Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».
Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.
В выражениях, немногим только отличающихся от принятой в психоанализе терминологии, СгawIeу доказывает, что каждый индивид отделяется от других посредством «taboo of personal isolation», и что именно мелкие различия при сходстве в других отношениях объясняют чувства чуждости и враждебности между ними. Было бы очень соблазнительно проследить эту идею и из этого «нарцизма мелких различий» вывести враждебность, которая, как мы видим, с успехом борется во всех человеческих отношениях с чувствами общности и одолевает заповедь всеобщего человеколюбия. Психоанализ полагает, что открыл главную из причин нарцистического, сильно пропитанного презрением, отрицательного отношения к женщинам тем, что указал на происхождение этого презрения из кастрационного комплекса и влияние этого комплекса на суждение о женщине.
Однако мы замечаем,
что последние соображения
На этот раз наша
задача состоит не в том, чтобы
объяснить происхождение и
В настоящее время мы находим табу у примитивных народов уже развившимся в весьма искусную систему, совершенно подобно тому, как наши невротики проделывают развитие своих фобий, и старые мотивы табу – замененными новыми гармонически согласованными. Не обращая внимания на эти генетические проблемы, мы хотим остановиться только на том взгляде, что примитивный человек создает табу там, где боится опасности. Эта опасность, вообще говоря, психическая, потому что примитивный человек не вынужден делать различий, которые нам кажутся неизбежными. Он не отличает материальную опасность от психической и реальную от воображаемой. Согласно его последовательно проводимому анимистическому миросозерцанию, всякая опасность исходит от враждебного намерения равного ему одушевленного существа – как опасность, которой угрожает сила природы, так и грозящая со стороны другого человека или зверя. С другой стороны, он привык свои собственные внутренние враждебные душевные движения проецировать во внешний мир, приписывать их объектам, которые он ощущает как неприятные или хотя бы даже как чуждые. Источником таких опасностей считает он и женщину, а первый половой акт с женщиной считается особенно большой опасностью.
Я полагаю, что нам
удастся выяснить, какова эта повышенная
опасность, и почему она именно угрожает
будущему мужу, если мы более подробно
исследуем поведение
Мы считаем нормальной реакцией, когда женщина после полового акта на высоте удовлетворения обнимает, прижимает к себе мужчину, видим в этом выражение ее благодарности и обещание длительной верности. Но мы знаем, что это поведение обычно не распространяется и на случай первого полового общения; очень часто он приносит женщине, остающейся холодной и неудовлетворенной, только разочарование, и обычно должно пройти много времени, и нужно частое повторение полового акта для того, чтобы он давал удовлетворение также и женщине. От этих случаев только начальной и скоро проходящей фригидности ведет непрерывный ряд к тем печальным случаям постоянной холодности, которые не могут преодолеть никакие нежные старания мужчины. Я полагаю, что эта фригидность женщины еще недостаточно понятна, и за исключением тех случаев, когда нужно вину за нее вменить недостаточной потенции мужчины, требует объяснения при помощи сродных ей явлений.
Столь частые попытки
избежать первого полового общения
я не хочу принимать здесь во внимание,
потому что они имеют несколько
объяснений, и в первую очередь, если
не безусловно, именно в них нужно
видеть выражение общего стремления
женщин к сопротивлению. Но зато я
думаю, что свет на загадку женской
фригидности проливают
Анализ дает возможность
без всякого труда угадать
какие именно душевные движения у
женщины принимают участие в
описанном парадоксальном ее поведении,
в котором я надеюсь найти
объяснение ее фригидности. Первый половой
акт пробуждает целый ряд таких
душевных движений, которым не должно
быть места при желательной
Другую причину
разочарования в первом половом
акте мы видим (по крайней мере, у
культурной женщины) в том, что ожидания,
с ним связанные, и осуществление
не могут совпасть. До этого времени
половое общение
Однако и этот
мотив недостаточно глубок, кроме
того, связанный с культурными
условиями, он лишен тесной связи
с состоянием примитивных народов.
Тем значительнее поэтому следующий
момент, обусловленный историей развития
либидо. Благодаря стараниям
По-видимому, обычай
примитивных народов считается
с мотивом прежнего сексуального
желания, поручая дефлорацию старейшему,
священнику, святому мужу, т. е. заместителю
отца (см. выше). Отсюда, как мне кажется,
ведет прямая дорога к вызывавшему
столько споров jus primae noctis средневекового
помещика. А.J. Storfer отстаивал тот
же взгляд, кроме того, объяснил широко
распространенный институт «Тобиясова
брака» (обычая воздержания в течение
первых трех ночей) как признание
преимущественных прав патриарха, как
и до него уже это сделал С.G.Jung.
В соответствии с нашим предположением
мы находим среди суррогатов отца,
которым поручена дефлорация, также
и изображения богов. В некоторых
областях Индии новобрачная должна
принести в жертву деревянному Lingam
свою плеву, и, по сообщению святого
Августина, в римском брачном
церемониале имелся такой же обычай
(в его время?) с тем только послаблением,
что молодой женщине
К более глубоким слоям возвращается другой мотив, который, как это можно сказать, является главным виновником парадоксальной реакции против мужа и влияние которого, по моему мнению, проявляется еще во фригидности женщины. Благодаря первому у женщины, кроме описанных, оживают еще другие прежние душевные движения, которые вообще противятся женской функции и роли.
Из анализа многих
невротических женщин нам известно,
что они проделали раннюю стадию
развития, в течение которой они
завидовали брату в том, что у
него имеется признак
Я не был бы удивлен, если бы в других случаях временная последовательность этих переживаний оказалась обратной и та часть кастрационного комплекса проявила свое действие только после состоявшегося выбора объекта. Но мужская фаза женщины, во время которой она завидует мальчику из-за penis'a, исторически во всяком случае более ранняя и больше приближается к первоначальному нарцизму, чем к любви к объекту.
Несколько времени
тому назад случай дал мне возможность
понять сон новобрачной, который
оказался реакцией на ее дефлорацию. Он
легко выдавал желание женщины
кастрировать молодого супруга и
сохранить себе его penis. Несомненно,
было достаточно места и для более
безобидного толкования, что желательно
было продления и повторения акта,
но некоторые детали сновидения выходили
за пределы такого смысла, а характер
и дальнейшее поведение видевшей
сон свидетельствовали в пользу
более серьезного понимания. За этой
завистью из-за penis'a проявляется враждебное
ожесточение женщины против мужчины,
которое всегда можно заметить в
отношениях между полами и самые
явные признаки которого имеются
в стремлениях и в литературных
произведениях «
После такого перечисления мотивов, сохранившихся в фригидности следов парадоксальной реакции женщины на дефлорацию, можно, обобщая, формулировать, что незрелая сексуальность женщины разряжается на мужчине, который впервые познакомил ее с сексуальным актом. Но в таком случае табу девственности приобретает достаточный смысл, и нам понятно предписание, требующее, чтобы этих опасностей избег именно тот мужчина, который навсегда должен вступить в совместную жизнь с этой женщиной. На более высоких ступенях культуры значение этой опасности отступает на задний план в сравнении с обещанием «подчиненности», а также и перед другими мотивами и соблазнами; девственность рассматривается как благо, от которого мужчине не надо отказываться. Но анализ помех в браке показывает, что мотивы, которые заставляют женщину желать отомстить за свою дефлорацию, не совсем исчезли из душевной жизни культурной женщины. Я полагаю, что наблюдатель должен заметить в каком необыкновенно большом числе и чувствует себя несчастной, между тем как после расторжения этого брака она отдает свою нежность и счастье второму мужу. Архаическая реакция, так сказать, исчерпалась на первом объекте.
Однако табу девственности и помимо того не исчезло в нашей культурной жизни. Народная душа знает о нем, и поэты иногда пользовались им как сюжетом творчества, Anzengruber изображает в одной комедии, как простоватый деревенский парень отказывается жениться на суженой ему невесте, потому что она «девка, за которую первый поплатится жизнью». Он соглашается поэтому на то, чтобы она вышла замуж за другого, и хочет затем на ней жениться, как на вдове, когда она уже не опасна. Заглавие пьесы «Яд девственности» напоминает о том, что укротители змей заставляют ядовитую змею сперва укусить платок, чтобы потом безопасно иметь с ней дело[76].