Религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:35, реферат

Краткое описание

Христианство возникло в I в. нашей эры в Палестине, находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Население Палестины тяжело переживало утрату политической самостоятельности. В политических событиях был усмотрен религиозный смысл. В народных массах имела широкое хождение идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов.

В I в. н.э. в Палестине появляется большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии (машиах), который спасёт народ и станет «царём иудейским».

Римская религия не могла дать утешения обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею национальной справедливости, равенства спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей. (правда, люди были равны только между самими собою, а христианский бог был непререкаемым авторитетом, но этой темы я здесь касаться не буду, оставлю её для других статей). Новая религия отвергала существующие рабовладельческие общественные порядки, и тем самым породило надежду на освобождение от гнёта у самых отчаянных людей. Оно призывало к переустройству мира. Оно давало надежду рабам надежду на обретение свободу простым и доступным путём - через принятие учение Христа.

Файлы: 1 файл

религиоведение маша.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной двери.

 По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

 Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти.

 Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

 Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.

 Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

 Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли грев на всех.

 Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     3. Христианская община. 

 Положение христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и измена. Траян не позволил устроить в городе Никомедии вольную пожарную команду из 150 плотников, опасаясь, что у них начнутся какие-то тайные дела. Легко разрешали только общества погребальные.

 Такие общества составлялись издавна, большей частью в среде людей бедных, низкого звания, рабов. Богатый человек выстраивал себе большой могильный склеп, оставлял по завещанию крупную сумму на погребение и на поминание. Бедные люди старались устроить помин души на общие товарищеские взносы. Несколько человек, например, люди одного ремесла, рабы одного господина, складывались как бы в одну семью: товарищи называли себя братьями и сестрами; они обязывались все приходить на погребение умершего сочлена; Они выстраивали большую общую могилу - схолу. Это было круглое двухэтажное здание: нижний этаж находился в земле; там хоронили умерших; в верхнем был устроен зал, где собирались для трапезы, для молитвы в поминальные дни.

 Но большинство бедных братских союзов не могли столько собрать, чтобы устроить схолу; они отыскивали себе просто подземелье, часто далеко от середины города; например, в Риме рыли глубже те ямы и ходы, которые были раньше проделаны для добывания глины. Умерших клали в углубления, пробитые в стенах вдоль проходов. Так получались длинные и извилистые улицы и переулки под землею. Долго хоронили в этих подземных кладбищах и собирались на поминание умерших. Во многих местах они образуют несколько этажей, один над другим. Если растянуть могильные галереи Рима в длину, то они составят более 1000 верст в длину.

 Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали вид таких же союзов. Христиански братья также рыли катакомбы, которые примыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особенно дорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью, подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилой есть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол для Евхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню для богослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней части церкви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомб украшались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброго пастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1).

 Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явного кризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римской литературы сводились к противопоставлению традиций старой римской культуры христианству и "варварству". Собственное творчество консервативных кругов отличалось бесперспективностью. Пересказы старых авторов, школьный педантизм, символико-аллегорическая фантастика - это характерные признаки литературных произведений данного периода. Писать и издавать книги могли только обеспеченные люди. Многие поэты и писатели должны были искать себе состоятельных покровителей. Таково было положение всей интеллигенции Империи. Отсюда - недовольство и оппозиционность интеллигентов к властьимущим.

 Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров.

 В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и зарождение нового - христианского.

 Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни, бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам. В то же время в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к возрождению форм греческой архаики.

 Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали.

 Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее зрелых и целостных культур древнего мира, противоположных друг другу по целому ряду своих основных параметров, - греко-римской и ближневосточной.

 В первый период своего существования христианство, как новая система мировосприятия, развивалось параллельно со всеми основными философско-религиозными течениями эллинизма, многое отрицая в них, многое заимствуя и (то, что является сильной стороной христианства) оказывая ощутимое влияние на некоторые из них.

 Однако ошибкой было бы полагать, будто античная культура выродилась потому, что ее погубило христианство, или потому, что империя урезывала политическую свободу. Именно история раннего христианства показывает, что отсутствие политической свободы и репрессии не остановили идеологического движения, отвечавшего запросам народных масс. Античная культура стала клониться к упадку по мере того, как рабовладельческая формация исчерпывала возможности прогресса, а ее основные классы стали классами, уходящими в прошлое. Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, сторонников у нее оставалось все меньше.

 Протест народных масс против идеологического нажима, попыток насильно заставить верить тому, чему уже не верили добровольно, кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их и привёл к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, определившей новую цель, новый смысл жизни. Этой новой системой и явилось христианство. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          4. Соперники христианства. 

 Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм. Основное различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве. Преимущество учения гностиков было в том, что оно не получило строго канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и течения могли существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая многие секты, с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на протяжении трех веков (с II-VI).

 Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии, демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасение через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку главным для гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире, их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому расцвет гностических и полугностических учений приходится на первую половину II в., когда христианство еще не набрало должной силы.

 Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ бога Митры.

 Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим слоям населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей. Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом для подражания в жизни. Он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного Суда.

 Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его приверженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины.

 Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него - орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм - из-за слишком абстрактного и отчасти магического характера. 

                                             Заключение . 

 Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы , на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

Информация о работе Религиоведение