Потенциал идеи евразийства как основы формирования курса «Религиоведение» в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:22, реферат

Краткое описание

Актуальность: Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Именно поэтому сегодня необходимо ввести в школы новый предмет «Религиоведение», который может опираться на идеи евразийства.

Оглавление

1. Введение
2. Концепция евразийства, основное содержание
2.1. Формирование концепции евразийства в контексте социально-культурных реалий конца ХIХ в - первой половины ХХ в.
2.2 Евразийство президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
3. Евразийство и Казахстан
3.1 Казахстанская модель межконфессионального согласия в республике Казахстан и значение в ней евразийства
3.2 Трансляция евразийских ценностей через курс религиоведения
3. Библиографический список

Файлы: 1 файл

весь реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Казахстан – уникальное государство в Азии, в котором переплетаются европейские и азиатские корни. Представители разных народов составляют единство в многообразии. Сочетание различных культур и традиции позволяет нам впитывать лучшие достижения европейской и азиатской культур». 8

Однако, непростой оказалась  проблема восприятия данной идеи политиками, руководителями государств, народами. С 1994 года и в течение ряда лет, по выражению Н. А. Назарбаева, преобладал «черно-белый» взгляд на проблемы: «или интеграция, или суверенитет».

В сентябре 1994 года в Алматы состоялась научно-практическая конференция «Евразийское пространство:  интеграционный потенциал и его реализация». В ней приняли  участие государственные, политические, общественные деятели, ученые, представители средств массовой информации почти всех стран СНГ. Участники конференции в своем итоговом документе предложили «предпринять шаги по укреплению интеграционного потенциала СНГ, использую идею Евразийского союза государств и других интеграционных проектов».9

Смотря на то, что практически сразу после слов Н. А. Назарбаева в Лондоне о необходимости создания единой азиатской структуры коллективной безопасности, в Алматы прошла вышеназванная конференция по этому поводу,  можно смело сделать выводы о том, что идея евразийства была давно в сердцах народов мира. И наш Президент только лишь озвучил мысли народа.

Вот, что еще говорит наш президент, инициатор создания Евразийского союза: «Я постараюсь везде подчеркивать: мы ничего не создадим и не построим, не будет у нас прогресса, если не сумеем добиться идейной консолидации казахстанского общества, укрепления межнационального согласия гражданского мира в республике. Заслугой всего народа Казахстана является то, что даже в самые критические моменты – периоды исторических катаклизмов, как, к примеру, развал Союза и последовавшие затем кровопролитные конфликты в ряде регионов, в республике сохранялись стабильность, мир и спокойствие».

Основания для такой уверенности есть, поскольку консолидация общества происходит не вокруг какой-то  выдуманной идеи. В генах казахстанцев – память и выпестованный многими поколениями постулат межнационального согласия. Дружбы и мира. Это первое и базисное условие для объединения людей, для построения ими гражданского общества. Поэтом главенствующим в нашей Конституции является принцип равенства прав и свобод граждан независимо от национальной, профессиональной, социальный принадлежности. Это необходимое условие и для интеграции Казахстан в международное сообщество.10

Н. А. Назарбаев давно предлагал снять все таможенные барьеры, открыть границы. И не только предлагал, это сделали, например, с Узбекистаном, выгоды ощутимая! Ведь мы – республики бывшего Союза, историей и судьбой подготовлены к единому сообществу. Нам присущи одни формы и механизмы связей  и управления, общий менталитет, многое другое.

Можно увидеть, что Казахстан последовательно отстаивает идею экономической интеграции стран – членов Содружества, делает в этом направлении конкретные шаги.11

Наш президент, Н. А. Назарбаев, предложил и российские руководители с ним согласились, что необходимо сделать границы прозрачными, заключить соответствующие межправительственные соглашения. И тогда, переехал человек из Казахстана в Россию – дайте ему российское гражданство, пожил он, осмотрелся. Захотелось вернуться назад. Казахстан вновь дает ему свое гражданство. То есть нужно привести все эти процедуры к демократическим стандартам,12 как принято во многих странах. И не только в рамках российско-казахстанских отношений,  а и всех государств Содружества. Это создаст широкие возможности свободного передвижения людей, создания этническим группам всех необходимых условий для развития языка, культуры, традиций. 13

В 1994 году наш президент сказал: «опыт прошлых лет функционирования СНГ показывает необходимость перехода на новый  уровеень интеграции, который будет гарантировать соблюддение совместно принятых обязательств всеми государствами-участниками. Международная практика показывает, что люббое межгосударственное объединение переживает различные этапы в своем развитии, дополняется новыми формами сотрудничества. СНГ имеет существенные преимущества – высокую степень интегрированности экономики, сходные социано-политические структуры и ментальность населения, а так же многонациональный состав большинства республик, общие исторические традиции. Все это свидетельствует о необходимости сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием на этой основе  межгосударственных интеграционных процессов.» 14

Как показывает мировая практика, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию. В то же время мы видим, что продолжающиеся попытки решить эти задачи отдельными странами СНГ в одиночку по-прежнему безуспешны.15

Важным элементом  обеспечения успешного проведения рыночных реформ является совершенствование национальных законодательств стран СНГ. Дальнейшая модернизация невозможна без сближения законодательных основ хозяйственной деятельности, поскольку существующие различия становятся между ними серьезным препятствием интеграционных процессов в экономике.

Учитывая различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, Н. А. Назарбаев предложил формирование дополнительной  интеграционной структуры – Евразийского Союза, сочетающейся с деятельностью СНГ.16

По мнению нашего президента, «социально-экономический и политический кризис протекает на фоне многонационального состава населения практически всех государств СНГ. Вследствие этого растет межэтническое напряжение,  приводящее не только к внутригосударственной напряженности, но и в ряде случаев перерастающее в межгосударственные конфликты. Такая ситуация подрывает сам институт Содружества Независимых Государств. Следовательно, совместными усилиями необходимо разработать механизмы сдерживания локализации и погашения конфликтов разного типа».17

Для устранения всех причин различного рода кризиса Н. А. Назарбаев предложил проект создания нового интеграционного объединения с условным названием «Евразийский Союз (ЕАС)».

ЕАС – союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала.

Экономические интересы определяют основу сближения независимых государств. Политические институты ЕАС должны адекватно отражать эти интересы и способствовать экономической интеграции.18

Высшим консультативно-совещательным органом является Парламент ЕАС. Основным направлением деятельности Парламента является координация законодательств стран-участниц, обеспечивающая развитие единого экономического пространства, решение задач  по защите социальных прав и интересов человека, взаимного уважения государственного суверенитета прав граждан в государствах ЕАС.19

Должен быть создан совет по вопросам образования, культуры. Науки. Формирование согласованной политики, культурного, научного сотрудничества и обмена.

В области науки, образования и культуры было предложено создание фонда научных  исследований ЕАС, объединяющего научные коллективы различных стран.20

«История дает нам шанс войти в ХХI век цивилизованным путем. Одним из способов является , на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию ЕАС, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов бывшего СССР к интеграции».21Такие слова произнес в конце своего выступления в Алматы 3 июня 1994 года, когда предлагал проект формирования Евразийского Союза государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1  Казахстанская модель межконфессионального согласия в республике Казахстан и значение в ней евразийства

По словам Алексея Власова, заместитель заведующего кафедрой истории стран ближнего зарубежья по научной работе, доцента кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заместителя декана по связям с общественностью и пропаганде исторической науки и образования, который выступал на  конференции «Модель построения межэтнического согласия в Казахстане», которая проходила в Астане 19 мая 2009 года: «Одним из важнейших достижений Республики Казахстан за годы, прошедшие с момента обретения независимости, является построение модели межэтнического и межнационального согласия. В условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, - это, вне всякого сомнения, выдающееся достижение, как руководства страны, так и всего казахстанского общества. Поэтому российские политики и эксперты с большим вниманием оценивают и анализируют опыт Республики Казахстан, ибо для наших стран одинаково характерна полиэтническая структура общества, поликонфессиональность, а, самое главное, что проблему сохранения межэтнического баланса невозможно решить только силами госучреждений, для этого необходим широкий общественный диалог, активное использование механизмов гражданского общества. Опыт ближайших соседей в этом смысле бесценен.

Ассамблея Народа Казахстана, как уже отмечалось неоднократно, является уникальным органом, реализующим стратегические программы в сфере межэтнического и межконфессионального согласия. Собравшиеся в этом зале хорошо помнят, что за период с марта 1995 года, когда АНК оформилась в качестве консультативно-совещательного органа до момента обретения Ассамблеей в 2007 году нового, более высокого статуса, зафиксированного в Основном Законе Республики, был пройден очень непростой путь, на котором были опробованы самые разные механизмы взаимодействия как в рамках единой государственной стратегии, так и в контексте общественных инициатив.

Одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в Казахстане является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. Они характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантностью, готовностью без отчуждения принять культурные традиции соседних народов. Это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического диалога не только в рамках единой государственной политики, но и через общественную инициативу, которая каждодневно проявляется в простом человеческом общении на уровне каждого аула и города.

Ощущение внутреннего равенства, отсутствие разделения на главную и второстепенную нации позволяют эффективно воспроизводить механизмы межэтнического согласия, в том числе, на уровне семьи, поскольку ребенок проходит весь цикл воспитания в обстановке, когда и дома, и школе абсолютно исключены проявления нетерпимости, и, напротив, толерантное отношение к представителям другой конфессии, другого этноса абсолютно естественно.

Таким образом, я еще раз хотел бы подчеркнуть, что в России с большим вниманием и интересом обращаются к опыту казахстанских реформ. Совершенно очевидно, что именно сейчас наступает момент, когда необходимо осуществлять постепенное «переключение» уровня ответственности государства за состояние и качество процессов, происходящих в самых различных сферах общественной жизни, на институты гражданского общества. Общественная самодеятельность, гражданские инициативы неизбежно возьмут на себя большую долю ответственности, чем это было в начале становления независимого казахстанского государства.

Давайте еще раз обратимся к основным вехам Казахстана на пути построения модели межнационального согласия:

На третьей сессии АНК была поддержана идея Президента страны, направленная на развитие демократических процессов во всех сферах общественной жизни, в том числе в области межэтнического, межконфессионального диалога;

На пятой сессии Н.А. Назарбаев сформулировал ключевые положения национальной политики государства, определил ее составляющие и приоритеты;

Седьмая сессия стала временем актуализации темы казахстанского патриотизма; 
       Десятая сессия подвела итог создания казахстанской модели межнаионального согласия.

Новые рубежи - время для определения роли и места общественных инициатив в реализации уже сложившейся правовой базы.

Это вовсе не означает, что государство будет уходить из этой сферы. Глобальные вызовы и риски ориентируют на необходимость постоянного мониторинга, анализа и оценки происходящих процессов. Эта функция, вне всякого сомнения, будет оставаться за органами государственной власти.

Но в то же время, уже сейчас в Казахстане существуют все возможности и условия для того, чтобы главным регулятором в системе межнациональных отношений выступало гражданское общество. А это значит, что роль Ассамблеи Народа Казахстана, которая уже сейчас является конституционным органом, будет поступательно возрастать».22

20 сентября 1994 года на научно-практической  конференции Н. А. Назарбаев огласил  свой доклад «Евразийский союз: идеи, практика, перспективы». Вот, что  он там сказал: «Прошло лишь  не несколько месяцев с того  момента, когда был опубликован  проект формирования Евразийского  Союза. Но за этот очень небольшой  срок он получил огромный резонанс. Опубликовано порядка 150 основательных  работ. Активно на него прореагировала  общественная мысль как у нас  в Казахстане. Так и за его  пределами. Например, «круглый стол»  по теме «Перспективы евразийской  интеграции (экономические, политические, духовные предпосылки реинтеграции постсоветского пространства)» провели парламентская фракция Партии российского единства и согласия и Дипломатическая академия Российской Федерации. Конференцию «Евразийское сообщество: общее в разнообразии» организовало Международное движение демократических реформ».23

Нужно отметить, что проект нашел одобрение и поддержку со стороны руководителей, видных государственных и политических деятелей России, стран СНГ и многих других зарубежных государств. Многие лидеры полагают, что найдена цивилизационная формула сочетания национально-государственных интересов с необходимостью интеграции на новой основе, прежде всего в экономической сфере.

Эта идея в полной мере должна быть воплощена в жизнь, у нее нет альтернативы, за ней будущее. Сила ее в том, что она исходит из народных недр, является продуктом настроений и устремлений людей, на протяжении веков живших на евразийском пространстве. И автором этой идеи, по мнению Главы нашей Республики, является народ.24

Весь мир сегодня стремится к интеграции, к объединению усилий, к разумному регулированию отношений. пред нами опыт Европейского Сообщества, Австралийского союза, объединений южноамериканских стран и стран тихоокеанского региона, многих других сообществ. Все они развивают и углубляют свои отношения, все время ищут и находят взаимоприемлемые решения и от этого только выигрывают в мировом сообществе, на мировом рынке.

Информация о работе Потенциал идеи евразийства как основы формирования курса «Религиоведение» в Казахстане