Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе и низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы мною решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение в группе сверстников.
3.Выявить взаимосвязь уровня тревожности, успеваемости обучения и статусного положения детей старшего подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс!!!.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Введение.

    Актуальность  темы исследования обуславливается  тем, что уровень тревожности  в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема подростковой тревожности является весьма актуальной. Многие психологи, такие как В.М. Астапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард , Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Е.Л. Калинина, Ю.Л. Ханина и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью. Анализ исследований различных авторов показывает, что детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.

    Исследователи данной проблемы указывают очевидную  взаимосвязь тревожности и эффективности  обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.

    Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются  в изоляции, они чаще входят в  число наименее популярных, так как  очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

    Объектом  моего исследования выступает успеваемость школьного обучения и зависимость статуса ребенка от разного уровня тревожности.

    Предметом исследования являются дети старшего подросткового возраста (8 класс, СОШ с. Гордино, Кировская область).

Цель: изучить  влияние тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение  ребенка в группе сверстников.

Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе и низкую успеваемость.

Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы мною решались следующие задачи:

    1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения  и на статусное положение в группе сверстников.

    3.Выявить взаимосвязь уровня тревожности, успеваемости обучения и статусного положения детей старшего подросткового возраста. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическое обоснование  проблемы влияния  тревожности на успеваемость обучения детей старшего подросткового возраста.

      1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема.

    Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление  структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

    Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Находит свое внешнее выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуются успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или школе в целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

    Из рассмотренного выше положения может быть построена система показателей успеваемости. Выполнение этих требований несет наибольшую информацию об успеваемости:

    · Делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

    · Применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая  их и комбинируя, выполняя отдельные  опосредованные выводы;

    · Стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

    · Активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

    ·Стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

    Изучение  психолого-педагогической литературе по проблеме школьной успеваемости позволило  выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

    Требования  к учащимся составляют основу для  разработки контрольных заданий  и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии сословиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности и психические. При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.

    Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают возможности учащихся.

    Социальные  условия как фактор успеваемости также взаимодействуют с возможностями  детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении содержания обучения.

    Одни  и те же условия и воспитания по-разному  воздействуют на детей, воспитывающихся  в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем, развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

    Невыполнение  совокупности выше указанных требований, игнорирование факторов, способствующих успеваемости учащихся, характеризует  неуспеваемость школьников.

    Под неуспеваемостью, согласно мнению И.И. Мурачковского, понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требования школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних походов при ее изучении.

    Неуспеваемость  трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям  школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта  творческой деятельности и воспитанности  познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

    Неуспеваемость  школьников закономерно связана  с их индивидуальными особенностями  и с теми условиями, в которых  протекает их развитие. Важнейшим их этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики – содержанием и процессом обучения.

    Хотя  задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы  к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.

    Однако  исследования, выполненные в русле  этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.

    Отставание  – это невыполнение требований , которое имеет место на одном  из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

    Неуспеваемость  и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные  отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. В основе причин неуспеваемости обучения в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других детей, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мысленных процессов.

    Однако  имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А.М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания, частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости, эпизодической неуспеваемости.

    В качестве причин 1 категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовке ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода; недостатки воспитанности ученика.

    Для 2 категории указаны: недоработка в предыдущих классах; недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

    Для 3 категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий  контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

    Ближе всех к решению задачи описания системы  причинно-следственный связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел П.П. Блонский. Он изучает учебные возможности школьников, объединяя в этом понятия два основных фактора успеваемости. Так, П.П. Блонский выделяет причины неуспеваемости внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка