу озчает бог Ада), река Сьавал
(Цивиль) (Сав –илу- бог Сав), река Савака
(Свияга) (Сав-ака- луга бога Сав), село
Моркаш (Моргауши) (Мэрдэк-аш — бог
Мэрдэк), город Шупашкар (Чебоксары) (Шуп
–аш-кар – город бога Шуп). Вся чувашская
жизнь пронизана реликтами языческой
религиозной культуры. На сегодняшний
день мы не задумываемся о религиозной
культуре, и религия в жизни современного
человека занимает не первое место. Но
чтобы понять себя, мы должны понять народную
религию, а это невозможно без восстановления
истории народа. На моей малой родине (деревня
Туппай Эсмеле Мариинско-Посадского района)
православие было насильственно принято
в середине 18 века, что привело уменьшению
численности населения деревни на 40%. Чуваши
всегда были приверженцами своей старины
и не воспринимали насильственное навязывание
другой культуры и религии.
Рассмотрение народной религии показывает
наслоение трех видов религий:
Информация о работе Религиозные верования и традиции чувашского народа