Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:32, контрольная работа
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
Введение 2 стр.
Социальные статусы 3 стр.
Значение термина «статусы» 3 стр.
Виды статусов 5 стр.
Иерархия статусов 7 стр.
Статусная несовместимость 8 стр.
Личность и социальные роли. Ролевые напряжения. 10 стр.
2.1. Понятия «Личность», «Социальные роли». 10 стр.
2.2. Ролевые напряжения 12 стр.
2.3. Механизмы снятия ролевого напряжения 14 стр.
Содержание.
Введение 2 стр.
2.1. Понятия «Личность», «Социальные роли». 10 стр.
2.2. Ролевые напряжения 12 стр.
2.3. Механизмы снятия ролевого напряжения 14 стр.
Вывод 16 стр.
Список литературы 17.стр.
Введение.
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
Социология изучает
людей, социальные явления, социальные
процессы, причинные связи между
социальными явлениями и
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества.
1. Социальные статусы.
1.1. Значение термина «статус»
Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.
Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.
Таким образом, статус — позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Прокопьевска, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе координат.
Социальный статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.
Статусы могут быть формальными или неформальными. Первые, как правило лучше закреплены, защищены законом (статус директора завода, губернатора области и др.) Человек, занимающий подобный статус, обладает оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформальными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.), которые имеют диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права и обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении.
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:
. Однако надо иметь
в виду, что каждый отдельный
индивид в каждый данный
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
•В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы. Главным статусом называют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Он определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
•По характеру происхождения различают «приписанные» (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация и пр.), они даются от рождения, но который позже обязательно признан таковым обществом или группой, и «достигнутые» (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области ее жизни.
Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Такой статус приобретается в ходе социальной жизни человека, однако, условия получения такого статуса могут серьезно различаться. В одних случаях, получив его однажды (причем человек сам добивался получения такого статуса) утерять, практически, невозможно. Например, статус Нобелевского лауреата или бывшего заключенного. В других случаях статус может быть получен не добровольно. То есть человек не прикладывал никаких усилий для его получения, он дан ему в силу определенных обстоятельств. Например, статус безработного. Однако такой статус может быть утрачен.
Приведенной классификацией не исчерпывается многообразие статусов, существующих в обществе. Перечисленные являются основными. Кроме них существует еще огромное множество не основных, эпизодических статусов: пешеход, прохожий, пассажир, свидетель, зритель и т.д. Они характеризуют временное положение человека в связи с соответствующей ситуацией, и часто никак не регистрируются, и подчас трудно определяемы. Но они есть, и влияют на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Никогда, ни в какой момент человек не существует вне статусов. Кроме того, за каждым статусом: основным или не основным, стоит определенная социальная группа: реальная или номинальная, соответственно.
1.2. Иерархия статусов.
Иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других вырабатывается, передается и поддерживается в общественном мнении неформально. То есть формального закрепления, например, документальной регистрации не происходит.
Место статуса в неформальной социальной иерархии называется рангом.
Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг».
Статусы оцениваются в обществе по-разному. Существуют престижные и непрестижные статусы.
Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении
Оценку статусу дают не официальные органы. Она складывается в общественном мнении, то есть является всецело продуктом общества.
Общество постоянно стремится поддерживать принятую иерархию статусов – морально, материально и даже эмоционально – символически ( посредством ритуалов, обрядов, церемоний) Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполнить латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса.
Моральная поддержка выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают фильмы… Носители этого статуса сами уделят большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятия о «чести и достоинства дворянина», «офицерской чести», «долге учителя» - все это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса
В социологии так же присутствует несовпадение статусов.
Для человека характерно как минимум два типа рассогласований: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.
Однако существуют и
другие виды рассогласований. Одно из
них описывает внешнее положени
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не то же самое, что принадлежать к национальному меньшинству.
В межгрупповой и внутригрупповой иерархиях может возникнуть противоречие, вызванное несовпадением статусов. Оно возникает при двух обстоятельствах:
• когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий.
Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.
• когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
К традиционному экономическому статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха добавила еще один — быть работницей. Однако старый и новый статусы вскоре пришли в противоречие друг с другом. Ведь невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требовала массу времени и немалой квалификации.
И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совместить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хорошей жены и эффективного работника. Уставшая женщина — далеко не лучший сексуальный партнер. А время, нужное производству, отбирается воспитанием детей. Таким образом, новый статус «работница» пришел в противоречие с тремя старыми: домохозяйка, мать, жена.
Итак, социальный статус - это позиция, положение индивида или группы, которую они занимают в социальной системе. Каждый статус связан с другими через систему прав и обязанностей. Например: статус "преподаватель" имеет смысл только по отношению к статусу "студент". Он наделен правом преподавать студенту свой предмет, оценивая его знания, аттестовать или нет, - в зависимости от того, как студент выполняет свою основную функцию - учиться. Иначе говоря, преподаватель и студент вступают между собой в социальные взаимодействия как представители двух социальных групп, как носители социальных статусов. Таким образом, можно выделить следующее.
1. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой.
2. Взаимодействуют между собой только субъекты-носители статусов посредством выполнения своих функций.
3. В социальные отношения вступают не статусы, а индивиды и группы, занимающие соответствующие положения.
4. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через субъекты социального взаимодействия и их роли.
2. Личность и социальные роли. Ролевые напряжения и механизмы снятия ролевого напряжения.