Шпаргалки по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Религия предполагает набор символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговения. С ними связаны верования. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (например, церковных службах). Т о 3 элемента: верования, ритуалы, люди.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 73.40 Кб (Скачать)

Религиоведение

Ответы

  1. Религиоведение как наука. Социология религии, Психология религии. Феноменология религии. Философия религии. Предмет каждой из наук. Основные черты и поднимаемые вопросы. Основные персоналии и их тематика.

 

Этимология слова религия:

Religia - religio от relegere (возвращаться, собираться воедино)

Или

Religia - religio ("глагол") от religare ("связь человека с богом")

 

Сложно дать единое определение  религии.

Religia в лат. благочестие, набожность или связь человека с богом.

Дхарма - множество значений.

Треугольник в Конфуцианстве (аналогия с устройством общества Платона). В Китае иероглиф религии - синоним науки.

 

Разнообразие религиозных  верований настолько велико, что  трудно дать единое определение религии.

 

Что не обязательное является определением религии:

1) вера в одного бога

2) религия не обязательно  считает, что боги внимательно  следят за нашим поведением  и наказывать за ослушание 

3) религия не обязательно  объясняет происхождение мира. В  буддизме не говорится о боге  демиурге, который создал мир  - мир был всегда.

4) религия не обязательно  предполагает веру в существование  иного мира и сверхъестественного.  Например, индуизм: бытие зависит  от мистических соотношений. В  части же протестантской религии  сверхъестественной составляющей  почти нет. Древнегреческая религия  - классический пример, где нет  мистического.

5) религия не обязательно  предполагает существование богов.  Например, буддизм (верхняя часть).

 

Грех - не отрицателен, это  ноль. Отсутствие добродетели - ноль.

Деизм: возрождение привносит  идею, что бог создал мир и устранился, разговаривать с ним.

 

Что является религией?

Религия предполагает набор  символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговения. С ними связаны верования. Эти  символы участвуют в ритуалах и обрядах (например, церковных службах). Т о 3 элемента: верования, ритуалы, люди.

 

Психология религии 

В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей  целью помочь человеку сделаться  лучше. В таком понимании психология руководствуется моральными мотивами или же религиозными — заботой  о «спасении души».

Становление психологии религии связано  с работами У.Джемса, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, Э.Эриксона.

Психология религии изучает  влияние религиозных традиций на формирование и жизненные проявления личности, характер межличностных отношений  в религиозных группах. Со временем центральное значение в психологии приобретает вопрос о мотивах человеческого поведения.

 

 

Ульям Джемс.(1842-1910)

"Многообразие религиозного  опыта". Один из главнях проявлений религии - человеческий опыт, который он воспринимает как психологический феномен - главный элемент религии для изучения. Религиозный опыт является ядром каждой религии (что объединяет людей на богослужение и т.д.). Одним из первых Джемс разделяет религиозный опыт на объективный (отражение окруж мира в сознании человека - мысли, которые возникают под влиянием знакомства человека с окружающим миром. Так как религия существует не для одного человека, а для общества, существует некое объективное представление о ней) и субъективный (менее содержателен, чем объективный, больше связан с религиозными переживаниями конкретного человека). Религия это путь к подлинной сущности человека и общества.

 

Зигмунд Фрейд. (1856-1939)

Тотем и табу. С одной  стороны Фрейд происходит из непрактикующей еврейской семьи, представление о религии поверхностное. С другой стороны, его еврейской происхождение оказывает влияние на все, что он напишет о религии (скорее, в иудейском ее прочтении). Истоки религии видел в психологической отношении ребенка к своему отцу (самый мощный и сильный для ребенка человек). Он же выступает как соперник, источник угрозы и наказания (у Фрейда ребенок- прежде всего мальчик). Из процесса социализации (у других детей другие отцы) будет складываться представление о боге на подсознательном уровне. Культура - выступает как ограничитель в обществе, религия также несет в себе запреты, необходимые для выживания в данном обществе. С одной стороны у Фрейда сочувственное отношение к религии, с другой стороны считает ее культурной иллюзией (представления, которыми мы наделяем бога, даны нам конкретным обществом). Религия как невроз. Не бывает отдельной, существует только для всего общества. Книга "борьба между эросом и танатосом".

 

Карл  Густав Юнг. (1875-1961)

Занимается глубинной  психологией. Одиночно не рассматривает  религиозный феномен. Религия для  него - проявление бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Архетип - своеобразный психический осадок коллективного опыта, который будет содержать базовые ментальный конструкции. Например, архетип матери. Ценность материнства в религии. Мудрый старец, вечный ребенок - архетипы. Религия - форма регуляции психологической жизни человека. Человек может свериться, соответствует ли он архетипам, образцам в обществе.

 

Эрих  Фромм. (1900-1980)

Реформировал психоанализ. Психология любви. Внес определенный вклад  в изучение религии. Главная причина, почему в любом обществе существует религия - это необходимость системы  ориентиров. У животных - инстинкты, которых лишен человек. Человек  обречен выживать благодаря собственному разуму. У человека есть осознание собственной смертности. Потребность человека в ориентации в социальном пространстве будет рассматриваться в религиозной системе (понять свое место в мире и т.д.).

 

Философия религии. Развитие представлений:

1. Древнегреческие философы. До этого фрески и другие  источники описывают что и как было, но не задаются вопросом зачем, а греки первыми задаются этими вопросами. Ранее существовали мифы, легенды, но это лишь поэмы, выдумки, описания.

Теогония - о происхождении  богов. Греки открыли бесконечность. Представление о первоначальном принципе у Гераклита (логос). Платон не одобряет многобожие, считает что мифы о богах нужны для поддержания порядка в государстве (благородная ложь для простых людей). Утверждает что существует бог демиург - первопричина.

Аристотель - говорит что есть первопричина, вслед за ним Фома Аквинский скажет что эта первопричина - бог.

2. Средневековье. Создаются  основы теологии - рациональный поиск.  Книги в жанре учебников.

3. Реформация. Критику религии  принесла реформация. Критика католиков  протестантами. После возникновения  ереси, возникла необходимость  в аппарате. Богословский анализ  собственных религиозных писаний  породил критику и реформы.

4. Эпоха великих географических  открытий внесла огромный вклад  в философию религии. Европейцы  начинают изучать другие цивилизации. 

5. Философия Канта в  18в.. Протестант. Попытался придать религии рациональности объяснение. "Философия религии" - считает религию основой нравственного закона и этики. Если религия исчезнет - нечем будет обосновывать мораль. Кьеркегор, Фейербах.

6. Конец 19-20 века - развивается  социальная антропология. Антропологи  описывают древние народы. *Джордж Фрезер "золотая ветвь" (социальная значимость религиозных культов). Антропологи стремились в открываемый миссионерами мир.

Роден "мыслитель" - врата  ада, размышления о тщетности  мира.

 

 

Феноменология религии.

 

Феноменология религии выявляет структуру и конкретно-исторические проявления таких универсальных  религиозных явлений, как молитва, ритуал, жертвоприношение и др.

 

Иоахим Вах. (1898-1955)

Книга Социология религии. Религия - это метасоциальная сущность (выходит за рамки общества, но вместе с тем можно проследить влияние ее тона общество и применить социологические методы). Религию саму по себе только социологическими методами изучить невозможно, необходимо дополнить познаниями в теологии.

 

Фридрих Хайлер. (1982-1967)

 Философ в области  феноменологии религии. Показал неразрывную связь философии и истории религии. Необходимость изучать историю религии. В истории общества религиозная система усложняется. Религия - сложный социальный институт, нам доступны для изучения только внешние проявления религии (организации, тексты, ритуалы и тд). Но от этого изучения исчезает важный аспект - представление о священном, которое изучает теология. Религия – ядро, недоступное для изучения. Ядро религии – номенозное для человека, которое каждое общество интерпретирует по-разному. Разные общества по-своему получают отражение этого начала.

 

Мирча Элиаде. (1869-1937)

«История рлигии». Описывает все, что доступно изучению - исторический труд по религии. Вопрос о различных языках и конфессиях, их изучить невозможно, пример: католицизм в разных странах не будет представлять одну и ту же конфессию. Пытается раскрыть комплекс архетипов религиозного сознания - ищет, что в религиях должно быть общего. Одна из главных тем - универсальный тип переживания священного (проявляться может по-разному) – каждый человек в обязательном порядке обладает переживанием священного феномена, если встречает его.

 

  • Натан Зёдерблом (1866-1931) – швед, одним из первых применяет метод. Религию можно изучать через переживание священного. Выделил три типа религии:
  1. религия культуры и природы в рамках цивилизации древнего востока (Египет, Месопотамия)
  1. окосмические религии спасения – буддизм, греческая, индуизм и др, для них характерен пессимизм к земному существованию.
  2. пророческие религии - Авраамические и зороастризм.
  • Рудольф Отто (1869-1937),
  • Герард ван дер Леув (1890-1950)
  • Картина "это не трубка" Магритт.

 

 

  1. Сущность и элементы религии. Религиозный ритуал. Мифы и доктрины. Религиозная вера. Религиозный опыт. Религиозное поведение. Знание религии. Влияние религии на поведение индивидов.

 

Важнейший элемент – разделение священного и сакрального. Sacer<>sanctum>profanum

Разделение между сакральным и профанным. Сакральное Sacer - нечто опасное, до чего нельзя дотронуться, не осквернившись или не осквернив священное.

Священное sanctum – возбуждающее, вызывающее поклонение, превосходящее обыденность, третье – обыденное, повседневное.

Священными вещами могут быть предметы, люди, правитель – сакральная фигура, сакральное может быть гендерно разделено, мужское и женское священное. Женщинам запрещено участвовать в церемониях мужчин.

Религиозный ритуал

Религиозные ритуалы - неотъемлемая черта любой религии. У ритуала  обязательно есть начало, сам обряд, окончание (возвращение в реальную жизнь). Например, литургия в православной церкви. Примеры: молитва брахманов  в Индии, свечки в православной церкви и красные свечи в Гонконге, черный козел отпущения.

 

Типы ритуалов:

  1. Имитационные - что-то воспроизводят. Например миф - о происхождении мира, народа. На новый год китайцы выгуливают дракона. Китайский чай в виде монеток - воспроизводят богатство.
  2. Позитивные и Негативные - позитивные связывают с освящением каких-либо объектов, негативные - установление табу (китайский император – нельзя ставить на Землю его, прикасаться к нему; рождение ребенка – позитивный ритуал, табу на показ ребенка в течение 40 дней).
  3. Жертвоприношения - огромный пласт, который играет большую роль. Бывают очень разные - пятаки перед экзаменом, ловить халяву. Общим у всех бывает начальная стадия приготовления, далее заклинание/ молитва/ действие - присваивание определенного статуса. Далее - разряд священного и само жертвоприношение (не обязательно кровавое).
  4. Ритуалы жизненных переходов (жизненных кризисов) - с социологической т.з. речь идет о смене статуса. Ритуал инициации - присвоения статуса.

 

Миф и доктрина

Миф - история, которая объясняет  и обосновывает появление какого-либо социального явления.

одна и та же культура может обладать разными типами мифов.

Типология мифа:

  1. Космогонический миф - определенным образом объясняет переход мироустройства от хаоса к порядку (появление государства, например).
  2. Героический миф - предлагают определенные поступки для подражания, охарактеризовывают персонажа (Геркулес).
  • Культурное подразделение героического мифа - подчеркивает определенные заведенные в данном обществе социальные образы.
  • Мессианский миф - миф спасения. Мессия - Христос по-гречески. Пасха - часть мессианского мифа.
  1. Эсхатологический миф - миф о конце света. Нет в некоторых религиях (индуизм и буддизм - религии вечности).
  1. Идеология – нерелигиозный вид мифа

 

Религиозный опыт

Встречи с сакральным, понимание различных религиозных состояний. Молитва перед трапезой, встреча со священником. В иудаизме существует момент, где мальчик должен прочитать молитву в ритуале перехода.

 

Примеры: медитация, хосписы  Матери Терезы, молитва перед трапезой.

 

Религиозное поведение

1. Литургическое - молитвы

2. Не литургическое - участие  в благотворительности, если религия  это

поддерживает – милостыня.

Главное отличие религиозного поведения - религиозная  мотивация.

Знание религии.

Изучение не подразумевает  веры.

 

  1. Типология религии (по Р.Белла). Религиозные организации.

 

Роберт  Белл - американский социолог

Критерий - степень дифференциации религиозных символов.

  1. Примитивные религии - самые ранние религии.

Осн. черты:

динамичное  смешение множества мифов, между  мифическим миром и реальным нет  границ, письменность отсутствует- мифы устно искажаются, нет религиозных организаций, ритуалы совершаются по необходимости всеми членами рода, но есть специалисты- шаманы и колдуны.

  1. Архаическая религия

Осн. черты

Такое же содержание как и у примитивных. но появляется религиозная организация (храмовая), влиятельное сословие жрецов, мифы систематизируются, нет четкого разделения мира на земной и потусторонний.

  1. Историческая религия

Информация о работе Шпаргалки по "Религиоведению"