Культура первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня появляются «новые» гипотезы о происхождении человека. Но, по своей сути, все это — лишь возвращение к древним, уже существовавшим в нашей истории мифам и легендам, всплывшим на поверхность в конце XIX века, затем вновь забытым и сегодня возрождающимся опять.
Древние легенды имеют, возможно, вполне реальное основание. В свое время Платон в своих трудах вообще не рассматривал такое понятие, как прогресс, описывая всю древнейшую историю человечества как процесс непрерывной деградации. Во всяком случае, основанные его последователями мистические школы неуклонно придерживались именно такой доктрины.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Начало истории человечества. Особенности жизни и деятельности первобытных людей. Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры…………………………………………………………………………..4
2. Синкретизм как главный признак первобытной культуры. Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении………….11
3. Генезис духовной культуры:
а) архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм);………………………………………………………………………...19
б) зарождение морали (табу и их социальный смысл);……………………….27
в) зарождение искусства (первые формы художественного творчества в живописи, музыке, скульптуре);………………………………………………..30
г) мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

контрольная работа по культурологии 7 вариант.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Образность в мифе неотделима от  мысли,  так  как  она  и  представляет

собой  ту  форму,  в   которой   закономерно   осознается   впечатление   и,

соответственно,  событие.   Миф    становится   способом   миропонимания   в

 первоьытной  культуре,  способом,  которым  она  формирует  свое  понимание истинной сущности бытия, т.е.  миф выступает в роли  своеобразной  философии или метафизики древнего человека.

      Общепринятой  теории  мифа  нет  до  сих   пор,   поэтому   необходимо

познакомиться  с  самыми  известными  из   выдвигавшихся   гипотез.   Первую серьезную  философию  мифа  создал  итальянский  ученый   Дж.Вико,   который полагал, что  мифы складываются  как  игра  фантазии,  вызванная  интуитивным  ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними.  Ему  же  принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на  разных  уровнях  общественного развития.  "Первые  люди,  как  бы  дети  рода  человеческого,   неспособные образовать родовые  понятия  вещей,  естественно,  были  вынуждены  сочинять поэтические характеры,  т.е.  фантастические  роды  или  универсалии,  чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''. И  он  же продолжает: "Поэтическая мудрость - первая мудрость язычества - должна  была начинать с метафизики, не рациональной  абстрактной метафизики  современных

ученых, а с чувственной и  фантастической метафизики первых  людей,  так  как они были совершенно  лишены  рассудка,  но  обладали  сильными  чувствами  и могущественной фантазией".     Юм Д.  предположил  позже,  что  человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности  природы, поскольку  древние  рассматривали  ее  по  своему  образу  и   подобию   как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.

     В основе мифов  и  религиозных  верований  лежит,  по  мнению  Тейлора,

анимизм - наделение неживых предметов  душою с целью объяснить  их  действия.

Это - первобытные, "детские" мысли  об окружающем мире,  на  них  наталкивали  древнего человека сны, духи умерших и т.п. По мнению Г. Спенсера,  стоявшего на  тех  же  позициях,  первобытный  человек  не  отличал  естественного и сверхъестественного,  возможного  и  невозможного.  Первобытный  человек  не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло  быть  правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало  слов  для  аналитической мысли, не было умения  логично  мыслить.  Миф  -  это  ошибочное  объяснение

явлений при недостаточных средствах  и возможностях для познания.

     Миф становился продуктом  или  особого  типа  мышления  (" первобытного мышления"),  или  образного  выражения  эмоций,  или,  наконец,  подсознания  первобытного человека.

           Миф  -  не  объяснение  явлений,  т.е.  не  теория,  а  выражение  веры,

переживаемой как действительность. В   первобытной  культуре  миф  выполняет важнейшую  функцию:  он  выражает   и   обобщает   верования,   обосновывает сложившиеся  моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и  культов, содержит практические правила человеческого  поведения.  Поэтому  миф  -  не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни  в коем  случае  нельзя   считать   миф   поэтическими   упражнениями   слабого интеллекта. Миф является прагматическим  законом,  определяющим  религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и  т.д.

    Миф   для    первобытного   человека   -   это   подтверждение    некоей

предполагаемой   исконной   действительности,   он   как    бы    прецедент,

оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных  моральных ценностей, традиционного  образа жизни и магической веры.

     Какие же можно сделать выводы? Современные  представления  о  мифе  при всей  их  разноплановости   позволяют   сделать   некоторые,   самые   общие заключения:

  1) мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических  ассоциаций,

   2)  особенности мифологического мышления  связаны  с  нехваткой   общих абстрактных понятий  -  отсюда  потребность  выражать  общее,  универсальное через конкретное.  Например,  в  шумерском  языке  не  было  слова  "убить", использовался оборот "голову палкой  ударить".  Кроме  того,  мифологическое мышление  отождествляло  причинно-следственную  зависимость   с   близостью, сходством, чередованием;

3)  миф отражает интуитивно  распознаваемую сознанием  первобытного  человека закономерность  и   упорядоченность  явлений   природы  в  форме  ритмичности, цикличности движения своих образов;

 

 4) структура мифов отражает,  выражает  определенные  особенности психики человека;

5) миф связан с коллективным  опытом, который для индивида  был объектом  веры (как мудрость  предков). Индивидуальный опыт не  мог изменить  ее,  миф как вера предков, как дело  веры  самого  субъекта  не  подлежал  проверке,  не нуждался  в логическом  обосновании,   отсюда   коллективно-бессознательная природа мифа;

6) миф отражал закономерности  природы, ввиду слабости абстрактного  мышления персонифицировал их, связывал их с  сознательно  действующей  волей,  отсюда основное действующее лицо мифологии - божество;

7) мифология - средство самовыражения   человека.  Это  древнейшая  и  вечная форма проявления  творческих способностей человека.  Именно  поэтому  система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм  и  типов человеческой  культры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение.

 И так, проанализировав и изучив историю возникновения первых людей, можно убедиться в правильности выводов ученых, о том, что  именно благодаря им, мы стали теми, кем стали. Все то, что мы сейчас можем, чему научились, на прямую зависит от саморазвития этого первобытного общества.  Развитие труда, культуры, хозяйства, морали и искусства. Мы это продолжаем развивать и не стоим на месте, а значит и мы развиваемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список  литературы.

1. Крупная Русская  Энциклопедия. Изд-во: Русская энциклопедия. М., 1972.

2. Био-энциклопедический  словарь. Изд-во: Русская энциклопедия. М., 1989.

3. Рогинский Я. Я.  Об успехах возникновения искусства.  М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Семенов Ю. И. На  заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.

5. Придо Т. Кроманьонский  человек. М.: Мир, 1972.


Информация о работе Культура первобытного общества