Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 07:51, контрольная работа
Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня появляются «новые» гипотезы о происхождении человека. Но, по своей сути, все это — лишь возвращение к древним, уже существовавшим в нашей истории мифам и легендам, всплывшим на поверхность в конце XIX века, затем вновь забытым и сегодня возрождающимся опять.
Древние легенды имеют, возможно, вполне реальное основание. В свое время Платон в своих трудах вообще не рассматривал такое понятие, как прогресс, описывая всю древнейшую историю человечества как процесс непрерывной деградации. Во всяком случае, основанные его последователями мистические школы неуклонно придерживались именно такой доктрины.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………………………………………………………..4
2. Синкретизм как главный признак первобытной культуры. Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении………….11
3. Генезис духовной культуры:
а) архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм);………………………………………………………………………...19
б) зарождение морали (табу и их социальный смысл);……………………….27
в) зарождение искусства (первые формы художественного творчества в живописи, музыке, скульптуре);………………………………………………..30
г) мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология
по теме: Культура первобытного общества
Исполнитель: студент
Направление:Управление качеством
Профиль
группа:УК-12Пр
Ф.И.О Потапов А.Ю.
Первоуральск
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Начало истории человечества.
Особенности жизни и
2. Синкретизм как главный
3. Генезис духовной культуры:
а) архаические формы религиозных
верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм);……………………………………………………
б) зарождение морали (табу и их социальный смысл);……………………….27
в) зарождение искусства (первые формы
художественного творчества в живописи,
музыке, скульптуре);………………………………………………
г) мифотворчество первобытных людей
(миф как первая форма мировоззрения)…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня появляются «новые» гипотезы о происхождении человека. Но, по своей сути, все это — лишь возвращение к древним, уже существовавшим в нашей истории мифам и легендам, всплывшим на поверхность в конце XIX века, затем вновь забытым и сегодня возрождающимся опять.
Древние легенды имеют, возможно, вполне реальное основание. В свое время Платон в своих трудах вообще не рассматривал такое понятие, как прогресс, описывая всю древнейшую историю человечества как процесс непрерывной деградации. Во всяком случае, основанные его последователями мистические школы неуклонно придерживались именно такой доктрины. Возможно, для этого у Платона были определенные основания — допустим, древние, в наше время уже безвозвратно утерянные документы. Причины их потери существовали (вспомните сожженную Александрийскую библиотеку).
И тем не менее уже в конце XIX века среди оккультистов стала появляться неведомо откуда взявшаяся информация о существовании очень древних, интеллектуально развитых и сильно отличающихся от современного человека расах. Сегодня эта информация проникла и в среду ученых, решившихся, наконец, серьезно рассматривать эти вопросы. О чем повествуют древние легенды?
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и дея-
тельности первобытных людей. Роль труда и общения в возник-
новении и становлении культуры.
На этой шкале предоставлено развитие всех первобытных людей мира, начиная с того периода, когда возникли первые человекоподобные гоминиды (5 млн.лет назад) и до 700 г.до.н.э.
5 000 000- 2 000 000 до. н.э.
В Африке появляются первые гоминиды, обитавшие на деревьях.
2 000 000- 250 000 до. н.э.
Появляется человек прямоходящий – Homo erectus – и расселяются по Азии и Европе.
250 000 – 120 000 до. н.э.
В Африке – Нomo sapiens – которые постепенно переселяются на север.
80 000 – 30 000 до. н.э.
В Европе живут неандертальцы (обитатели пещер).
50 000 – 25 000 до. н.э.
Современные люди расселяются по территории Европы, Азии, Австралии, Америки. Изготавливают орудия труда из кости и камня.
25 000 – 10 000 до. н.э.
Первые круглые дома, рисунки и резьба.
10 000 – 9 000 до. н.э.
Изменение климата , конец ледниковой эпохи.
9 000 – 7 000 до. н.э.
Возникновение земледелия в отдельных районах мира. Поселения в Сирии, Палестине, на Кипре. Одомашнена собака.
7 000 – 6 000 до. н.э.
В восточном Средиземноморье одомашнены козы, овцы, свиньи. Изготавливают ткани льняные, керамики, применяется медь. Строятся первые города.
5 000 – 4 000 до. н.э.
В Анатолии обрабатывают медь и свинец. Одомашнены лошадь, осел. В районе Мексиканского залива выращивают маис, в Перу – хлопок, в Китае и Индии – рис.
4 000 – 3 000 до. н.э.
Шумерская цивилизация. Первая письменность. Изделия из золота, серебра, свинца. Орошение. Парусные суда на Ниле и Евфрате. Каменные храмы и гробницы на Мальте и в Европе.
3 000 – 2 000 до. н.э.
Первые фараоны Египта,
иероглифическая письменность. В
Месопотамии изобретена колесница.
Возникновение цивилизации
2 000 – 1000 до. н.э.
Распространение методов обработки бронзы по Европе. Завершено строительство Стоунхенджа.
1 000 – 700 до.н.э.
Культкура ольмеков в Мексике . Кельты расселяются по Центральной Европе, Британским островам. К 700 г.до н.э. в Европе открыт секрет обработкаи железа. В Америке и Африке развиваются доисторические культуры.
Человек- дальний родственник животных, а животные всех видов постоянно изменяются, приспосабливаясь к условиям существования. Одни виды вымирают, другие развиваются и совершенствуются. Этот процесс называется- эволюцией.
Человек принадлежит к приматам - отряду млекопитающих, куда входят также все обезьяны. Около 5млн. лет назад у некоторых крупных приматов размер мозга увеличился, а походка стала прямой. Так в ходе эволюции появилось семейство человекообразных приматов- гоминид, к которому принадлежим и мы. В последующие 3 млн. лет у отдельных видов гоминид мозг стал еще больше, а зубы приспособились к разжевыванию самой разнообразной пищи.
Первые орудия. Большие изменения произошли около 2 млн. лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. Следующим шагом стало использование огня. Мозг гоминид продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн. лет назад гоминиды, жившие в Африке, стали постоянно ходить на двух ногах и начали расселяться по миру. Останки этих гоминид (Homo erectus- человек прямоходящий) были найдены в Африке, Азии и Европе.
Следующим этапом эволюции был гейдельбергский человек, названный так по месту обнаружения его останков. По последним данным палеонтологии, возможно, именно он был нашим ближайшим предком. Около 200000 лет назад появился еще один вид гоминид, до недавнего времени считавшийся предшественником современного человека (теперь его склонны относить к другой ветви гоминид). Этих ископаемых гоминид называли неандертальцами, так как их останки были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. Неандертальцы были ниже и коренастее современного человека. Они жили в естественных укрытиях (пещерах) и использовали огонь для обогрева и приготовления пищи. У них были каменные ножи для охоты на животных и разделки мяса.
Неандертальцы вымерли 30 000 лет назад, вытесненные первыми “современными” людьми. Эти люди, иногда называемые кроманьонцами, были похожи на нас и использовали гораздо больше орудий труда, чем неандертальцы. Возможно, неандертальцы вымерли, потому что были не столь хорошими охотниками, как кроманьонцы.
Повседневная жизнь. Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, ученые многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, хоронили умерших, по очереди присматривали за детьми. Яркие рисунки на стенах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.
По мере развития людям требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди проложили пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.
Земледельцы. Охотники разных районов мира постепенно перешли к образу жизни земледельцев. Вероятно, поначалу они просто пытались управлять стадами животных, на которых охотились, и собирали семена диких растений, таких, как пшеница, из которых делали муку. Примерно в 9 000 г. До н.э. жители Ближнего Востока обнаружили, что если просушить семена, их можно хранить всю зиму и сеять на следующий год, постепенно люди начали выращивать некоторые растения на полях. Это означало, что им пришлось поселиться на одном месте, возле своих полей. По мере того как земледельцы учились выращивать полезные культуры и разводить скот, возникали поселения, где жили не только сами земледельцы, но и ремесленники, покупавшие у них продукты.
Доисторические орудия. Во многих уголках мира первые охотники пользовались для изготовления орудий труда и оружия кремнем и другими породами камня (обсидианом). Постепенно люди начали узнавать, как делать более разнообразные орудия. Появились искусные ремесленники. Для охоты на птиц требовались тонкие стрелы, большие режущие орудия – для свежевания животных.
Земледельцам требовалось много каменных орудий. С помощью топоров они вырубали леса, освобождая место для полей. Для изготовления орудий использовали кремень. Кроме того, первобытные люди изобрели колесо, керамику, прядение и ткачество.
Открытие металлов. Металлические
орудия появились в обиходе
Постепенно первобытные люди обнаружили, что железо можно выплавлять, нагревая на огне железную руду и древесный уголь. Примерно в 2 000 г. до н.э. железо в первый начали применять жители Анатолии (современная Турция). В Западной Африке его стали обрабатывать раньше 500 г. до н.э.
Доисторический и исторический периоды. Продолжительность доисторического периода в разных странах мира была различной – в зависимости от того, когда в этом районе появилась письменность.
В Китае доисторический период завершился с изобретением письменности в 1 600 г. до н.э. В большинстве районов Америки он продолжался вплоть до появления европейцев в 16 веке. В других странах доисторический период закончился в то время, когда они были завоеваны римлянами, имевшими письменность.
Чтобы выяснить особенности этой новой формы отражения — особенности сознания, необходимо рассмотреть те изменения в условиях и образе жизни, которые привели к очеловечиванию животных предков людей и породили сознание человека.
Эти изменения наступили в связи с переходом от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, представляющий собой общественный процесс целенаправленного воздействия людей на природу. В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.
Появление труда и
образование человеческого
«Этим, — говорит Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».
Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.
Развитие руки в свою очередь влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего — от руки. Таким образом, рука— этот орган действия с предметами — совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга.