Шпаргалки по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Религия предполагает набор символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговения. С ними связаны верования. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (например, церковных службах). Т о 3 элемента: верования, ритуалы, люди.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 73.40 Кб (Скачать)

Нечто новое понимание мира. Проблема индивидуального  спасения. Формируется монашество. Отделение религиозной организации  от социальных организаций.

  1. Раннесовременная религия

Прим. протестантизм

Спасение  надо искать в земной деятельности. Труд- религиозный долг. Падает значение церкви как института спасения.

  1. Современная религия

Стремление  к преодолению дуализма "земного" и "небесного", стремление к монистическому восприятию мира. Идея множественности  миров.

 

  1. Ранние формы религиозных верований. Магия и религия. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Пантеизм (натурализм). Шаманство. Религиозные представления австралийских аборигенов и североамериканских индейцев.

 

РАННИЕ ФОРМЫ  РЕЛИГИИ

Что является ранними формами  религиозного поведения?

Какое-то время превалировала  марксистская теория, согласно которой  у древних людей-неандертальцев не было религии (так как не было эксплуатации).

Но палеонтологи опровергают  это -  наскальная живопись, захоронения.

Статуи на острове пасхи, стоунхендж (более позднее).

Магия и религия.

Скорей всего, магия предшествует религии. Магия это определенный способ упорядочить окружающую среду. Когда магия не срабатывает, появляется религиозная мысль.

Дюркгейм: считал, что первична религия. Но видел в магии использование религиозных средств. Возникает религия, которая является коллективным обращением к верованиям. Магия - индивидуальное применение по Дюркгейму (то есть главное противопоставление - это общественное и индивидуальное).

Вебер: вначале видит пусть коллективное но прагматическое использование (получить хороший урожай и тд), для этого есть определенный комплекс действий. Т.о. прагматическое использование, даже коллективное  - это магия. Рано или поздно человек сталкивается с тем, что не может управлять стихией, она не обязательно отвечает человека. Т.о. это сила, которой можно служить. Появляется этическое служение - это религия. Ключевое слово у Вебера - упорядочивание, расколдование (мира через магию).

Тотемизм. Наиболее простая форма религии по Дюркгейму. В чистом виде тотемизм вообще не имеет никаких антропоморфных элементов, никаких духов, он предполагает единство клана, членами клана могут быть разные существа (кенгуру, если кенгуру - тотем клана). Единство – главная идея. Чуринга – священный предмет, который племя прячет, никто к нему не мог прикоснуться, рядом с ней могут быть только члены клана, показывалась только один раз в год во время тотемического жертвоприношения, это олицетворение тотема. Поздние тотемы - содержат в себе анимизм (изображения животных у американских индейцев). Тотемическое жертвоприношение (нарушение табу, делается то, что обычно нельзя - эмоциональная сторона). Пережитки тотемизма в других более поздних религиях: атрибуты богов в древнегреческой религии (Афина с тотемическим животным - маленькой совой, Вера - волоокая, глаза коровы), современные пищевые запреты в религиях иногда связывают с тотемами.

Религиозные представления  североамериканских индейцев. По сравнению с австралийскими аборигенами, североамериканские индейцы эволюционировали. Чистого тотемизма нет, остаются следы тотемических верований. Сам термин тотем - североамериканский, означает "мой брат", применялось к любому человеку своего клана. Индейцы связывают свое происхождение с некими животными. Привычный нам тотем – тотем с чертами тотемизма, идол, наделенный душой, они могут перемещаться в пространстве во время ритуалов жертвоприношений.

Фетишизм - поклонение определенным предметам. Куклы (антропоморфные), которые олицетворяют различные силы. Использование любых других предметов.

Анимизм. Наиболее распространенная. Дюркгейм отверг, считая ее слишком развитой религией, сложным считал само понятие духа (для того чтобы понять, что предметы наделены душами, необходимо сначала понять, что живые наделены душами, затем наделить окружающие явления существами душой и разумом). Анимизм - мир, населенный душами. Пережитки анимизма ярче всего представлены в современной культуре. Переживут анимизма - страх темноты. Анимистические традиции очень многообразны и наиболее известной является религия Вуду, распространенная на Гаити.

Религия Вуду - на Гаити, в Америке. Традиционная африканская религия. Синкретическая религия. Религия конца 19 века, не является чистым африканским анимизмом. Клендарь католический. В юго-восточной Азии очень развит анимизм – культ предков.

Пантеизм (naturalism) (всебожие). Дюркгейм – натурализм. Обожествление природы. Энгельс считал натурализм самой первой примитивной религией (извержение вулкана, у которого живет племя). Любование сакурой. Дюркгейм доказывает, что пантеизм не может быть примитивной религией, так как для верования, например, в бога в вулкане, нужно сначала пройти стадию анимизма, то есть наделить мир душой.

Шаманизм. Не столько отдельно религия, сколько религии, которые характеризуется отдельными видами религиозной практики. Особенностью является то, что выделяется посредник между мирами, который наделяется определенными знаниями. Реликты шаманизма - в древнегреческом мифе – поход героя в подземное царство, но нужно узнать, где спуститься. Шаман может совершать необходимые общественные действия – например, уговорить духов кого-нибудь выручить.

  1. Религии Древнего Мира и Античности I. Религия древнего Египта. Религия древней Месопотамии. Религия древней Персии (Зороастризм).

 

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ

Религия древнего Египта

4-3 век до н.э. Египетская история. Именно в Египте находится великая христианская пустыня.

Одна из главных черт - религии жречества, которые мы не находим в примитивных религиях. Разные представления в разных (северная и южная) зонах Египта.

Самые значительные памятники - гробницы, связаны с тем значением, которое древние египтяне придавали  загробной жизни. Посмертная судьба фараонов влияла на граждан всего  Египта в целом. Ранние разграбления пирамид вызвали необходимость  скрывать захоронения.

Сложное представление о  загробном мире. Нет четкого понимания, что такое душа. На загробных фресках  изображение маленького человека ("ка") с заломленными руками - воплощение жизненной силы которая остается в гробнице. "Аах" - по смертное воплощение человека, в виде ибиса на фресках. Первоначально - идея общего бессмертия, в поздней религии - бессмертие как черта каждого. Главная идея - сохранить тело и воспрепятствовать грабежам (ловушки, тупики). Само захоронение происходило секретным ходом. Идея буквального взвешивания плохих и хороших дел человека в загробном мире (первоначально также касалось только фараона).

В похоронных обрядах и  повседневной жизни египтяне большую  роль отводили магии. Представление  о добрых и злых силах. Использовали большое количество заклинаний, носили на себе молитвы на папирусах, амулеты, ювелирные украшения с правильно по добранными камнями (защита от злых духов со стороны пустыни). Заклинания на камнях вдоль дороги, во дворцах, позднее в частных домах на стенах. Египетские народные колдуны (функции отличались от жрецов). Роль Египта - помочь добру победить над злом.

Многобожие. 1000 до н.э. впервые зафиксирована историками попытка фараоном реформировать религиозную систему (создать единобожие, разрушить остальные храмы). Построил собственную гробницу, храм солнца. Попытался объединить политическую власть фараона и жреческую (фараон должен быть и главным жрецом). Следующий фараон (Тутанхомон) вернул столицу в Фивы.

Т.о. Египетская религия поддерживается государством. Жреческая касат - социальный слой, который занят только отправлением культов. Противопоставление фараона и остального народа.

Религия Месопотамии

Развивается практически  параллельно Египту (периодическиевойны).  В переводе означает "между реками". Плодородия территория между Тигром и Евфратом. Основа цивилизации - шумеры (происхождение непонятно, но и в самой Месопотамии они являются пришельцами) и аккадцы (скотоводческие племена). Аккадский язык вытесняет шумерский (в быту). Последний этап шулеров - возвышение Вавилона. В Вавилоне важна роль жрецов, ритуалы которые они совершают служат не только для того чтобы оказать воздействие на богов, но также вводят календарный цикл. Например, всеобщее участие в новогоднем празднике, чтобы обновить мир. Также ритуалы сопровождали все повседневные дела. Вавилонский культ бога Мардука. Из Месопотамии пришло деление времени на 60, астрономия (истоки).

Религия древней  Персии (зороастризм - название этой религии в позднюю эпоху)

Заратустра скорее всего реально живший персонаж между 10 и 6 веком до н.э. Основа зороастризма - ведическая религия арейцев (?). В ведах и в авесте (книга зороастризма) есть одинаковые имена богов.

Реформы Заратустры: религия  становится этической (много внимания правильности поведения человека), пытается создать единобожие. Зороастризм (особенно представления касающиеся борьбы добра и зла) оказывает  влияние на европейские цивилизации. Представление о том что бог создает, а дьявол разрушает (остается в христианстве, тогда как грех это отсутствие добродетели, а не минус).

Развитие мира включает в  себя несколько этапов, все несовершенство в мире потому, что добро и зло  перемешаны. Каждый человеком обладает этическим долгом, свободой воли, должен встать на сторону добра. Представление  о рае (дом хвалы), в который  отправятся праведники, тогда как  неправедные отправятся в жилище дьявола. Представление о людях, которые совершили равное количество дел плохих и хороших, они пойдут в чистилище (без надежды в  отличие от христианства, место где  нет ни радости ни наказания). Необычная для древнего мира идея воскресения - праведники должны воскреснуть и жить в новом мире, который возникнет после разрушения старого. Религия перекликается с христианскими - угроза ереси.

Отношение к чистоте и  нечистоте. Большое количество ритуалов, которые должны были поддерживать чистоту. Поддержание горящего  огня. Различные  стихии также должны поддерживаться в чистоте - лучше умереть с  голоду чем есть оскверненную пищу. Поэтому возникли проблемы с захоронением (нельзя закопать, не осквернив землю и т.д.). Выходом оказываются знаменитые башни молчания с решеткой на вершине.

Это первая этическая религия - дает последователям правила. Одна из первых религий спасения (нравственного  спасения). Большое влияние на последующие  религии (иудаизм, христианство, ислам). Представление о мироздании и  его этапах, обещание будущей светлой  жизни.

  1. Религии Древнего Мира и Античности II. Религия древней Греции. Понятие религии у древних греков. Религия древнего Рима, Религиозные представления европейских народов до распространения христианства. Религии доколумбовой Америки: майя, ацтеков и инков.

 

Религия древней Греция

2 "этапа"  древней Греции :

  • древнегреческие мифы
  • и возвращение Греции в эпоху возрождения.

 

О самой древней эпохе  мало известно. Хорошо изучен мифологический период. Источники -театральные пьесы, где боги были любимыми героями, мифы. С 17 века много исследований.

Мало мистики. На олимп "ходить просто неприлично".

Сотворение мира в мифах. Хронос, свернутый детьми. Боги - как сверхлюди, обладающие некоторыми способностями. Они довольно земные, обладают своими слабостями, любят, когда их хвалят и т.д.

Мощный пласт т. н. народной  религии. Храмы дорого стоили и могли  строиться только в богатых городах. Появляется прослойка жречества, которая  правильно приносила жертвы. Простые  жертвы у водопадов, кусочки ткани  на деревьях.

Греки обожествляли героев. Герои - обычные люди. Героев одновременно уважали и боялись. В греческом представление о героях - сплав двух разнородных верований, боязнь героев и их задобрение (местные верования об опасных умерших).

Вера в судьбу, начинают развивать гадания. Дельфийский  оракул изначально появляется как место  гадания. В классическом варианте гадания  не связаны с мистикой.

Появляются культы мистерии. Представления, близкие к театру, где каждый обладал своей ролью. Из мистерии по сути идет обряд колядования. Древние греки были уверены, что разыгрывая спектакль мистерии, приближаются к спасению. Мистерии были тайными. Чаще всего один из героев оказывался в подземном царстве и его радо были спасти (богиня весны), если провести все правильно, то цикл возобновится. Возникает такой важный эпизод для будущего христианства, как воскресение.

 

Религия древнего Рима

 

Два периода: римский и имперского (влияние греческой и этрусской). После завоевания Греции появилась мода на все греческое. 

Культы изначально в семье. Главный алтарь -домашний очаг, который должен был постоянно поддерживаться (идея вечного огня, лампадок). Главное действующее лицо семейного очага - это отец. Известны моления, римляне записывает тексты правильных молитв. Жертвоприношения по праздникам и утром. Очистительные обряды. Новый год в марте. Специальные очищения в феврале, чтобы войти в новый год очищенным. Поклонялись безликим божественным существам без имени и пола. Существа могли быть вредоносными и благожелательными. Почитание культа предков. Духи-хранители дома (пенаты). Римляне насыщали все вокруг хозяевами (поле, лес и т. д.). Вредные существа, которые могли пошутить с путником.

Постепенно религия домашнего  очага начинает увеличивать масштабы. "Римский миф" - включает в себя идею созданию Рима (создатели вскормлены волчицей). Миф включал в себя богоизбранность - Рим избран бога и является столицей мира. Черта римлян - веротерпимость. Впервые возникает империя, которая разрешает завоеванным племенам сохранять свои религии.

Когда весь народ верит  одинаково, не возникает необходимости  выделять религию в отдельный  институт, она пронизывает все  сферы жизни и "незаметна". Как  только в Риме появились люди разных культур (диаспоры) на это начинают обращать внимания. Возникли споры, связанные  с захоронением (если не можем отвезти  умершего в Иерусалим, то надо в Риме создать похоронную ассоциацию, на базе который будет далее развиваться религия), календарем и т. д.

Информация о работе Шпаргалки по "Религиоведению"