Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе и низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы мною решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение в группе сверстников.
3.Выявить взаимосвязь уровня тревожности, успеваемости обучения и статусного положения детей старшего подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс!!!.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх». К. Изард трактует понятие «страх»  как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Рассмотрение страха как отдельной эмоции позволяет проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты, а также особенности его взаимодействия с другими эмоциями.

    Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном»  переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом  возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Каждый страх или вид страхов проявляется только в определенном возрасте, и в случае нормального развития со временем исчезает: обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течении 3 – 4 недель, в противном случае речь идет о страхе невротическом. Для невротического страха характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность вплоть до взрослого возраста.

    Впервые выделил и акцентировал состояние  тревожности З. Фрейд . Он охарактеризовал  данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины .

    В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Многозначность в понимании тревоги как психического состояния проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия организма. И реакция на представленную угрозу.

    В литературе интерпретация тревоги  как эмоционального состояния является господствующей. Причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха . В отечественной психологии некоторые авторы предпочитают данному понятию тревоги другое – психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко , данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях» . Спилбергер подчеркивает, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах . Упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности, личностной тревожности.

    Чаще  всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей  окраске психического состояния, которое  характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

    Воздействие сложившейся ситуации, собственные  потребности, мысли и чувства  человека, особенности его тревожности  как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей  ситуации. Эта оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности.

    Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с  помощью предпринятых ответных реакций  и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации . Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Такой подход к состоянию тревоги определен в работах В.В. Давыдова , Т.В. Драгуновой и др.

    Однако  чаще всего тревогу рассматривают  как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю.Л. Ханин отмечает, что тревога  как состояние – это реакция  на различные стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью и изменчивостью, наличием осознаваемых переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией автономной нервной системы.

    Системно-структурный  подход, раскрытый в работах Н.А. Аминова, К.Е. Изарда , Н.Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как интегрального явления, отражающего отношения между предметным миром и человеком или людьми, где тревога играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную.

    Социальный  аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни, социальные проблемы личности. Связанные с нарушениями в общении. «При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние» .

    Психологические причины тревоги могут быть вызваны  внутренним конфликтом, связанным с  неверным представлением о собственном образе «Я», неадекватным уровнем притязаний, недостаточным обоснованием цели, предчувствием объективных трудностей, необходимостью выбора между различными образами действиями. Так, в исследовании Н.В. Имеладзе показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно присутствуют потребность ценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. В качестве физиологических причин называют болезни, действие на организм психотропных препаратов. Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов.

    Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их подразделяют на объективные и субъективные. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события. И причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

    Механизм  формирования тревожности как свойства личности широко представлен в работах  различных авторов. А.М. Прихожан отмечает, что «тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие» . А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «…тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе ». Развивая мысль о генезисе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств тревога перерастает в тревожность… превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше младшего школьного возраста». «Ближе к 7 и особенно к 8 годам … можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства или боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам».

    Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий. Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Ожидание неблагополучия со стороны окружающих заставляет тревожных детей отказываться от той деятельности, в которой они испытывают затруднения. В школьном возрасте происходит зарождение начал самооценки. При исследовании связи самооценки с психическими состояниями детей многие авторы отмечают зависимость самооценки от уровня тревожности.

    С самооценкой тесно связан уровень  притязаний. В исследовании Н.В. Имеладзе была установлена связь эмоциональных  реакций со спецификой изменения уровня притязаний. В ходе исследований была обнаружена значительная корреляционная связь между показателями тревожности и уровня притязаний: у детей с высоким уровнем тревожности уровень притязаний выше реальных возможностей, у детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний близок к реальному выполнению заданий, адекватная реакция на успех или неудачу. Вместе с тем состояние тревожности сопровождается нарушением социального статуса ребенка: расхождение между положением, фактически занимаемым им в коллективе, и положением, которое он стремится занять.

    Таким образом, тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием  чувства беспокойства и боязни сделать  что-либо не то, не так, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам, развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для школьников и младших школьников оказывается семья.

    В дальнейшем роль семьи значительно  уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным . . Тем не менее у детей младшего школьного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

    Таким образом, успеваемость школьного обучения зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, одним из которых является тревожность, понимаемая как психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в ситуации возможной опасности. Различают несколько видов тревожности: личностная и ситуативная .

    1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения школьника.

    Анализ  публикаций позволил выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

    - личность с высоким уровнем  тревожности воспринимает мир  как заключающий в себе угрозу  и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности»;

    - высокий уровень тревожности  создает угрозу психическому  здоровью личности и способствует  развитию предневротических состояний;

    - высокий уровень тревожности  отрицательно влияет на результат  деятельности. Отмечается корреляция  тревожности со свойствами личности, от которых зависит успеваемость;

    - высокий уровень тревожности  сказывается на устойчивости  поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют раздражительность, нетерпеливость, стремление объяснить свой неуспех внешними причинами;

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка