Контрольная работа по “Религиоведению”

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера. Одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер, и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Содержание религиозной Реформации в европейской культуре………. 4
Социальные и культурные последствия Реформации…………………... 7
Макс Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.. 10
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список литературы…………………………………………………………… 14
Определения по эстетике…………

Файлы: 1 файл

Религиоведение.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

 

Кафедра: “Философии, истории и политологии”

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

 

по дисциплине

“Религиоведение”

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФБО

 

 

 

 

 

 

Гомель 2010

 

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………. 3

  1. Содержание религиозной Реформации в европейской культуре………. 4
  2. Социальные и культурные последствия Реформации…………………... 7
  3. Макс Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.. 10

Заключение……………………………………………………………………. 13

Список литературы…………………………………………………………… 14 

Определения по эстетике…………………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Пятьсот лет  назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая  стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера. Одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер, и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.

В нашей религиоведческой литературе протестантизм обычно рассматривается  как явление, целиком принадлежащее  истории христианства, а именно как  совокупность религиозных организаций  и вероучений, возникших в результате реформации католицизма, начиная с XVI века. Такой подход  вытекает из представления о религии как о некоей "тёмной" силе, искусственно навязанной человеческой культуре и до сих пор постоянно тормозившей развитие научной и гуманистической мысли. Религию следует понимать как звено действительного мира, объясняя её содержание "саморазорванностью и самопротиворечивостью" земной основы.

Отражая образ жизни  людей, религия как массовая "практическая" идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.

Религиозные представления  составляли существенный элемент массового сознания, оказывая  значительное влияние на политические и социальные битвы той поры (например, взгляды Т. Мюнцера и Ж. Кальвина), на развитие национальной культуры и языка (М. Лютер), образования (Ф. Меланхтон), на формирование миротворческой мысли (С. Франк) и политики веротерпимости (С. Кастеллио) - одним словом, на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия - в ту эпоху идеология господствующая - наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обнаруживая общее направление развития культуры.

 

Содержание религиозной  Реформации в европейской культуре.

 

Протестантизм — одно из трех наряду с католицизмом и  православием главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. Начало движению было положено в Германии в 1517г., когда М. Лютер обнародовал свои "95 тезисов", а завершилось оно во второй половине XVI в. официальным признанием протестантизма. В период средневековья было предпринято множество попыток реформирования католической церкви. Однако термин "реформация" впервые появился именно в XVI в.; он был введен сторонниками реформы для выражения идеи необходимости возврата церкви к ее библейским истокам. В свою очередь, римско-католическая церковь рассматривала Реформацию как мятеж, революцию. Понятие "протестант" возникло как общее наименование для всех сторонников Реформации. [2, c. 243]

Реформация началась с борьбы с индульгенциями, или отпущением грехов, которые церковь продавала за деньги. Именно этому вопросу были посвящены "95 тезисов" М. Лютера. У М. Лютера, священника и преподавателя теологии Виттенбергского университета, возникли сомнения относительно теологических оснований практики раздачи индульгенций, и он воспользовался формой академических тезисов для открытия схоластического диспута. Но то, что задумывалось как академическая дискуссия, приобрело общенародную популярность, поскольку гуманисты всей Германии с энтузиазмом подхватили критику М. Лютером системы индульгирования грехов и сделали все для того, чтобы донести лютеровские тезисы до широкой публики. Кроме того, М. Лютер затронул политически очень болезненную тему. Нападая на торговлю индульгенциями, он задел налоговые интересы и Папы, и курфюрста Бранденбургского.

Католическая церковь  отреагировала на заявление М. Лютера с поразительной быстротой. В  феврале 1518 г. против него было выдвинуто обвинение в ереси. М. Лютеру было предписано срочно явиться в Рим на допрос, но из-за вмешательства территориального правителя — саксонского курфюрста — разбирательство перенесли в Аугсбург. Встреча М. Лютера с присланным Папой кардиналом не привела к соглашению. В начале 1520 г. Папа в своей булле (декрете) осудил М. Лютера как еретика, "чьи речи оскорбительны для слуха", и дал ему 60 дней на раскаяние. В ответ М. Лютер составил широкую программу религиозного обновления. В январе 1521 г. он был отлучен от римско-католической церкви. Это и послужило началом Реформации. [2, c. 244]

М. Лютер провозгласил лозунг восстановления раннехристианской церкви и авторитета Библии — Священного писания, отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недовольным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и вмешательством Папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях реформы в духе лютеровских идей. Кроме М. Лютера появились и другие выдающиеся деятели, чьи имена навсегда остались в истории связанными с идеей Реформации. По мере того как движение распространялось, становилось все очевиднее, что, несмотря на общность реформистов в оппозиции к римско-католической церкви, у них нет единства в вопросах теологии. Различия целей и взглядов становились все отчетливее. Первые расхождения проявились в 1522 г., когда Карлштадт, коллега М. Лютера по университету, публично выразил несогласие с ним относительно содержания необходимых реформ. [2, c. 244]

Особый колорит придает  Реформации фигура Ж. Кальвина. Французский  юрист и гуманист Ж. Кальвин стал воплощением Реформации в европейском варианте. Он переехал из Франции в Швейцарию, где и 1536 г. издал краткое систематическое изложение реформистской теологии — "Наставления в христианской вере". Основная идея этого труда состояла в том, что Бог изначально определил судьбу каждого человека в вечности, его спасение или гибель. В этой идее Ж. Кальвин хотел лишь подчеркнуть всемогущество Бога, но впоследствии в концепции тотального предопределения стали видеть фундаментальную особенность кальвинизма. Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, старается найти в этом мире признаки своей избранности.

Контрреформация - это  церковно-политическое движение XVI-XVII в.в., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие  своей духовной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций. [3, c. 415]

Популярность протестантизма, его  победоносное шествие по Западной Европе не могло не встревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный  Римом в борьбе с различными ересями, нашел свое применение и в отношении  протестантизма, который был назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра не ограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии не дадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католической церкви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутренней реорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора, идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов, реорганизация инквизиции, публикация "Индекса запрещенных книг" и т.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.

Тридентский собор, состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечение Контрреформации, основные положения этого обоснования  содержались в "Декретах Тридентского собора" и "Тридентском исповедании веры". В этих документах осуждаются основополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как о единственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом для реорганизации церкви - служение на национальных языках, отмена запрета на брак священников - было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым и реликвиям. [3, c. 415]

Многие документы Триденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его власть еретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Они были сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннее образование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологической обороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебные заведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны, где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами. Коллегия «Германикум» и "Ангеликум" стали сосредоточием клерикальной католической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения, преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.

Издание ''Индекса запрещенных книг" стало важной вехой в борьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтение которых  запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В "Индексе" содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных, мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святым престолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика. [3, c. 416]

Успехи Реформации, подрывающие  папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому.

Но, несмотря на все принятые меры, значительно укрепившие позиции  католицизма, придавшие новый импульс в развитии церкви, сохранившей единоверие в ряде стран, все же главная цель - восстановление единства западного христианства достигнута не была. Протестантизм, ставший знаменем новых реалий буржуазного общества, отвоевал свое право на существование.

Таким образом, этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты. [3, c. 416]

 

Социальные  и культурные последствия Реформации.

 

Наступление нового времени  означало перемещение центра социальной активности многих народов. Движение истории  определялось развитием промышленности и в целом хозяйства многих европейских стран. Это формировало  новую идеологию, совершенно другое мироощущение. На смену церковному единообразию приходит религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникают различные вероучения и направления протестантизма. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий характер: концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранности и другие. Однако в зависимости от специфики стран, политической ситуации в них, эти движения приобретали свои особенности. Постепенно оформились основные протестантские церкви. [4, c. 144]

Одним из ранних направлений протестантизма является англиканство. Его вероучение представляет собой конгломерат  католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно изложено в "Книге общинного  богослужения" (1549 г) и "Символе веры", принятом в 1571 году. В нем концепция спасения соединяет принцип спасающей силы церкви, унаследованной от католицизма, с лютеранским учением о спасении только одной верой. Англиканство сохранило иерархию, епископат, пышный культ. Оно является в настоящее время государственной церковью Англии.

Информация о работе Контрольная работа по “Религиоведению”