Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:51, шпаргалка
Религия предполагает набор символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговения. С ними связаны верования. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (например, церковных службах). Т о 3 элемента: верования, ритуалы, люди.
Религиоведение
Ответы
Этимология слова религия:
Religia - religio от relegere (возвращаться, собираться воедино)
Или
Religia - religio ("глагол") от religare ("связь человека с богом")
Сложно дать единое определение религии.
Religia в лат. благочестие, набожность или связь человека с богом.
Дхарма - множество значений.
Треугольник в Конфуцианстве (аналогия с устройством общества Платона). В Китае иероглиф религии - синоним науки.
Разнообразие религиозных верований настолько велико, что трудно дать единое определение религии.
Что не обязательное является определением религии:
1) вера в одного бога
2) религия не обязательно считает, что боги внимательно следят за нашим поведением и наказывать за ослушание
3) религия не обязательно объясняет происхождение мира. В буддизме не говорится о боге демиурге, который создал мир - мир был всегда.
4) религия не обязательно
предполагает веру в
5) религия не обязательно
предполагает существование
Грех - не отрицателен, это ноль. Отсутствие добродетели - ноль.
Деизм: возрождение привносит идею, что бог создал мир и устранился, разговаривать с ним.
Что является религией?
Религия предполагает набор символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговения. С ними связаны верования. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (например, церковных службах). Т о 3 элемента: верования, ритуалы, люди.
Психология религии
В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей целью помочь человеку сделаться лучше. В таком понимании психология руководствуется моральными мотивами или же религиозными — заботой о «спасении души».
Становление психологии религии связано с работами У.Джемса, З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, Э.Эриксона.
Психология религии изучает влияние религиозных традиций на формирование и жизненные проявления личности, характер межличностных отношений в религиозных группах. Со временем центральное значение в психологии приобретает вопрос о мотивах человеческого поведения.
Ульям Джемс.(1842-1910)
"Многообразие религиозного опыта". Один из главнях проявлений религии - человеческий опыт, который он воспринимает как психологический феномен - главный элемент религии для изучения. Религиозный опыт является ядром каждой религии (что объединяет людей на богослужение и т.д.). Одним из первых Джемс разделяет религиозный опыт на объективный (отражение окруж мира в сознании человека - мысли, которые возникают под влиянием знакомства человека с окружающим миром. Так как религия существует не для одного человека, а для общества, существует некое объективное представление о ней) и субъективный (менее содержателен, чем объективный, больше связан с религиозными переживаниями конкретного человека). Религия это путь к подлинной сущности человека и общества.
Зигмунд Фрейд. (1856-1939)
Тотем и табу. С одной стороны Фрейд происходит из непрактикующей еврейской семьи, представление о религии поверхностное. С другой стороны, его еврейской происхождение оказывает влияние на все, что он напишет о религии (скорее, в иудейском ее прочтении). Истоки религии видел в психологической отношении ребенка к своему отцу (самый мощный и сильный для ребенка человек). Он же выступает как соперник, источник угрозы и наказания (у Фрейда ребенок- прежде всего мальчик). Из процесса социализации (у других детей другие отцы) будет складываться представление о боге на подсознательном уровне. Культура - выступает как ограничитель в обществе, религия также несет в себе запреты, необходимые для выживания в данном обществе. С одной стороны у Фрейда сочувственное отношение к религии, с другой стороны считает ее культурной иллюзией (представления, которыми мы наделяем бога, даны нам конкретным обществом). Религия как невроз. Не бывает отдельной, существует только для всего общества. Книга "борьба между эросом и танатосом".
Карл Густав Юнг. (1875-1961)
Занимается глубинной психологией. Одиночно не рассматривает религиозный феномен. Религия для него - проявление бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Архетип - своеобразный психический осадок коллективного опыта, который будет содержать базовые ментальный конструкции. Например, архетип матери. Ценность материнства в религии. Мудрый старец, вечный ребенок - архетипы. Религия - форма регуляции психологической жизни человека. Человек может свериться, соответствует ли он архетипам, образцам в обществе.
Эрих Фромм. (1900-1980)
Реформировал психоанализ. Психология любви. Внес определенный вклад в изучение религии. Главная причина, почему в любом обществе существует религия - это необходимость системы ориентиров. У животных - инстинкты, которых лишен человек. Человек обречен выживать благодаря собственному разуму. У человека есть осознание собственной смертности. Потребность человека в ориентации в социальном пространстве будет рассматриваться в религиозной системе (понять свое место в мире и т.д.).
Философия религии. Развитие представлений:
1. Древнегреческие философы. До этого фрески и другие источники описывают что и как было, но не задаются вопросом зачем, а греки первыми задаются этими вопросами. Ранее существовали мифы, легенды, но это лишь поэмы, выдумки, описания.
Теогония - о происхождении богов. Греки открыли бесконечность. Представление о первоначальном принципе у Гераклита (логос). Платон не одобряет многобожие, считает что мифы о богах нужны для поддержания порядка в государстве (благородная ложь для простых людей). Утверждает что существует бог демиург - первопричина.
Аристотель - говорит что есть первопричина, вслед за ним Фома Аквинский скажет что эта первопричина - бог.
2. Средневековье. Создаются основы теологии - рациональный поиск. Книги в жанре учебников.
3. Реформация. Критику религии
принесла реформация. Критика католиков
протестантами. После
4. Эпоха великих географических
открытий внесла огромный
5. Философия Канта в 18в.. Протестант. Попытался придать религии рациональности объяснение. "Философия религии" - считает религию основой нравственного закона и этики. Если религия исчезнет - нечем будет обосновывать мораль. Кьеркегор, Фейербах.
6. Конец 19-20 века - развивается социальная антропология. Антропологи описывают древние народы. *Джордж Фрезер "золотая ветвь" (социальная значимость религиозных культов). Антропологи стремились в открываемый миссионерами мир.
Роден "мыслитель" - врата ада, размышления о тщетности мира.
Феноменология религии.
Феноменология религии выявляет
структуру и конкретно-
Иоахим Вах. (1898-1955)
Книга Социология религии. Религия - это метасоциальная сущность (выходит за рамки общества, но вместе с тем можно проследить влияние ее тона общество и применить социологические методы). Религию саму по себе только социологическими методами изучить невозможно, необходимо дополнить познаниями в теологии.
Фридрих Хайлер. (1982-1967)
Философ в области феноменологии религии. Показал неразрывную связь философии и истории религии. Необходимость изучать историю религии. В истории общества религиозная система усложняется. Религия - сложный социальный институт, нам доступны для изучения только внешние проявления религии (организации, тексты, ритуалы и тд). Но от этого изучения исчезает важный аспект - представление о священном, которое изучает теология. Религия – ядро, недоступное для изучения. Ядро религии – номенозное для человека, которое каждое общество интерпретирует по-разному. Разные общества по-своему получают отражение этого начала.
Мирча Элиаде. (1869-1937)
«История рлигии». Описывает все, что доступно изучению - исторический труд по религии. Вопрос о различных языках и конфессиях, их изучить невозможно, пример: католицизм в разных странах не будет представлять одну и ту же конфессию. Пытается раскрыть комплекс архетипов религиозного сознания - ищет, что в религиях должно быть общего. Одна из главных тем - универсальный тип переживания священного (проявляться может по-разному) – каждый человек в обязательном порядке обладает переживанием священного феномена, если встречает его.
Важнейший элемент – разделение священного и сакрального. Sacer<>sanctum>profanum
Разделение между сакральным и профанным. Сакральное Sacer - нечто опасное, до чего нельзя дотронуться, не осквернившись или не осквернив священное.
Священное sanctum – возбуждающее, вызывающее поклонение, превосходящее обыденность, третье – обыденное, повседневное.
Священными вещами могут быть предметы, люди, правитель – сакральная фигура, сакральное может быть гендерно разделено, мужское и женское священное. Женщинам запрещено участвовать в церемониях мужчин.
Религиозный ритуал
Религиозные ритуалы - неотъемлемая черта любой религии. У ритуала обязательно есть начало, сам обряд, окончание (возвращение в реальную жизнь). Например, литургия в православной церкви. Примеры: молитва брахманов в Индии, свечки в православной церкви и красные свечи в Гонконге, черный козел отпущения.
Типы ритуалов:
Миф и доктрина
Миф - история, которая объясняет и обосновывает появление какого-либо социального явления.
одна и та же культура может обладать разными типами мифов.
Типология мифа:
Религиозный опыт
Встречи с сакральным, понимание различных религиозных состояний. Молитва перед трапезой, встреча со священником. В иудаизме существует момент, где мальчик должен прочитать молитву в ритуале перехода.
Примеры: медитация, хосписы Матери Терезы, молитва перед трапезой.
Религиозное поведение
1. Литургическое - молитвы
2. Не литургическое - участие
в благотворительности, если
поддерживает – милостыня.
Главное отличие религиозного поведения - религиозная мотивация.
Знание религии.
Изучение не подразумевает веры.
Роберт Белл - американский социолог
Критерий - степень дифференциации религиозных символов.
Осн. черты:
динамичное смешение множества мифов, между мифическим миром и реальным нет границ, письменность отсутствует- мифы устно искажаются, нет религиозных организаций, ритуалы совершаются по необходимости всеми членами рода, но есть специалисты- шаманы и колдуны.
Осн. черты
Такое же содержание как и у примитивных. но появляется религиозная организация (храмовая), влиятельное сословие жрецов, мифы систематизируются, нет четкого разделения мира на земной и потусторонний.