Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:40, реферат
Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо».
Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет, оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания, в период возмужалости, выражается проявлениями непреодолимой притягательности, которую один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или, по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.
Ввиду важности предмета
и трудности разобраться в
нем позволительно будет
Развитие Я связано с отходом от первичного нарцизма и вызывает интенсивное стремление опять вернуться к нему. Отход этот происходит посредством перемещения либидо на названный извне идеал Я, а удовлетворение придается осуществлением этого идеала. Одновременно Я отдает свои либидинозные привязанности объектам. Ради этих привязанностей, как идеал Я, оно само становится беднее в отношении либидо и вторично обогащается им посредством удовлетворения от объектов благодаря воплощению идеала.
Известная доля самочувствия первична, это остаток детского нарцизма, другая часть исходит от подтвержденного опытом всемогущества (воплощения Я-идеала), третья часть – из удовлетворения объект-либидо.
Я-идеал поставил
удовлетворение либидо на обьектах в
тяжелые условия, так как через
посредство своей цензуры он заставляет
отказаться от некоторых частных
форм удовлетворения как от недопустимых.
Там, где такой Я-идеал не развился,
там соответствующее
Влюбленность состоит в излиянии Я-либидо на объект. Она обладает достаточной силой, чтобы уничтожить вытеснения и восстановить перверзии. Она поднимает сексуальный объект до степени сексуального идеала. Так как она происходит по объектному или опорному типу на почве осуществления инфантильных условий любви, то можно сказать: все, что осуществляет эти условия любви, идеализируется.
Сексуальный идеал может вступить с Я-идеалом в интересное отношение взаимопомощи. Там, где нарцистическое удовлетворение наталкивается на реальные препятствия, – сексуальный идеал может быть исследован для того, чтобы получить взамен его удовлетворение. Иногда любовь по типу нарнистического выбора объекта – то, чем человек был и перестал быть, или то, что имеет такие качества, которыми вообще не обладаешь (ср. с, 123 под буквой С). Формула, соответствующая параллельно предыдущей, гласит: любят то, что обладает теми качествами, которых не хватает Я для достижения своего идеала. Этот случай помощи имеет особое значение для невротика, Я которого беднеет благодаря чрезмерной привязанности к объекту и не в состоянии осуществить свой Я-идеал. Он ищет тогда возврата к нарцизму от своего расточительного израсходования либидо на объекты, избирая себе по нарцистическому типу сексуальный идеал, который обладает недосягаемыми для него, невротика, качествами. Это и есть излечение через любовь, которое он, обычно, предпочитает аналитическому. Он и не верит в другой механизм исцелений, с ожиданием именно такого исцеления он большей частью приступает к лечению и связывает это ожидание с личностью лечащего его врача. Этому типу исцеления препятствует неспособность больного любить всех вследствие его больших вытеснений. Если лечение до известной степени помогло против последних, то часто наступает неожиданный успех, заключающийся в том, что больной отказывается от дальнейшего лечения для того, чтобы сделать выбор в любви я предоставить дальнейшее выздоровление влиянию совместной жизни с любимым человеком. С таким исходом можно было бы охотно мириться, если бы он не заключал в себе все опасности удручающей зависимости от этого нового спасителя в беде.
От идеала Я широкий
путь ведет к пониманию психологии
масс. Этот идеал, помимо индивидуального,
имеет еще социальную долю, он является
также общим идеалом семьи, сословия,
нации. Кроме нарцистического либидо,
он захватил также большое количество
гомосексуального либидо данного лица,
которому таким путем возвращено
Я. Неудовлетворение вследствие неосуществления
этого идеала освобождает гомосексуальное
либидо, которое превращается в создание
своей вины (социальный страх). Сознание
вины было сначала страхом перед
наказанием родителей, правильней –
перед лишением их любви, позже место
родителей заняла неопределенная масса
современников. Таким образом, понятным
становится частое заболевание паранойей
вследствие обиды, нанесенной Я, благодаря
невозможности найти
ОБ ОСОБОМ ТИПЕ «ВЫБОРА ОБЪЕКТА» У МУЖЧИНЫ
До сих пор
мы предоставляли только поэтам изображать
те «условия любви», при которых
люди совершают их «выбор объекта»
и согласуют свои мечты с действительностью.
В самом деле, поэты отличаются
от других людей некоторыми особенностями,
позволяющими им разрешить такую
задачу. Обладая особенно тонкой организацией,
большей восприимчивостью сокровенных
стремлений и желаний других людей,
они в то же время обнаруживают
достаточно мужества, чтобы раскрыть
перед всеми свое собственное
бессознательное. Но ценность познания,
заключающегося в их описаниях, понижается
благодаря одному обстоятельству. Цель
поэта – выставить
Таковы преимущества
так называемой «поэтической вольности».
Поэт может проявить весьма мало интереса
к происхождению и к развитию
подобных душевных состояний, описывая
их уже в готовом виде. Поэтому
необходимо, чтобы наука, более грубыми
прикосновениями и совсем не для
удовольствия, занялась теми же вопросами,
поэтической обработкой которых
люди наслаждались испокон веков. Эти
замечания должны служить оправданием
строгой научной обработки и
вопросов любовной жизни человека.
Как раз наука и требует
самого полного отказа от «принципов
наслаждения», насколько это возможно
для нашей психической
Во время психоаналитического
лечения у врача имеется
1. Первое из этих
«условий любви» можно было
бы назвать специфическим;
2. Второе условие,
быть может, уже не такое
постоянное, однако столь же странное.
Этот тип выбора объекта
Подобно тому, как
первое условие дает удовлетворение
враждебным чувствам по отношению к
мужчине, у которого отнимают любимую
женщину, второе условие – причастность
женщины к проституции –
Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.
3. В нормальной
любовной жизни ценность
4. Более всего
поражает наблюдателя
Если бросить взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется маловероятным, чтобы все эти особенности могли происходить из одного источника. И все же при психоаналитическом углублении в историю жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.
На нас лежит
в таком случае обязанность указать
на вероятность того, что характерные
черты мужчин нашего типа, условия
их любви и их поведение в любви
действительно происходят от материнской
констелляции. Легче всего это
сделать по отношению к первому
условию, чтобы женщина была несвободна
и чтобы был пострадавший третий.
Совершенно очевидно, что у выросшего
в семье ребенка неотъемлемо
связан с представлением о матери
тот факт, что мать принадлежит
отцу, и «пострадавшим третьим» является
не кто иной, как отец. Так же естественна
для детских отношений
Раз все объекты
любви только замена матери, то понятно
и «образование ряда», которое кажется
столь резко противоречащим условию
верности. Психоанализ показывает нам
и на других примерах, что действующее
в бессознательном незаменимое
часто проявляется расчлененным
на бесконечный ряд – бесконечный
потому, что всякий суррогат все-таки
не дает удовлетворения. Так, например,
у детей в известном возрасте
возникает непреодолимое
То, однако, что избранный
объект относится к проституткам,
совершенно противоречит тому, что
источником его является материнский
комплекс. Сознательному мышлению взрослого
человека мать представляется личностью
высокой нравственной чистоты, и
немного найдется таких внешних
впечатлений, которые были бы для
нас так мучительны, как сомнение
в этом смысле по отношению к матери.
Но как раз это резкое противоречие
между «матерью» и «