Контрольная работа по “Религиоведению”

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера. Одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер, и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Содержание религиозной Реформации в европейской культуре………. 4
Социальные и культурные последствия Реформации…………………... 7
Макс Вебер о роли протестантской этики в становлении капитализма.. 10
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список литературы…………………………………………………………… 14
Определения по эстетике…………

Файлы: 1 файл

Религиоведение.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

В лютеранской церкви, названной  так в честь основателя Мартина  Лютера, на передний план в концепцию  спасения выдвигается "обращение" и "оправдание". Лютеранство сохраняет  епископат, особое посвящение в духовный сан, остатки литургии. Оно признает два таинства: крещение в младенческом возрасте и причащение. В лютеранских храмах нет икон, но сохранены распятия, облачение духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение.

Центральное место в лютеранском  богослужении занимает проповедь. Лютеранство является самой влиятельной и многочисленной конфессией современного протестантизма. [4, c.144]

Еще одно направление протестантизма - кальвинизм. В нем нашли более последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. В 1536 году Кальвин издал в Швейцарии свое главное сочинение - "Наставление в христианской вере", в котором изложил свои взгляды. В 1542 году вышел "Женевский катехизис". В отличие от лютеранства в кальвинизме нет символа веры, обязательного для всех, единственным источником вероучения является Библия. Доминирующее значение Кальвин придавал учению о предопределении, ибо Бог избрал одних к веччому блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен.

Главным в кальвинизме является учение о "мирском призвании" или "мирском аскетизме". Свидетельством возможной избранности может рассматриваться успех в предпринимательской деятельности, в профессионализме. Ради этого кальвинист должен отказаться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни.

Ритуальная сторона кальвинизма  отличается наиболее радикальным реформаторством: отброшены все внешние атрибуты культа - алтарь, иконы, свечи, крест. Проповедь - центральный момент богослужения, она включает пение псалмов и молитв.

В более поздние времена  появляются новые течения в протестантизме. Среди них можно отметить баптизм, адвентизм, пятидесятничество, хотя этим список течений в протестантизме не исчерпывается. [4, c. 145]

Одним из новых направлений  стал баптизм. Первая баптистская община возникла в начале XVII века среди английских эмигрантов в Голландии. Их вероучение основано на лютеранстве и кальвинизме. Особое значение придается личной вере. Крещение рассматривается как знак сознательного обращения в веру, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.

В начале 30-х годов XIX века в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (от латинского слова - "пришествие"). Его основателем считают У. Миллера (1782-1849 гг.), который выпустил в 1833 году книгу "Свидетельство из Писания и истории о втором пришествии Христа около 1843 года и его личном царствовании в течение 1000 лет".

Адвентистское учение отличается от других протестантских учений своей  эсхатологией, т.е. разработкой идеи о конце света, смысле и завершении земной истории. Они по-особому решают вопрос о посмертной судьбе человека, ибо не считают душу бессмертной.

Есть несколько направлений  адвентизма. Одним из них является адвентизм седьмого дня. Его основательница Елена Уайт. [4, c. 145]

Протестантские течения, получившие название "пятидесятниччство", возникли в США. В основе вероучения - изложенный в одной из книг Нового Завета - книге "Деяния святых апостолов" - рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Ссылаясь на это, они утверждают, что каждый истинный христианин может получить дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцеление больных, говорение на иных языках, которое получило название "глоссолалия".

 Помимо распространенных  протестантских конфессий есть  и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий, другие сложились в XIX веке, некоторые возникают в наше время.

Протестантизм переосмысливает  роль религии и ее места в жизни  человека: священной признается вся  повседневная деятельность. Ведь если спасение человека зависит не от него самого, то нет никакой необходимости, магических поступках последующих цели спасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно не то, что делает человек, не род его занятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед богом. [4, c.146]

Социально-экономическая подоплека догматики протестантизма очевидна: концепция избранности к спасению отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору была лишена официальной санкции. Несовместимость буржуазной активности с правовыми ограничениями средневековья на языке протестантизма выражалась как противостояние божественной и человеческой воли. Непризнание за церковью права выступать в качестве посредника между человеком и богом, позволяет человеку ощутить себя свободным от земной власти, ибо он осознает себя как слугу самого бога. Тем самым протестантизм позволяет обосновать протест против характерных для феодализма отношений личной зависимости, уравнивает людей как агентов буржуазных отношений, наделяет их одинаковой надеждой на возможный успех.

Протестантизм выступил идеологией Реформации, обосновал ценности, составившие подпочву культуры Нового времени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новых общественных отношений, отстаивая личную независимость человека, возвышая труд до уровня религиозной ценности, рассматривая повседневную деятельность человека как форму служения богу, так как именно в ней реализует человек свое предназначение.

Европейская культура испытывает на себе влияние протестантской этики, которая в отличие от декалога и евангельских заповедей нигде  не фиксируется. Основные принципы протестантской этики содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них. Протестантизм переосмысливает христианский тезис любви к ближнему, которая теперь приравнивается к служению ближнему, человек не должен, как монахи, бегать от мира, а напротив, он должен выполнять земное призвание. "...Служить богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга... любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение" - считает Лютep [4, c.147]

Таким образом, протестантизм  радикальным образом изменил  Европейскую культуру, ликвидировав культурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью, посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение.

 

 

 

Макс Вебер  о роли протестантской этики в  становлении капитализма.

 

Необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении  буржуазного общества. Кульминацией такого подхода в начале XX века явилось исследование немецкого учёного Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в котором делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Западной Европы. [1, c.105]

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, разрабатывавший вопросы  методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое  влияние на европейское обществоведение  оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. Вебер считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, в частности, религиозно-этических факторов. Капитализм согласно Веберу, такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в  стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни.

Основной работой Вебера считается исследование "Протестантская этика и дух капитализма", в продолжение которого Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые это произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей книги  М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение  протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. [ 1, c.106]

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди  католиков преобладают люди с  гуманитарным образованием, то среди  протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни  больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Он задается вопросом, чем можно объяснить столь  четкую взаимосвязь социального  статуса с религией. Вебер все  же склоняется к тому, что причину  различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении. Далее следует определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения".

В понимании автора идеальный  человек - "кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной модели мира. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике.

Вебер считал, что когда  речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, необходимо развитое чувство ответственности и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.

Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Схематически сравнение  морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени  можно изобразить при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.

Таблица 1.

 

Традиционный человек

Протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия

Бремя

Форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь - не продашь

Честность - лучшая гарантия

Основной вид деятельности

Торговля

Производство


 

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые  немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга. [1, c. 107]

Вебер проводит морфологический  разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в отличие от католицизма, предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни, тем самым обязанность становится его призванием - таким образом, декларируется равенство всех профессий перед Богом. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег. [ 1, c.108]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Повышенный интерес  протестантизма к внутреннему, личностному  миру человека, объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Поскольку христианская вера рассматривается как мотивация всей повседневной жизни, то для того, чтобы понять характер этой веры, необходимо принимать во внимание совокупность его нравственно-духовных переживаний, его специфичность жизненного мира. В последствии протестантский акцент на внутреннем мире человека и практической религиозности сказался на развитии немецкой классической философии, в частности на учении И.Канта.

Информация о работе Контрольная работа по “Религиоведению”