Потенциал идеи евразийства как основы формирования курса «Религиоведение» в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:22, реферат

Краткое описание

Актуальность: Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Именно поэтому сегодня необходимо ввести в школы новый предмет «Религиоведение», который может опираться на идеи евразийства.

Оглавление

1. Введение
2. Концепция евразийства, основное содержание
2.1. Формирование концепции евразийства в контексте социально-культурных реалий конца ХIХ в - первой половины ХХ в.
2.2 Евразийство президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
3. Евразийство и Казахстан
3.1 Казахстанская модель межконфессионального согласия в республике Казахстан и значение в ней евразийства
3.2 Трансляция евразийских ценностей через курс религиоведения
3. Библиографический список

Файлы: 1 файл

весь реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему «Потенциал идеи евразийства как основы формирования курса «Религиоведение» в Казахстане»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Погодина ЕА

2И1

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск, 2013 год

Содержание

1.   Введение

2.    Концепция евразийства, основное содержание

2.1. Формирование концепции евразийства в контексте социально-культурных реалий конца      ХIХ в - первой половины ХХ в.

2.2   Евразийство президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

3.     Евразийство и Казахстан

3.1  Казахстанская модель межконфессионального согласия в республике Казахстан и значение в ней евразийства

3.2   Трансляция евразийских ценностей через курс религиоведения

3.    Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Без единства ни  одном деле толку нет.

Толе би

Современный мир переживает серьезную трансформацию, связанную с крушением бывшего социалистического лагеря. Противостояние двух мировых систем, определявшее международный порядок, закончилось. И ситуация в мире была потенциально конфликтогенной. Расширение сферы противостояния  двух систем сужало поле договорных процессов, ставило под угрозу безопасность во всем мире.

 

Актуальность:  Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.  Именно поэтому сегодня необходимо ввести в школы новый предмет «Религиоведение», который может опираться на идеи евразийства.

 

Цель  данного реферата:      выявить потенциал идеи евразийства как основы формирования курса религиоведения в Казахстане.

 

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Изучить весь доступный материл по теме;
  • Найти потенциал идей евразийства в формировании курса «Религиоведения»;
  • Сделать выводы по теме.

Разработанность темы: данной темой никто не занимался вплотную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Концепция евразийства, основное содержание

2.1. Формирование концепции евразийства в контексте социально-культурных реалий конца  ХIХ в - первой половины ХХ в.

 

Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"  
«Евразийство» (формулировка 1927 года)

Евразийство — крупнейшее течение русской научной и общественной мысли ХХ века.

Евразийское течение, как известно, появляется в начале 20-х годов в среде послереволюционный русской эмиграции. «В истории новейшей эмигрантской мысли «евразийство» было эфемерной вспышкой, радикальной и духовно узкой формой старого славянофильства», - писал С. Л. Франк, сам некогда примыкавший к этому идейному течению. Основным пафосом движения явилось «утверждение евразийце» (1921 г.) о необходимости «эффективной борьбы с марксо-коммунизмом, овладевшим всем пространством прежнего имперско-русского месторазвития». Это заключение Ильина и в целом концептуальные основы теории евразийцев дают повод рассматривать это движение как преемственность традиции «русской идеи», которая способна разворачиваться лишь в рамках интеллектуальной рефлексии на «экспансию» западных идей.

Как уже отмечалось выше, идеи евразийства начали появляться еще в начале прошлого столетия. И ряд исследователей ведут отсчет деятельности еразийского движения с 1921 года, с момента выхода в свет первого коллективного труда «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (София, 1921 год), авторами которого были философ, лингвист, культуролог Н. С. Трубецкой, географ, историограф, экономист П. Н. Савицкий, культуролог, музыковед, философ П. П. Сувчинский и богослов, философ, историк Г. В. Фроловский. Не лишена так же точка зрения, что начало евразийтсва связано с выходом в свет основополагающей работы Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920 год), - своеобразный катехизис евразийского учения.

К евразийскому движению присоединяются целый ряд выдающихся интеллектуалов русского зарубежья: правовед Н. Н. Алексеев, философ Л. П. Карсавин, литературоведы и критики А. В. Кожевников (Кожев) и Д. П. Святополк-Мирский, религиозный философ и публицист В. Н. Ильин, писатель В. Н. Иванов, экономист Я. Д. Садовский, философ С. Л. Франк и многие другие.1

На 20-е годы ХХ века приходится период наибольшего расцвета евразийского движения. В конце 20-х годов движение пережило затяжной и тяжелый кризис, который привел к его расколу.

В 1930-е годы евразийство продолжало существовать, однако играло уже меньшую роль в общественной жизни  эмиграции. После II Мировой войны, в связи с арестом советскими карательными органами ряда видных евразийцев, Евразийство как организованное политическое движение прекратило существование, но его идеи отнюдь не утратили своего значения. В дальнейшем евразийство нашло последователей в лице Л. Н. Гумилева и многих других.

Евразийцами 20-30-х гг. были созданы научные работы, посвященные географии, природе, истории нашей страны в целом, и, в том числе, этнической истории народов России. Помимо россиеведения евразийцы занимались созданием и обоснованием качественно новых принципов национальной идеологии России и осуществляли на их основе политическое действие.

Концепции евразийцев основаны на науке, так сказать, высшей марки. Это объясняется тем, что участниками евразийского движения были выдающиеся российские ученые первой половины ХХ в.: всемирно известный филолог Н. С. Трубецкой (1890-1938), экономист и географ П. Н. Савицкий (1895-1968), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964) и др. Убежденными евразийцами были, к сожалению, мало известные современному читателю государствовед М. В. Шахматов (1888-1943) и философ Г. Н. Полковников (1902-1973). Одним из создателей исторической концепции Евразийства явился признанный в последнее время на родине историк Г. В. Вернадский, сочувствовал ему другой крупный историк-эмигрант — С. Г. Пушкарев.

Именно этим великолепным созвездием имен обусловлен высокий уровень евразийской научной работы и ее непреходящее значение. Работая каждый в своей области, они, используя своеобразное "разделение труда", создали научное мировоззрение (не в марксистском, а точном смысле этого понятия), многие элементы которого были впоследствии подтверждены более поздними научными изысканиями или самим ходом истории. К таковым элементам Евразийства относятся, например, теория языковых союзов Н. С. Трубецкого и Р. О. Якобсона.

Говоря о причинах возникновения Евразийства, многие его оппоненты (в частности — Н. А. Бердяев) утверждали, что оно, хоть и не оригинально по своей идеологии, но возникло исключительно спонтанно, под влиянием катастрофической послереволюционной ситуации. Это верно лишь отчасти. Действительно, многих людей, в том числе и будущих евразийцев, серьезно задуматься над судьбами родины заставили именно Мировая война и революция. Но концептуальная основа Евразийства начала складываться в сознании двух основных его лидеров — П. Н. Савицкого и Н. С. Трубецкого еще до этих событий. Национальный перелом в умах русской интеллигенции назревал уже давно. Трагические обстоятельства первых десятилетий ХХ века только ускорили его наступление.

Евразийство возникло не на пустом месте, оно развилось в русле самобытной и яркой традиции. Своими предшественниками евразийцы считали ту традицию общественной и философской мысли России, для которой "...следует считать характерным отрицание европейской культуры, как общечеловеческой, — пишет К. И. Флоровская, — в частности — утверждение ее непригодности для пересадки на русскую почву; раскрытие самобытности русской культуры и ее независимости от культуры европейской, ввиду того, что русская культура имеет своими истоками византийское православие и родовое самодержавие. К этому направлению следует причислить славянофилов, Достоевского, Леонтьева, Данилевского и, в особых поворотах, Менделеева, Ключевского и многих других".  "Если и можно и должно кого-либо считать идеологическими предшественниками евразийцев, то это именно этих людей, так или иначе в своих утверждениях совпадавших с теми или иными утверждениями евразийцев." — заключает К. И. Флоровская.

Следует, однако, отметить, что евразийцы всегда отделяли себя от славянофилов, говоря о том, что славянофильские идеи (но отнюдь не сам его дух) отчасти устарели. Многие славянофильские утверждения середины ХIX в. евразийцы решительно пересмотрели.

Взгляды кн. Трубецкого на место европейской цивилизации в мире и географическая концепция Савицкого, в основе своей, сформировались еще до революции, на что указывали сами ученые.

Появление Евразийства было закономерно и обусловлено всей логикой развития самобытной отечественной мысли. Революция же и Гражданская война, завершившаяся поражением Белого движения, к участникам которого, так или иначе, принадлежали евразийцы, стали только поводом для развития Евразийства.

Конечно, со времени существования "классического" Евразийства (20-30-е гг.) прошел очень значительный промежуток времени. Но в историческом масштабе, "с точки зрения вечности", это — величина относительно малая. Этап развития наук, на котором базировались евразийцы, уже пройден. Но, во-первых, развитие науки шло, во многом, по направлениям, так или иначе предсказанным евразийцами, во-вторых, с объективной точки зрения современная эволюция научного знания сводится только ко все большему, по сравнению с предыдущими этапами, накоплению фактической информации, поэтому она не может опровергнуть базовую концепцию, заложенную в прошлом, если только она не противоречит вновь устанавливаемым фактам, а только дополнить ее. Евразийские научные разработки и теории не вступают в противоречие с современным состоянием науки. Их можно дополнять, несколько корректировать с учетом новых научных данных, развивать, как это делал Л. Н. Гумилев, и делают его последователи.

Евразийство живо. Им интересуются, оно исследуется современными учеными с исторической, философской, геополитической сторон. В современной историографии Евразийства наименее разработано изучение евразийской государственной доктрины. Но и в этом отношении наметилось изменение: переизданы работы не только Трубецкого и Савицкого, но и Н. Н. Алексеева — создателя евразийской философии государства и права. В интеллектуальной среде Евразийство прочно заняло место, и, очевидно, многими осознается как живой источник национальной идеи, мучительно искомой разными политическими лагерями.

Конечно, Евразийство в чем-то, в некоторых частностях, обусловленных преходящей исторической ситуацией, устарело. Но если оно и устарело, то — только в малом, незначительном. Бриллиант евразийской мысли, стоило только стереть с него архивную пыль, вновь засиял всеми своими гранями — философии, историографии, практических дел и заветов. 2

Каждый из вышеперечисленных представлял себе идеи евразийства по-разному. Например, Николай Сергеевич Трубецкой являясь основоположником евразийства, сказал фразу, которая, скорее всего и отражает идеи евразийтва в его понимании. Он сказал:  "Затаенной мечтой каждого европейца является обезличение всех народов Земного шара, разрушение всех своеобразных обликов культур, кроме одной европейской…, которая желает прослыть общечеловеческой, а все прочие превратить в культуры второго сорта"3. Это понятие должно входить в сознание каждого европейца с самого детства. Первый интеллектуальный импульс евразийскому движению дала  книга Н.С. Трубецкого «Европа  и человечество».

А вот, что по моему мнению может выступить в качестве основной идеи евразийства  В. Козловского и И. Савкина. «В евразийстве, порожденном необычайно острым чувством дома, слились боль утраты родины с беспокойством за будущность России, за ее историческое предназначение». 4

Как не беспокойно это говорить, но, на мой взгляд, у самых ранних евразийцев складывались их концепции и идеи только если в центре всего стояла Россия, они ее считали самой главной во всем евразийском пространстве. Ведь это абсолютно, как мне кажется, неверно. Ведь в евразийском союзе все, абсолютно все страны должны быть равны и в правах, и в обязанностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Евразийство президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

«Евразийство – это социальная модернизация, экономическое развитие  

при сохранении культурной и национальной идентичности».

Н. А. Назарбаев о евразийстве. Астана. 2004 год.

Президент Республики Казахстан является  инициатором создания Евразийского союза.  
«Современный мир переживает серьезную трансформацию, связанную с крушением бывшего социалистического лагеря. Противостояние двух мировых систем, определявшее международный порядок, закончилось. Биполярный мир был опасен разнонаправленностью процессов ведущих к увеличению разрыва между двумя социальными системами, развивавшихся по противоположным векторам. В результате ситуация в мире была потенциально конфликтогенной. Расширение сферы противостояния двух систем сужало поле договорных процессов, ставило под угрозу безопасность во всем мире», 5 такими словами начал Назарбаев выступление в «Чатем хаусе» в Лондоне 22 марта 1994 года.

На настоящем этапе мир столкнулся с новыми проблемами. Можно выделить, как считает наш президент, ключевую – сохранение мира через формирование глобальной системы ответственности. Это предполагает и выработку соответствующих принципов международного порядка, в котором заинтересованы все – как развитые, так и развивающиеся страны. 6

В качестве возможного варианта решения этой проблемы Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым была выдвинута идея создания Евразийского союза – ЕАС.

Тезис о необходимости формирования нового интеграционного объединения был впервые заявлен Назарбаевым  во время его визита в Великобританию весной 1994 года.7

Вот, что сказал елбасы в Лондоне 22 марта 1994 года: «Создание регионального пояса стабильности станет существенным  вкладом в систему глобальной безопасности и ее составной частью. Казахстан в союзе с другими странами СНГ, прежде всего Россией, вносит свой вклад в этот процесс. Мы считаем себя не только частью Центральной Азии или СНГ, но и осознаем свою ответственность перед  мировым сообществом в сохранении  стабильности и безопасности в этом регионе. Казахстан,  избавившись от ядерного оружия, демонстрирует приверженность миру и стабильности. Он доказал тем самым, что может быть надежным партнером в этом.

Информация о работе Потенциал идеи евразийства как основы формирования курса «Религиоведение» в Казахстане