Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».
Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.
Таким образом, кажется, что благодаря непримиримому разладу между требованиями обоих влечений – сексуальными и эгоистическими – люди становятся способными на все высшие достижения, хотя постоянно подвергаются опасности заболеть неврозом, особенно наиболее слабые из них.
Цель науки – ни пугать, ни утешать. Но я и сам готов допустить, что такие общие заключения, как высказанные выше, следует построить на более широком основании, и что, может быть, некоторые направления в развитии человечества могут помочь исправить указанные нами в изолированном виде последствия.
ТАБУ ДЕВСТВЕННОСТИ
Немногие детали
сексуальной жизни примитивных
народов производят такое странное
впечатление на наше чувство, как
оценка этими народами девственности,
женской нетронутости. Ценность девственности
с точки зрния ухаживающего мужчины
кажется настолько несомненной
и само собой понятной, что нами
почти овладевает смущение, когда
мы хотим оправдать и обосновать
это мнение. Требование, чтобы девушка
в браке с одним мужем не
сохранила воспоминаний о сношениях
с другим, представляет из себя не что
иное, как последовательное развитие
исключительного права
Нам не трудно уже
позже оправдать то, что казалось
сначала предрассудком, нашим мнением
о любовной жизни женщины. Кто
первый удовлетворяет с трудом в
течение долгого времени
Выражение «сексуальная
подчиненность» предложно в 1892 г. v.Кгafft-Ebing'ом
для обозначения того факта, что
одно лицо может оказаться в
Кгаfft-Ebing объясняет
возникновение сексуальной
Неправильно описывают поведение примитивных народов, о котором ниже идет речь, те, кто утверждает, что эти народы не придают никакого значения девственности, и в доказательство указывают, что дефлорация девушек совершается у них вне брака и до первого супружеского сношения. Наоборот, кажется, что и для них дефлорация является актом, имеющим большое значение, но она стала предметом табу, заслуживающим названия религиозного запрета. Вместо того, чтобы представить ее жениху и будущему мужу девушки, обычай требует того, чтобы именно он уклонился от этого.
В мои планы не входит собрать полностью литературные свидетельства, доказывающие существование этого запрета, проследить его географическую распространенность и перечислить все формы, в которых он выражается. Я довольствуюсь поэтому тем, что констатирую, что подобное устранение девственной плевы, совершаемое вне последующего брака, является чем-то весьма распространенным у живущих в настоящее время примитивных народов. Так Crawley говорит: «Брачный обряд сводится к прободению девственной плевы определенным лицом, но не мужем, что очень распространено на низких уровнях культуры, особенно же в Австралии».
Если же дефлорация не должна иметь места при первом брачном сношении, то ее должен совершить раньше – каким-нибудь образом и кто-нибудь. Я приведу несколько мест из вышеупомянутой книги СгawIeу'я, в которой имеются сведения по этому вопросу, и которые дают нам основание для некоторых критических замечаний.
S. 191. «У диери
и у некоторых соседних племен
(в Австралии) распространен
S. 307: «Преднамеренный
разрыв плевы совершается
S. 348 (по сообщениям
Spenser'a и GIllen'a об австралийских
племенах, у которых существуют
известные эксогамические
S. 349: «У мазаев (в
экваториальной Африке) совершение
этой операции составляет одно
из самых главных
Замечания, о которых я уже упомянул, относятся к двум пунктам. Во-первых, приходится жалеть о том, что в этих указаниях нет более тщательного различия между одним только разрушением плевы без полового акта и половым актом с целью такого разрушения. Только в одном месте мы определенно слышали, что весь процесс распадается на два акта: на (ручную или инструментальную) дефлорацию и на последующий затем половой акт. Очень обильный материал у ВагteIs-Ploss'a оказывается почти непригодным для наших целей, потому что в их изложении психологическое значение акта дефлорации совершенно исчезает перед анатомическим его результатом. Во-вторых, очень желательно было бы узнать, чем отличается «церемониальный» (чисто формальный, торжественный, официальный); половой акт при этих обстоятельствах от нормального полового общения. Доступные мне авторы или слишком стыдились об этом говорить, или опять-таки придавали слишком мало значения таким сексуальным подробностям с психологической точки зрения. Мы можем надеяться, что оригинальные сообщения путешественников и миссионеров более подробны и недвусмысленны, но при теперешней недоступности этой, по большей части иностранной, литературы, я не могу сказать ничего определенного. Впрочем, можно пренебречь сомнением по поводу этого второго пункта, принимая во внимание соображение, что церемониальный мнимый половой акт, вероятно, представляет собой замену и может быть сменил настоящий акт, который прежде совершался полностью[75].
Для объяснения этого
табу девственности можно указать
на разнообразные моменты, которым
я дам краткую оценку. При дефлорации
девушки обыкновенно
С другой стороны, нас предупреждают, чтобы мы не слишком переоценивали влияние одного только такого момента, как страха крови. Этот страх не мог, ведь, уничтожить такие обычаи, как обрезание мальчиков и еще более жестокое обрезание девушек (отсечение клитора и малых губ), которые отчасти в обычае у тех же самых народов, или прекратить значение других церемониалов, при которых также проливается кровь. Не было бы поэтому ничего удивительного в том, если бы этот страх преодолевался в пользу мужа при первом половом сношении.
Второе объяснение
также не принимает во внимание сексуальное,
но заходит гораздо дальше. Оно
указывает на то, что примитивный
человек является жертвой постоянно
подстерегающего его чувства
страха, согласно психоаналитическому
учению о неврозах. Эта склонность
к страху сильнее всего проявляется
во всех случаях, каким-либо образом
отступающих от обычного, привносящих
нечто новое, неожиданное, непонятное,
жуткое. Отсюда и происходит доходящая
до самых поздних религий
Третье объяснение,
– Crawley отдает ему предпочтение, –
обращает внимание на то, что табу девственности
входит в одну большую связь явлений,
охватывающих всю сексуальную жизнь.
Не только первое половое общение
с женщиной представляет из себя табу,
по половой акт, вообще, пожалуй, можно
было бы сказать, что женщина в
целом является табу. Женщина является
табу не только в исключительных, вытекающих
из ее половой жизни положениях –
менструации, беременности, родов и
послеродового периода, но и вне
этих положений общение с женщиной
подвержено таким серьезным и
многочисленным ограничениям, что у
нас имеются все основания
сомневаться в означенной сексуальной
свободе дикарей. Совершенно верно,
что в определенных случаях сексуальность
примитивных народов не знает
никаких преград, но обычно она, по-видимому,
сильнее сдерживается запрещениями,
чем на более высоких ступенях
культуры. Как только мужчина предпринимает
что-нибудь особенное, – экспедицию,
охоту, военный поход, – он должен
держаться вдали от женщины, особенно
же воздержаться от полового общения;
в противном случае его сила была
бы парализована, и он потерпел бы неудачу.
И в обычаях повседневной жизни
открыто проявляется стремление
к разъединению полов. Женщины живут
с женщинами, мужчины с мужчинами;
семейной жизни в нашем смысле
у многих примитивных племен нет,
разъединение полов доходит иной
раз так далеко, что лицам одного
пола запрещается произносить
Где примитивный человек установил табу, там он боится опасности, и нельзя отрицать, что во всех этих предписаниях избегать женщины выражается принципиальная перед ней боязнь. Может быть, эта боязнь объясняется тем, что женщина иная, не такая, как мужчина, всегда непонятна и таинственна, чужда и потому враждебна. Мужчина боится быть ослабленным женщиной, заразиться ее женственностью и оказаться поэтому неспособным. Ослабляющее и расслабляющее, вялое напряжение действий, полового акта может быть образцом, оправдывающим такие опасения, а распространение этого страха оправдывается сознанием того влияния, которое женщина приобретает над мужчиной, благодаря половому общению и вниманию к себе, которое она этим завоевывает. Во всем этом нет ничего такого, что устарело бы, что не продолжало бы жить и среди нас.
Многие наблюдатели живущих в настоящее время примитивных народов пришли к выводу, что их любовные порывы сравнительно слабы и никогда не достигают той интенсивности, которую мы обычно находим у культурного человечества. Другие возражали против такой оценки, однако перечисленные обычаи табу указывают, во всяком случае, на существование силы, сопротивляющейся любви, так как она отвергает женщину, как чуждую и враждебную.