Социальный статус и социальная роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Вместе с тем имеется ощутимое различие этих понятий. Если статус - это фиксация определенной социальной позиции, т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………………..
1. Социальная структура общества…………………………………….……………
1.1. Понятие социальной структуры……………………………………….……..
1.2. Личность в системе социальных связей ……………………………….……
2. Социальные функции и социальный статус …………………………….………
2.1. Понятие и определение социального статуса………………………….……
2.2. Типы статусов…………………………………………………………………
2.2.1.Приписываемые и достигаемые статусы……………………………......
2.2.2. Социальные и личные статусы……………………………………….….
2.2.3. Формальные и неформальные статусы…………………………………
2.2.4. Основные и эпизодические статусы…………………………….………
2.3. Статусное поведение и статусная несовместимость…………………..……
3. Социальные роли………………………………………………………………..….
3.1. Понятие и виды социальных ролей…………………………………….…….
3.2. Характеристика ролей……………………………………………………..…..
3.3. Формы выражения роли………………………………………………….……
3.3.2. Ролевое ожидание и ролевое исполнение…………………………….…
3.3.1. Идентификация с ролью…………………………………………….……
3.3.3. Ролевой набор………………………………………………….………….
3.3.4. Ролевой конфликт…………………………………………..……………..

Заключение………………………………………………….…………………………
Список использованной литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Социол.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                  стр.

 

Введение…………………………………………………………..…………………..

 

1. Социальная структура общества…………………………………….……………

    1.1. Понятие социальной структуры……………………………………….……..

    1.2. Личность в системе социальных связей ……………………………….……

 

 2. Социальные функции и социальный статус …………………………….………

    2.1. Понятие и определение социального статуса………………………….……

    2.2. Типы статусов…………………………………………………………………

         2.2.1.Приписываемые и достигаемые статусы……………………………......

         2.2.2. Социальные и личные статусы……………………………………….….

         2.2.3. Формальные и неформальные статусы…………………………………

         2.2.4. Основные и эпизодические статусы…………………………….………

     2.3. Статусное поведение и статусная несовместимость…………………..……

 

3. Социальные роли………………………………………………………………..….

    3.1. Понятие и виды социальных ролей…………………………………….…….

    3.2. Характеристика ролей……………………………………………………..…..

    3.3. Формы выражения роли………………………………………………….……

        3.3.2. Ролевое ожидание и ролевое исполнение…………………………….…

        3.3.1. Идентификация с ролью…………………………………………….……

        3.3.3. Ролевой набор………………………………………………….………….

        3.3.4. Ролевой конфликт…………………………………………..……………..

     

Заключение………………………………………………….…………………………

Список использованной литературы………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Мир состоит из множества позиций, находящихся в постоянных взаимодействиях. Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: педагог - преподавать, студент - учиться, предприниматель - организовывать производство и управлять им и т.д.

    Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает определенную социальную позицию - эта позиция называется социальным статусом. Понятия социального статуса и социальной роли используются для анализа степени включения человека в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них.

    Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на определенный статус.

    Понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Вместе с тем имеется ощутимое различие этих понятий. Если статус - это фиксация определенной социальной позиции, т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

    Человек имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

 

 

1.СОЦИАЛЬНАЯ  СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

1.1. Понятие  социальной структуры

    Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Социальная структура - внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

Итак, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. 
Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло.

Каковы  же основные элементы структуры общества? Прежде всего, общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования.

    Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Социальная группа - это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

    Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные «действующие лица». Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты.

    Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей.

Особо важное место группы занимают в институциональной жизни. Институты - это устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты - производству и реализации товаров и услуг; политические институты - защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты - усилению социальной солидарности и согласия; институты образования - передаче культурного наследия из поколения в поколение. При этом один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

    Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

 

1.2. Личность  в системе социальных связей

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.     Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

    Социализация - т.е. становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Существенной стороной личности является ее отношение к  обществу, к отдельным людям, к  себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.     Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

    Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

    По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.  Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

    Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование.

 

   

 

2. СОЦИАЛЬНЫЕ  ФУНКЦИИ  И  СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

 

2.1. Понятие  и определение социального статуса

   Каждый человек, участвуя в системе социальных взаимодействий,  выполняет определенные социальные функции. Для выполнения этих функций на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Но человек не просто выполняет ту или иную функцию - он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий. Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий.

    Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Единой трактовки понятия статуса в социологии не существует. Для одних социологов статусы - это предписанные нормы, для других - культурно определенные позиции внутри институциональной системы.

    Классическую формулировку предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения. Такого мнения придерживались многие современные социологи, считая, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей, ограничений, признанных публично и поддерживаемых общественным мнением.

    Таким образом, статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.    Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Например, водитель - профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам доход - экономическая черта; член демократической партии - политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет - демографическое свойство. Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

    Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов  упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.  Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей или их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий.

Информация о работе Социальный статус и социальная роль