Постмодернизм. Современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

Представленная мною работа посвящена теме: «Постмодернизм. Современная религиозная философия». На мой взгляд, данная тема носит актуальный характер в современном обществе, т.к. в рамках постмодернизма радикально меняется отношение к прошлому, к традиционному, «несовременному», - оно не отвергается, а входит в состав современности, занимая в ней при этом достойное место. Под постмодернизмом принято понимать образ жизни и мысли, особый духовный настрой, характерный для тех обществ, которые завершили стадию модернизации.

Оглавление

I. Введение………………………………………………………….3
II. Основная часть…………………………………………………..4
1. Основные положения и принципы постмодернизма………4
2. Главные направления современной религиозной философии
…………………………………………………………………9
3. Мое отношение к философии постмодернизма. Оценка высказыванию К. Маркса: «Религия есть опиум народа»
…………………………………………………………………11
III. Заключение………………………………………………………12
IV. Список использованной литературы…………………………..13

Файлы: 1 файл

контрольная. философия..docx

— 43.00 Кб (Скачать)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

  Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал  ВЗФЭИ в г. Архангельске

Кафедра Философии, истории и права. 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Философия»

Тема:

  «Постмодернизм. Современная религиозная философия» 
 

студента ФИО
Номер личного дела

10ффд10394

Специальность Финансы и кредит
Курс 2
Группа Город, утро
Руководитель доцент  Шубина П.В.
 
 
 
 

Архангельск 2011

СОДЕРЖАНИЕ.

    1. Введение………………………………………………………….3
    2. Основная часть…………………………………………………..4
    1. Основные положения и принципы постмодернизма………4
    1. Главные направления современной религиозной философии

      …………………………………………………………………9

    1. Мое отношение к философии постмодернизма. Оценка высказыванию К. Маркса: «Религия есть опиум народа»

      …………………………………………………………………11

    1. Заключение………………………………………………………12
    2. Список использованной литературы…………………………..13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Представленная  мною работа посвящена теме: «Постмодернизм. Современная религиозная философия». На мой взгляд, данная тема носит актуальный характер в современном обществе, т.к. в рамках постмодернизма радикально меняется отношение к прошлому, к традиционному, «несовременному», - оно не отвергается, а входит в состав современности, занимая в ней при этом достойное место. Под постмодернизмом принято понимать образ жизни и мысли, особый духовный настрой, характерный для тех обществ, которые завершили стадию модернизации.

 Цель  моей работы, исследовать философию постмодернизма и современную религиозную философию.

Исходя  из цели данной работы, я ставлю перед собой рассмотрение таких задач:

  1. Основные положения и принципы постмодернизма
  2. Главные направления современной религиозной философии
  3. Мое отношение к философии постмодернизма. Оценка высказыванию К. Маркса: «Религия есть опиум народа»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  положения и принципы постмодернизма. 

В философском  отношении постмодернизм – это  деконструкция традиционного, рассеивание  устоявшегося, ирония по поводу утопий. Философский постмодернизм –  не химера, его, на первый взгляд, столь  разрозненные компоненты объединены концептуальным единством, деконструкцией (вне зависимости  от ее приложений). Различение конструктивного  и деконструктивного постмодернизма также представляется значимым.1

Становление постмодернизма:

Буквально «постмодерн» означает то, что следует  после «модерна».

Часто в качестве синонимов термина  «постмодернизм» используют такие  термины как «неоструктурализм» и «постструктурализм». Это термины, отражающие тенденции в западной культуре современности.

Постмодернизм соотносит и противопоставляет  себя модерну, поэтому ключ к его  пониманию находится в последнем.

Модерн  тогда, в идеологическом и духовном плане, соответствует модернизму, понимаемому  в широком смысле – как выходящий  за рамки собственно модернистского и авангардистского направления  в искусстве. 
Возникшие тенденции получили дальнейшее развитие и усиление в XVIII в. – веке Просвещения. Философы-просветители, особенно французские, еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки, сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универсальные общечеловеческие принципы, идеалы и ценности: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. 

XIX век  стал временем конкретного воплощения  в жизнь просветительских идеалов  и ценностей, всей программы  в целом. Однако уже в начале  века становилось все более  ясным, что складывающееся буржуазно-капиталистическое  общество далеко не во всем  отвечает тем идеалам, исходя  из которых оно формировалось.

Результатом осмысления различных событий, факторов, происшедших изменений в обществе, культуре и стал постмодернизм. В  самом общем виде он выражает глубокое разочарование в итогах всего  предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и  прогресс, во все прежние идеалы и ценности. Со смешанными чувствами  тревоги, сожаления, растерянности  и боли человечество приходит к пониманию  того, что ему придется отказаться от мечты о светлом будущем. Не только светлое, но будущее вообще становится все более проблематичным. Все  прежние цели и задачи сводятся теперь к одному – к проблеме выживания. Постмодерный человек как бы утратил  почву под ногами, оказался в невесомости  или сомнамбулическом состоянии, из которого никак не может выйти. В  каждой конкретной области жизни  и культуры постмодернизм проявляет  себя по-разному.2

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Будучи прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и  в той или иной мере проявляется  во всех сферах общественной жизни, включая  экономику и политику. Наиболее ярко выразив себя в искусстве, он существует и как вполне определенное направление  в философии. В целом постмодернизм  предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая  пока еще только начинается.

Первые  признаки постмодернизма возникли в  конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо  заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого  мнения нет. Многие исследователи связывают  зарождение этого течения с разными  событиями.

Некоторые авторы указывают на выход в свет книги "Пределы роста", подготовленной Римским клубом, в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем его ждет глобальная экологическая катастрофа. Применительно к искусству американский теоретик и архитектор Ч. Дженкс называет дату 15 июня 1972 г., считая ее одновременно и днем смерти авангарда, и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку  в этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван и снесен квартал, считавшийся самым подлинным  воплощением идей авангардистского градостроительства.

В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения  постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, где  многие черты постмодернизма впервые  предстали в обобщенном и рельефном  виде. Книга вызвала большой резонанс и оживленные споры, которые помогли  постмодернизму получить окончательное  признание, придали ему философское  и глобальное измерение и сделали  из него своеобразную сенсацию.

В 80-е  гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего  успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря  средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным  знаком времени, своеобразным пропуском  в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно  так же теперь стало трудно не быть постмодернистом. 3

Широкий смысл деконструкции как нигилистического по отношению к прежней «метафизике» способа мышления, дал имя всему  первому этапу постмодернистского философствования. В настоящее время  это уже не так, и постмодернизм  перерос в «позитивную» стадию развития, однако деконструкция по-прежнему остается его исходной, базисной категорией. Конкретно она реализуется в  специальных приемах, более частных  методах и методиках. Ее «очистительно-разрушительную»  суть весьма картинно обрисовал Ж. Делез.

Главная цель деконструкции – отрицание традиционного мира человеческого бытия и основанной на его признании онтологии, соответствующей ей гносеологии, любого «присутствия». Бытия не только природы, материи и их «зеркала», сознания, но и трансцендентного, идеальных сущностей Платона, психофизического дуализма Декарта, трансцендентализма Канта, вообще «основного вопроса философии», во всех его существовавших формах и предлагавшихся решениях. Отрицание всей до сих пор когда-либо бывшей в истории человечества философии.4

Раньше  ситуация модернизма имела иерархическую  структуру, то есть четкие рамки представления о культуре, искусстве, об осознании бытия. Сейчас ситуация постмодерна имеет размытое представление о всех критериях этого направления, главной чертой которого сейчас является  плюрализм мнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главные направления современной  религиозной философии.

Как это  согласно выражают В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и другие авторы, русские религиозные философы, начиная с Хомякова в особенности, исходили из той мысли, что православие означает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам культуры и жизни, построено новое мировоззрение. Н. О. Лосский выразил это в следующих словах (статья "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии"): "Основная задача русской религиозно-философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрения, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания". Таким образом, речь шла о построении действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.5

Неотомизм — учение Св.Фомы Аквинского о бытие, включая сюда явления природы и бытие Бога. Атомисты полагают, что бытие совершенно новое понятие. Человеческая душа определяет человеческое бытие.  Неотомизм является течением католической веры. Разум используется в религиозных целях,  то есть веры есть источник истины. Главная цель – познание Бога.  Представители - Жильсон, Маритен, Бохенский, Веттер.

В неопротестанстве нет официальной доктрины, но как  и в неотомизме, обсуждали представления  о бытие. Многие проблемы заимствованными из концепций экзистенционализма.

Исламская философия – собрание учений арабских мыслителей. Исламская философия помогает осмыслить Священное писание, представления о загробном мире, о наказании за грехи (включая само понятие – грешность). Сейчас  она претерпела некоторые изменения связанные с ситуацией в мире.

Буддизм – религиозно-философское учение, основателем этого учения является Сид-дхартха или Таутама Будда. Он искал ответ на вопрос о земных страданиях, не найдя его у других мудрых учителей своего времени, решил положиться на свои силы. Прекратить земные страдания или достичь нирваны, как полагал Будда, можно лишь отрекшись от земных нужд и ценностей и медитацией.  Придя к совершенству своей мысли, он, как и другие мыслители, стал передавать свои учения в виде бесед.

Информация о работе Постмодернизм. Современная религиозная философия