Зигмунд Фрейд теория полового влечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».
Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

Файлы: 1 файл

Зигмунд Фрейд К теории полового влечения.docx

— 279.73 Кб (Скачать)

Ввиду важности предмета и трудности разобраться в  нем позволительно будет набросать  здесь вкратце и другие, не приведенные  еще в полный порядок взгляды  и мнения.

Развитие Я связано  с отходом от первичного нарцизма и вызывает интенсивное стремление опять вернуться к нему. Отход  этот происходит посредством перемещения  либидо на названный извне идеал  Я, а удовлетворение придается осуществлением этого идеала. Одновременно Я отдает свои либидинозные привязанности объектам. Ради этих привязанностей, как идеал Я, оно само становится беднее в отношении либидо и вторично обогащается им посредством удовлетворения от объектов благодаря воплощению идеала.

Известная доля самочувствия первична, это остаток детского нарцизма, другая часть исходит от подтвержденного  опытом всемогущества (воплощения Я-идеала), третья часть – из удовлетворения объект-либидо.

Я-идеал поставил удовлетворение либидо на обьектах в  тяжелые условия, так как через  посредство своей цензуры он заставляет отказаться от некоторых частных  форм удовлетворения как от недопустимых. Там, где такой Я-идеал не развился, там соответствующее сексуальное  стремление входит неизмененным в состав личности в виде перверзий. Быть опять  своим собственным идеалом даже в отношении своих сексуальных  стремлений, как это было в детстве, – вот чего люди стремятся достичь  как высшего счастья.

Влюбленность состоит  в излиянии Я-либидо на объект. Она  обладает достаточной силой, чтобы  уничтожить вытеснения и восстановить перверзии. Она поднимает сексуальный  объект до степени сексуального идеала. Так как она происходит по объектному или опорному типу на почве осуществления  инфантильных условий любви, то можно  сказать: все, что осуществляет эти  условия любви, идеализируется.

Сексуальный идеал  может вступить с Я-идеалом в  интересное отношение взаимопомощи. Там, где нарцистическое удовлетворение наталкивается на реальные препятствия, – сексуальный идеал может  быть исследован для того, чтобы  получить взамен его удовлетворение. Иногда любовь по типу нарнистического  выбора объекта – то, чем человек  был и перестал быть, или то, что  имеет такие качества, которыми вообще не обладаешь (ср. с, 123 под буквой С). Формула, соответствующая параллельно  предыдущей, гласит: любят то, что  обладает теми качествами, которых  не хватает Я для достижения своего идеала. Этот случай помощи имеет особое значение для невротика, Я которого беднеет благодаря чрезмерной привязанности  к объекту и не в состоянии  осуществить свой Я-идеал. Он ищет тогда  возврата к нарцизму от своего расточительного  израсходования либидо на объекты, избирая  себе по нарцистическому типу сексуальный  идеал, который обладает недосягаемыми  для него, невротика, качествами. Это  и есть излечение через любовь, которое он, обычно, предпочитает аналитическому. Он и не верит в другой механизм исцелений, с ожиданием именно такого исцеления он большей частью приступает к лечению и связывает это  ожидание с личностью лечащего его  врача. Этому типу исцеления препятствует неспособность больного любить всех вследствие его больших вытеснений. Если лечение до известной степени  помогло против последних, то часто  наступает неожиданный успех, заключающийся  в том, что больной отказывается от дальнейшего лечения для того, чтобы сделать выбор в любви  я предоставить дальнейшее выздоровление  влиянию совместной жизни с любимым человеком. С таким исходом можно было бы охотно мириться, если бы он не заключал в себе все опасности удручающей зависимости от этого нового спасителя в беде.

От идеала Я широкий  путь ведет к пониманию психологии масс. Этот идеал, помимо индивидуального, имеет еще социальную долю, он является также общим идеалом семьи, сословия, нации. Кроме нарцистического либидо, он захватил также большое количество гомосексуального либидо данного лица, которому таким путем возвращено Я. Неудовлетворение вследствие неосуществления  этого идеала освобождает гомосексуальное  либидо, которое превращается в создание своей вины (социальный страх). Сознание вины было сначала страхом перед  наказанием родителей, правильней –  перед лишением их любви, позже место  родителей заняла неопределенная масса  современников. Таким образом, понятным становится частое заболевание паранойей  вследствие обиды, нанесенной Я, благодаря  невозможности найти удовлетворение в области Я-идеала, а также  совпадение в идеале Я образования  идеала и сублимирования и разрушения сублимирования, а иногда при парафренических  заболеваниях полные перемены в области  идеалов.

ОБ ОСОБОМ ТИПЕ «ВЫБОРА ОБЪЕКТА» У МУЖЧИНЫ

До сих пор  мы предоставляли только поэтам изображать те «условия любви», при которых  люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую  задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных  стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное  бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может  не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывать мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее.

Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому  необходимо, чтобы наука, более грубыми  прикосновениями и совсем не для  удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых  люди наслаждались испокон веков. Эти  замечания должны служить оправданием  строгой научной обработки и  вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует  самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности.

Во время психоаналитического  лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с областью любовной жизни невротиков. Такое  знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового человека и даже у выдающихся людей. Вследствие счастливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вырисовываются определенные типы в любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и, вместе с тем, этот тип допускает простое психологическое объяснение.

1. Первое из этих  «условий любви» можно было  бы назвать специфическим; если  оно имеется налицо, следует уже  искать и другие отличительные  признаки этого типа. Его можно  назвать условием «пострадавшего  третьего». Сущность его состоит  в том, что лица, о которых  идет речь, никогда не избирают  объектом своей любви свободной  женщины, а непременно такую,  на которую предъявляет права  другой мужчина: супруг, жених  или друг. Это условие оказывается  в некоторых случаях настолько  роковым, что на женщину сначала  не обращал никакого внимания, или она даже отвергается до  тех пор, пока она никому  не принадлежит; но человек  такого типа влюбляется тотчас  же в ту же самую женщину,  как только она вступит в  одно из указанных отношений  к какому-нибудь другому мужчине.

2. Второе условие,  быть может, уже не такое  постоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта пополняется  только благодаря сочетанию этого  условия с первым, между тем  как первое условие само по  себе, кажется, встречается очень  часто. Второе условие состоит  в том, что чистая, вне всяких  подозрений, женщина никогда не  является достаточно привлекательной,  чтобы стать объектом любви,  привлекает же в половом отношении  только женщина, внушающая подозрение, – верность и порядочность  которой вызывают сомнения. Эта  последняя особенность может  дать целый ряд переходов, начиная  с легкой тени на репутации  замужней женщины, которая не  прочь пофлиртовать, до открытого  полигамического образа жизни  кокотки или жрицы любви. Но  представитель нашего типа не  может отказаться хотя бы от  какой-нибудь особенности в таком  роде. Это условие с некоторым  преувеличением можно назвать  «любовью к проститутке».

Подобно тому, как  первое условие дает удовлетворение враждебным чувствам по отношению к  мужчине, у которого отнимают любимую  женщину, второе условие – причастность женщины к проституции – находится  в связи с необходимостью испытывать чувство ревности, которое, очевидно, является потребностью влюбленных этого  типа. Только в том случае, если они  могут ревновать, страсть их достигает  наибольшей силы, женщина приобретает  настоящую ценность, и они никогда  не упускают возможности испытать это  наиболее сильное чувство. Удивительно  то, что ревнуют не к законному  обладателю любимой женщины, а к  претендентам, к чужим, в близости к которым ее подозревают. В резко  выраженных случаях любящий не проявляет  желания быть единственным обладателем  женщины и, по-видимому, чувствует  себя хорошо в таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов, который сильно страдал из-за увлечений «на стороне» своей дамы, ничего, однако, не имел против ее замужества и всеми силами содействовал ему; по отношению к мужу он затем в течение многих лет не проявлял и следа ревности. В другом типичном случае пациент был, правда, вначале при первых любовных связях очень ревнив к мужу и заставил свою даму отказаться от супружеских отношений с ним; но в многочисленных более поздних связях он вел себя так же, как другие, и не находил, чтобы законный супруг являлся помехой.

Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к  объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.

3. В нормальной  любовной жизни ценность женщины  определяется ее непорочностью  и понижается с приближением  к разряду проститутки. Поэтому  странным отклонением от нормального  кажется то обстоятельство, что  влюбленные нашего типа относятся  к женщинам именно такого разряда  как к наиболее ценным объектам  любви. Любовным связям с этими  женщинами они отдаются всеми  силами своей души, со страстью, поглощающей все другие интересы  жизни. Они и могут любить  только таких женщин и всякий  раз предъявляют к себе требование  неизменной верности, как бы часто  ни нарушали ее в действительности. В этих чертах описываемых  любовных отношений чрезвычайно  ясно выражен навязчивый характер  этих отношений, свойственных  в известной степени всякому  состоянию влюбленности. Не следует,  однако, полагать, на основании этой  верности и силы привязанности,  что одна-единственная такая любовная  связь заполняет всю жизнь  таких людей, или она бывает  только один раз в жизни.  Наоборот, страстные увлечения такого  рода повторяются с теми же  особенностями много раз в  жизни лиц такого типа как  точная копия предыдущей. Больше  того, в зависимости от внешних  условий, например, перемены места  жительства и среды, любовные  объекты могут так часто сменять  один другой, что из них образуется  длинный ряд.

4. Более всего  поражает наблюдателя проявляющаяся  у любовников такого типа тенденция  спасать возлюбленную. Мужчина убежден,  что возлюбленная нуждается в  нем, что без него она может  потерять всякую нравственную  опору и быстро опуститься  до низкого уровня. Он ее спасает  тем, что не оставляет ее. В  некоторых случаях намерение  спасти может быть оправдано  ссылкой на половую неустойчивость  и сомнительное общественное  положение возлюбленной; но оно  проявляется так же определенно  и там, где ссылка на действительное  положение вещей не имеет места.  Один из принадлежащих к описываемому  типу мужчин, умевший завоевывать  своих дам чрезвычайно искусными  соблазнами и находчивой диалектикой,  затем делал в своих любовных  связях всевозможные усилия, чтобы  при помощи им самим сочиненных  трактатов удержать очередную  любовницу на пути «добродетели».

Если бросить  взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и  принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность  испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью  перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется  маловероятным, чтобы все эти  особенности могли происходить  из одного источника. И все же при  психоаналитическом углублении в историю  жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта  любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое  происхождение, что и любовная жизнь  у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий  этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется  влияние материнского прообраза  на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более  зрелым женщинам; следовательно, отделение  любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У  людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления  половой зрелости имело место  так долго, что у выбранных  ими позже объектов любви оказываются  ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение  с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп  новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.

На нас лежит  в таком случае обязанность указать  на вероятность того, что характерные  черты мужчин нашего типа, условия  их любви и их поведение в любви  действительно происходят от материнской  констелляции. Легче всего это  сделать по отношению к первому  условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего  в семье ребенка неотъемлемо  связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит  отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец. Так же естественна  для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо  ни у кого не бывает больше одной  матери, и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем  никакого сомнения событий (рождении).

Раз все объекты  любви только замена матери, то понятно  и «образование ряда», которое кажется  столь резко противоречащим условию  верности. Психоанализ показывает нам  и на других примерах, что действующее  в бессознательном незаменимое  часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный  потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание  задавать все новые и новые  вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых  невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.

То, однако, что избранный  объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что  источником его является материнский  комплекс. Сознательному мышлению взрослого  человека мать представляется личностью  высокой нравственной чистоты, и  немного найдется таких внешних  впечатлений, которые были бы для  нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это резкое противоречие между «матерью» и «проституткой» и побуждает нас исследовать  историю развития и бессознательное  взаимоотношение этих двух комплексов, так как мы уже давно знаем, что в бессознательном часто  сливается воедино то, что в  сознании расщеплено на два противоположных  понятия. Исследование возвращает нас  к тому периоду жизни, когда мальчик  впервые узнает подробности о  половых отношениях между взрослыми  – приблизительно к годам, предшествующим половой зрелости. Грубые рассказы, проникнутые явным намерением оскорбить  и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают  авторитет взрослых, оказывающийся  несовместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эта откровения относятся  к родителям, производит самое сильное  впечатление на новопосвященного. Нередко  слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма возможно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой  нечто подобное, но это совершенно невозможно между моими родителями.

Информация о работе Зигмунд Фрейд теория полового влечения