Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:31, контрольная работа
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.
Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных взаимодействиях.
Введение. 2
1. СоциальныЕ статусы. 3
2. Понятие социальной роли. 4
3. Разновидности социальных статусов и ролей личности. 7
3.1. Предписанные статусы и роли. 7
3.2. Достигаемые статусы и роли. 9
3.3. Другие статусы. 12
4. Иерархия статусов. Статусные коллизии. 13
4.1. Социальный престиж статуса. 13
4.2. Статусные коллизии. 15
5. Виды обучения ролям. 17
6. Ролевое поведение. 19
7. Способы разрешения ролевых конфликтов. 20
7.1. Неадекватная ролевая подготовка. 21
7.2. Ролевые конфликты. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
1
Введение. 2
1. СоциальныЕ статусы. 3
2. Понятие социальной роли. 4
3. Разновидности социальных статусов и ролей личности. 7
3.1. Предписанные статусы и роли. 7
3.2. Достигаемые статусы и роли. 9
3.3. Другие статусы. 12
4. Иерархия статусов. Статусные коллизии. 13
4.1. Социальный престиж статуса. 13
4.2. Статусные коллизии. 15
5. Виды обучения ролям. 17
6. Ролевое поведение. 19
7. Способы разрешения ролевых конфликтов. 20
7.1. Неадекватная ролевая подготовка. 21
7.2. Ролевые конфликты. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.
Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных взаимодействиях. Вхождение в мир людей – это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.
И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с точки зрения социологии, звучит таким образом: какова моя социальная позиция в системе общественных взаимодействий? На какую позицию я претендую? Фактически с этого начинается «социальная драма», в ходе которой человек примеряется к обществу, отбирает варианты поведения, овладевает в той или иной мере требуемыми качествами.
В данной работе мы постараемся раскрыть понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Общество напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («размежеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции.
Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.
Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию – он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.
Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, помогает определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.
Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.
Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали и вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.
Статусы – это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» независимые от конкретного человека (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется). Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.
Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
Еще одну характеристику статуса дал американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.
Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет человек, - это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.
Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.
Роль – это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.
Таким образом, роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни – социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.
Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором достаточно подробно представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек. Ролевая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил, инструкций, норм поведения – эти разрозненные стандарты создают некий целостный образ того, как следует себя вести, который легко воспринимается человеком.
Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.
Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. Но в рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции.
Роль – это особый тип регуляции, - функциональной регуляции, призванной обеспечит выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, в ролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения.
Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. В ролевых ожиданиях содержатся именно те предуказания, делается акцент на тех требуемых действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Но не более того.
Социальная роль органично соединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе.
3. РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ ЛИЧНОСТИ
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т.п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером.
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.
Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д.
Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.
Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач.
Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом.
Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.
В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.
Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.