Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:17, контрольная работа
Социальный статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Вместе с тем имеется ощутимое различие этих понятий. Если статус - это фиксация определенной социальной позиции, т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.
Введение…………………………………………………………..…………………..
1. Социальная структура общества…………………………………….……………
1.1. Понятие социальной структуры……………………………………….……..
1.2. Личность в системе социальных связей ……………………………….……
2. Социальные функции и социальный статус …………………………….………
2.1. Понятие и определение социального статуса………………………….……
2.2. Типы статусов…………………………………………………………………
2.2.1.Приписываемые и достигаемые статусы……………………………......
2.2.2. Социальные и личные статусы……………………………………….….
2.2.3. Формальные и неформальные статусы…………………………………
2.2.4. Основные и эпизодические статусы…………………………….………
2.3. Статусное поведение и статусная несовместимость…………………..……
3. Социальные роли………………………………………………………………..….
3.1. Понятие и виды социальных ролей…………………………………….…….
3.2. Характеристика ролей……………………………………………………..…..
3.3. Формы выражения роли………………………………………………….……
3.3.2. Ролевое ожидание и ролевое исполнение…………………………….…
3.3.1. Идентификация с ролью…………………………………………….……
3.3.3. Ролевой набор………………………………………………….………….
3.3.4. Ролевой конфликт…………………………………………..……………..
Заключение………………………………………………….…………………………
Список использованной литературы………………………………………………...
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
3.3. Формы выражения роли
3.3.1. Ролевое ожидание и ролевое исполнение
Социальная роль состоит из ролевого ожидания и ролевого исполнения (игры). Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.
Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные - например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости - являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.
Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому говорят, что роль остается относительно стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди.
От человека, исполняющего данную роль, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Сам обладатель статуса также знает, чего от него ждут окружающие и понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данной роли, а не так, как он намерен ее исполнять. Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.
3.3.2. Идентификация с ролью
За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность, то есть отождествление исполнителя со своей ролью. Мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Какие-то из ролей всегда ближе и роднее нам, какие-то - дальше и более чужды. Наши роли - это неотрывная часть нашего «Я». Например, учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Она переносит стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь, потому что слилась со своей главной ролью, срослась с ней.
Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. - являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «Я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия. Например, мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи, поэтому потеря работы переживается как крушение личности.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).
3.3.3. Ролевой набор
Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название - ролевая система. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами - отношения.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.
Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, со студентами - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Итак, параллельно понятию «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.
3.3.4. Ролевой конфликт
Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту - своего сына или более талантливого игрока. Некоторые студенты рассказывают о ролевых конфликтах, возникающих, когда к ним в университетское общежитие приезжают родители. Студенты чувствуют себя как бы на сцене, выступая перед двумя группами зрителей, и каждая из групп ожидает от них поступков, не вполне совместимых с требованиями другой. Один из способов разрешить ролевой конфликт - распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей. Например, студенты могут попытаться отделить свои отношения в университете от отношений с домашними, чтобы исключить возможность одновременного общения с родителями и сверстниками.
Или, например, отношения между врачами и пациентами. Считается, что врачи должны быть мягкими, человечными, жертвенными спасителями больных, и в то же время от них ожидают поведения мелких предпринимателей, торгующих в розницу знаниями, которые они приобрели ценой больших затрат и усилий. Хотя энергичное взимание денег с клиентов вполне соответствует мелкособственническим аспектам этой роли, оно не соответствует роли доброго врачевателя. Руководители также часто сталкиваются со схожими трудностями.
Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным группам (таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, профессиональная, и др.). Социальная группа - это устойчивая совокупность индивидов. Во всех групповых действиях различные участники выполняют определенные функции. Как бы ни отличались группы одна от другой, в любой из них люди, преследуя свои собственные цели, вынуждены учитывать интересы других людей. Каждой группе присущ некоторый шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях, т.е. вырабатываются шаблонные представления, являющиеся групповыми нормами.
Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии.
Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус. В статусе фиксируется определенный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.
Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т.д. Статус, приобретенный от рождения, называют приписываемым. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т.д. Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, поэт, и т.д. Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода - формальный лидер, лидер компании друзей - неформальный.
Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится, прежде всего, профессиональный статус. В качестве главных обычно большое значение имеют статусы, связанные с имущественным положением, этническими, половыми и возрастными признаками.
В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии. Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами.
Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли - важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами.
Таким образом, функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры. Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.