Язык телодвижений в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В первой части курсовой работы речь пойдет о деловом общении: раскрывается понятие делового общения, его функции и виды, а так же что такое деловой этикет и какие правила необходимо соблюдать, следуя данному этикету.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Часть 1. Деловое общение
1. Понятие и сущность делового общения………………………4
2. Деловое общение, его функции, уровни и виды
2.1 Виды делового общения………………………………......6
2.1.1 Деловая беседа………………………………………..7
2.1.2 Правила построения деловой беседы………………8
2.2 Структура и функции общения…………………………...10
2.3 Уровни общения……………………………………….....12
3.Деловой этикет………………………………………………....13
4. Этикет деловой одежды……………………………………....15
5. Основные правила поведения на работе…………………….17
Часть 2.Роль невербальных сигналов в деловом общении
1.Общее представление о языке телодвижений
1.1 Краткая характеристика…………………………………..19
1.2 Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы……………………………………………….21
1.3 Влияние положения на богатство жестикуляции………22
2. Невербальные сигналы в деловом общении
2.1 Поза, жесты, мимика оратора……………………………23
2.2 Позиция и дистанция ……………………………………24
2.3 Положение рук и ног в процессе беседы
2.3.1 Скрещенные на груди руки………………………26
2.3.2. Перекрещивание ног…………………………….29
2.4 Выражение лица ………………………………………….31
2.5 Визуальный контакт ……………………………………..32
2.6 Кивки головой ……………………………………………33
2.7 Курение……………………………………………………33
3. Врожденные или притворные жестикуляции
3.1 Несогласованность с личностью………………………..37
3.2 Пустая жестикуляция…………………………………….37
3.3 Возможно ли соврать, не раскрыв себя…………………38
Заключение………………………………………………………....40
Список литературы…………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Язык телодвижений в деловом общении.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Внешний вид мужчины

     Выбирая себе одежду, мужчине следует помнить  о том, что отдельные детали должны гармонировать друг с другом. Необходимо следить за тем, чтобы ткань костюма  не пестрела полосами разной ширины; рубашки  и галстуки не выглядели поношенными; носки были бы такой длины, чтобы из-под штанины не выглядывала голая нога, причём цвет носков надо подбирать в тон костюма; воротнички рубашек должны соответствовать современной моде, как и лацканы пиджака, а также ширина и покрой брюк.

     Плохое  впечатление на окружающих производят броские ювелирные украшения, волосы на груди, виднеющиеся через расстёгнутую или слишком тонкую рубашку, чересчур прилизанные, надушенные или, наоборот, жирные волосы на голове. Усы или борода всегда должны быть аккуратно подстрижены. Обувь лучше носить из мягкой, матовой, а не лакированной кожи; кроме того, на службе не следует появляться в ковбойских сапогах и грубых ботинках, которые не соответствуют стилю официального костюма.

     Поездки на конференции и деловые встречи, как правило, не вызывают у мужчин раздумий над выбором одежды. Если мероприятия проводятся в городах, как правило, их участники одеты так же, как и на повседневной работе.  [11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          5. Основные правила  поведения на работе. 

     Как к кому следует  обращаться.

     В каждой фирме существует свой собственный  «табель о рангах». Есть сотрудники, которых называют по имени, к другим обращаются только по имени отчеству. Вновь принятые на работу должны внимательно  присматриваться к манере общения  сослуживцев друг с другом и следовать их примеру.

     Просьбы о помощи.

     Независимо  от того, есть ли у делового человека в подчинении кто-то или же нет  никого, ему может потребоваться  помощь других людей. Эти «другие» могут  быть подчинёнными или просто сослуживцами. Какой бы пост ни занимал индивид, никогда ни к кому не следует обращаться с просьбой, звучащей как приказ или требование.

     Отношения с коллегами.

     В некоторых случаях обратиться к  сослуживцам с просьбой о помощи бывает непросто.

     Отношения между мужчинами и женщинами  на службе:

     - Дверь открывает тот, кто ближе  к ней стоит.

     - В лифт первым входит или  выходит из него человек, находящийся  ближе к двери.

     - Прикурить другому даёт тот,  у кого под рукой зажигалка.

     - И мужчины, и женщины поднимаются  со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя вне зависимости от его пола.

     - И мужчины, и женщины обмениваются  рукопожатиями; на службе нет  правил, предписывающих, кто первым  должен подавать другому руку.

     Пунктуальность.

     -Необходимо  вовремя приходить на работу, независимо от занимаемой должности

     -Так  же необходимо сдавать докладные  записки в установленные сроки;

     Предусмотрительность.

       На работе, как и в семье,  постоянное общение сближает  людей.  Можно улучшить отношения  в  рабочем коллективе, обращая  внимание на потребности окружающих и избегая таких действий, которые их раздражают.

     Проявление  инициативы.

     И начальство, и сотрудники с осуждением относятся к проявлению на работе агрессивности. Что же касается инициативы, то она всеми приветствуется.

     Разглашение конфиденциальной информации.

     Когда сотрудники какого- либо предприятия  имеют доступ к информации для  служебного пользования, следует заботиться о том, чтобы она оставалась конфиденциальной. [17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 2. Роль невербальных сигналов в деловом  общении.

     1.Общее представление о языке телодвижений

     1.1 Краткая характеристика

     К концу XX столетия появился новый тип  ученого-социолога - специалиста в области невербалики.  Он наблюдает за языком телодвижений на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

     Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

     Профессор Бердвислл проделал исследования в  области невербалики. Он установил, что в среднем человек говорит  словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.  [3]

     Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

     Невербальное  общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

     Особенно  ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

     Невербальное  общение включает в себя пять подсистем:

     1. Пространственная подсистема (межличностное  пространство).

     2. Взгляд.

     3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

     - внешний вид собеседника, 

     - мимика (выражение лица),

     - пантомимика (позы и жесты).

     4. Паралингвистическая или околоречевая  подсистема, включающая:

     - вокальные качества голоса,

     - его диапазон,

     - тональность, 

     - тембр. 

     5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

     - темп речи,

     - паузы, 

     - смех и т.д.  [12]

     1.2Врожденные, генетические, приобретенные  и культурно обусловленные  сигналы.

 

     В области невербалики было проделано  множество исследований, но в течении долгого времени исследователи  дискутировали о том, является ли язык поз и жестов врожденным или приобретенным, передается ли он по наследству или же каким либо другим путем.

     Немецкий  ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.  [14]

     Психологи давно установили, что существующий “язык тела” выражает то, что  мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и  искренен, чем все те слова, которые  мы говорим друг другу. Оказывается, что человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны. Было установлено, что степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника и другим паралингвистическим компонентам невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).  

     1.3 Влияние положения  на богатство жестикуляции

       Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая связь между статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться, не прибегая к жестам.

     Человек, находящийся на вершине социальной лестницы, или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в общении.

     Общее правило заключается в том, что  чем выше социально-экономическое  положение человека, тем менее  развита у него жестикуляция и  беднее телодвижения. [2] 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Невербальные сигналы в деловом   общении

     2.1.  Поза, жесты, мимика оратора

     Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального  стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей.

     Оратор  должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает неприязнь. Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.к он  сливается с содержанием речи.

     В ораторском искусстве используются:

     -Ритмические  жесты. Они подчеркивают логическое  ударение, замедление и ускорение  речи, место пауз.

     -Эмоциональные  передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

     -Указательные  рекомендуется использовать в  очень редких случаях, когда  есть предмет, наглядное пособие,  на которые можно указать.

     -Изобразительные  наглядно представляют предмет,  показывают его (например, винтовую лестницу).

     -Символические  несут определенную информацию. К этой группе относятся жест  категоричности (сабельная отмашка  кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движение "там и здесь"), жест  разъединения (ладони раскрываются  в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются). [9]

     Основным  показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком".

     2.2 Дистанция и личное пространство

     Американский  антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин "проксимика" (от слова proximity - близость). Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.

Информация о работе Язык телодвижений в деловом общении