Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:32, контрольная работа
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
Введение 2 стр.
Социальные статусы 3 стр.
Значение термина «статусы» 3 стр.
Виды статусов 5 стр.
Иерархия статусов 7 стр.
Статусная несовместимость 8 стр.
Личность и социальные роли. Ролевые напряжения. 10 стр.
2.1. Понятия «Личность», «Социальные роли». 10 стр.
2.2. Ролевые напряжения 12 стр.
2.3. Механизмы снятия ролевого напряжения 14 стр.
Личность является многомерным и многогранным явлением. Личность изучают множество наук (психология социальная психология, философия, этика, педагогика и т.д.) Слово «личность» (persona)первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян «персона» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.) Образ человека как актера, играющего заданные ему роли и меняющего эти роли в зависимости от возраста, социального положения, - один из самых распространенных в мировой культуре.
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.
Индивид – единичный представитель биологического рода или социальной группы.
Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе биологических предпосылок, социального положения и воспитания.
Личность является субъектом общественных отношений. Она - своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность – суммарное выражение социальных качеств индивида.
Каждая личность обладает
многочисленными социальными
Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.
Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).
Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
Социальная роль состоит:
• из ролевого ожидания (экспектации) и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть:
• Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
• Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
2.2.Ролевые напряжения.
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональное напряжение и нравственные переживания, может возникнуть конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, является признаком ролевого напряжения.
Ролевое напряжение – это результат несоответствия между личностными характеристиками и установками личности, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями по отношению к нему со стороны групп (группы), в которые он входит, с другой.
В отличие от групповых конфликтов, которые всегда имеют открытое проявление, ролевое напряжение протекает на психологическом уровне, как бы "внутри" человека, и не обязательно выражается в прямых действиях.
Можно выделить два типа ролевых напряжений: в пределах одной роли и между различными ролями, играемыми человеком в одной или нескольких группах.
Внутриролевое напряжение возникает тогда, когда поведение члена группы не соответствует ролевым ожиданиям данной группы.
Причинами возникновения внутриролевого напряжения являются:
- неадекватная подготовка
или отбор личностей,
- нежелание человека исполнять роль, отводимую ему в группе;
- наличие в самих ролевых ожиданиях внутренних противоречий, когда группа пытается "сконструировать" роль, выполнить которую невозможно. Причиной этого может быть несформированность и неустойчивость многих групп в современном обществе и, как следствие, противоречивость многих ролевых позиций. В современном обществе, в отличие от традиционного, социальные группы в среднем существуют гораздо меньший промежуток времени, чаще распадаются и возникают снова, и поэтому нормы и ценности в них часто оказываются недостаточно согласованными друг с другом. Например, ввиду недостаточной институализации современной семьи, часто возникает ситуация, когда от одного из членов (или от нескольких) ожидаются действия, не совместимые друг с другом. От женщины-бизнесмена ждут высоких заработков, и в то же время не снимают с нее хозяйственных обязанностей по дому.
Другой формой ролевого напряжения является межролевое напряжение.
Межролевое напряжение - это явление, при котором человек вынужден играть две или более социальных ролей, основные требования которых по существенным параметрам не согласуются или даже противоречат друг другу. Причинами межролевого напряжения может быть:
- включенность человека
в две или более группы, ролевые
ожидания в которых по
- попытка играть две или более несовместимые роли в пределах одной группы - межролевое напряжение второго типа.
Характер и интенсивность межролевого напряжения во многом определяется соотношением между группами и/или ролями, принадлежность к которым его вызывает. Группы, одновременное участие в которых ведет к ролевому напряжению, могут находиться в конфликтных отношениях; они могут не пересекаться по интересам; наконец, большая часть их членов может даже не подозревать о существовании друг друга. Чем сложнее групповая структура общества, чем больше в нем взаимонезависимых и несоподчиненных групп, тем больше вероятность возникновения внутриролевого напряжения первого типа. Этому способствует мозаичность групповой структуры современного общества.
2.3. Механизмы снятия ролевого напряжения.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действия считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Заключение.
Итак, с точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. Социальную роль можно определить как систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Все это — социальные роли, несущие в себе конкретный набор обязанностей и прав.
Помимо понятия социальной роли, в социологии существует понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. А социальный статус — это просто положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от всякой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Таким образом, статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.