Религиозные верования и традиции чувашского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:08, реферат

Краткое описание

В современный период для духовной жизни общества и народа особенно важно изучение такого культурного феномена этноса, как религия, мифология.

Оглавление

Введение

1.История чувашей.

2.Чувашские религии и верования.

2.1О старой вере чувашского народа.

2.2Чувашская мифология.

2.3Народная религия чувашей.

3.Традиции чувашского народа.

3.1Чувашские семейные традиции.

3.2Традиционная одежда.

3.3Традиционное жилище.

3.4Традиции и обычаи в чувашской свадьбе.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
  • Монотеистическая вера в бога Тора.
  • Древняя языческая вера со множеством богов – Сав, Кер, Ану, Ада, Пулэх.
  • Монотеистичекая вера Тенгринство – вера в бога Тенкер, не что иное как вера в бога Кер, что возможно является результатом развития языческой религии с превращением в монотеистическую с богом Кер.

 
3.Традиции чувашского народа

3.1Чувашские  семейные традиции

По представлениям древних чувашей, каждый человек  обязательно должен был сделать  два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.

Родители  в чувашской семье. Старинная  чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.

В чувашских  семьях к старикам-родителям и  к отцу-матери относились с любовью  и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине.

С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.

О чувстве  долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными  на своей ладони, — и то не отплатишь  ей добром за добро, трудом за труды». Древние  чуваши считали, что самое страшное проклятье — материнское, и оно обязательно сбудется.

Жена  и муж в чувашской семье. В  старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж  и жена уважали друг друга, разводы  были большой редкостью.

О положении  жены и мужа в чувашской семье  старики говорили: «Хĕрарăм — кил  турри, арçын — кил патши. Женщина  — божество в доме, мужчина —  царь в доме».

Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке. Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упомиыают ывăл-хĕр — сыновей-дочерей. Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений. И только в трудолюбивой и богатой семье можно было снабдить невесту достойным приданым.

В чувашских  селениях никогда не было брошенных  детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как  своих собственных детей. И. Я. Яковлев  в своих записях вспоминает: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая… Только когда мне исполнилось лет 17 … я узнал, что это не родная мне семья». В этих же записях Иван Яковлевич упоминает, что его очень любили.

Все важные проблемы в семье решали, советуясь  друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

И. Я. Яковлев  в своем «Духовном завещании  чувашскому народу» упоминает дружбу и согласие, любовь к родине, хорошую  семью и трезвую жизнь, уступчивость, трудолюбие, честность, скромность.По чувашским представлениям, настоящий, хороший человек — это, прежде всего, человек с хорошим кăмăл (кăмăллă çын), даже если у него есть физические недостатки или он с детства болен или не очень умен.

Вероятно, кăмăл означает внутреннюю духовную сущность человека, в том числе и черты характера. И если душа — чун дается и человеку, и животным, то кăмăл — это чисто человеческое свойство, и на него можно воздействовать воспитанием 
 

3.2Традиционная  одежда

Чувашская одежда выделялась красотой, самобытностью  и богатством среди одежды народов Среднего Поволжья. Платье, обувь, головные уборы, украшения — все производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве. Главным материалом для изготовления одежды служили холст и кожа. Чувашки ткали сукно различных цветов и льняной и посконный холст разных сортов — тонкий (катан пир), сурбанный, ровный, портяночный, редкий для подкладки (шала пир) и т. д., а также шерстяные кушаки и опояски разных цветов. Для праздничной и выходной одежды состоятельные крестьяне приобретали привозные сукна, шелк, кумач, бумажные ткани — китайку, выбойку, берметь, разную тесьму, бисер и т. д. Женщины искусно вышивали праздничные уборы, делали разнообразные украшения. 
В основе традиционного костюма у женщин — туникообразная кĕпе — рубашка, богато украшенная вышивкой.В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном употребляли рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Поверх рубахи женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балахоны типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые — из кармазинного зеленого сукна. 
Летом в прохладные дни мужчины и женщины носили кафтанообразные шупăр из холста и пустав из тонкого сукна. Осенью — поддевку из шерстяной ткани (сахман). Носили также епанчи (одежду типа широкого и длинного плаща) из белого или серого, реже — синего сукна. Зимой носили приталенную шубу из овчины. 
Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой -шапки (сĕлĕк) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом. 
В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан — род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек  тухья — шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин  хушпу — шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками — тăхланкка. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хÿре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т.п. 
В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье (шăрçă), шейное украшение из монет (çуха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пуçу хыса), подвески к поясам — сарă, яркăч, нагрудные украшения (шÿлкеме) и сурбанные подвесы (сурпан çакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т.д. 
Обычной обувью были кожаные сапоги, зимой — валенки, а также лапти (çăпатă). Вирьялы носили лапти с черными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными чулками — вязаными или сшитыми из сукна (тала чăлха). 
С середины XХ в. чувашские мужчины начали носить пиджаки русского типа, полушубки, рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В женской одежде, особенно у анатри, на смену белому холщовому одеянию, украшенному вышивкой, пришла пестрядь и фабричная ткань; сурбаны и головные повязки дополнились покупными платками и полушалками. К старинной вышивке прибавились аппликации и нашивки из цветной фабричной ткани.

3.3Традиционное жилище 
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (çурт, пÿрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лаç. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки. 
Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков — лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или тыном. 
Распространенный тип избы — четырехстенник. В XIX в. у зажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В ряде местностей Среднего Поволжья и особенно Приуралья чуваши строили дома из самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двускатными, у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, дранки, к концу XIX в. появляются крыши тесовые, железные и черепичные. 
Внешняя отделка и украшение домов часто украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот. 
Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, — полати. В булгарскую эпоху булгаро-чуваши изготавливали стекло для окон, позднее после разгрома Волжской Булгарии Золотой Ордой и в эпоху Казанского ханства, стал использоваться специально обработанный пузырь. Трубы печей выводили наружу, однако после непосильных налогов, наложенных на инородцев царской Россией в XVII веке, когда налоги налагались на каждое окно и трубу, число и размер окон резко уменьшаются, а глинобитные печи стали только топиться по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу. С середины XIX в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоходом. Однако в них при этом традиционный очаг — «вучах»— с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом — у низовых — сохраняется. 
Чувашский «лаç» (летняя кухня) — это четырехугольный деревянный или каменный домик с земляным полом, и маленьким окном и соломенной или деревянной кровлей. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво. 
Во второй половине XIX в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.

 
3.4Традиции  и обычаи в чувашской  свадьбе

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши  считали большим несчастьем и  грехом умереть незамужней или неженатым  человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие  исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода...

Вся забота чуваша в здешней жизни не в  приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении  своего рода: т?т?м ан сив?нт?р —  чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и  работает, и копит деньги, отказывая  себе даже в улучшенной пище. В.К. Магницкий

Знакомства  и выбор невесты и жениха

По традициям  многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся  до седьмого поколенияЭтот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника. Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

Когда парень объявлял о своем желании  жениться, родители в первую очередь  выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

 Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Перед свадьбой

Для знакомства с семьей невесты  и предварительного сговора, сватания (кил?шни), родители юноши посылали сватов (евч в доме кнут.

Через несколько дней в дом невесты  приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты (х?р ?ура?ни). Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны  невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье

Сохранились сведения, что в древности свадебным  одеянием невесты был обрядовый  шупйр.

Подготовка  к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих  деревеньНо везде чувашская свадьба  начиналась почти одновременно и  в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в  доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба  завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю ?им?к.

Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и  украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пу??.

Начало  свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это  время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный с?хман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — п?ркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.

Начало  свадьбы в доме жениха. В это  время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный с?хман (шуп?р), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.

Информация о работе Религиозные верования и традиции чувашского народа