Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе и низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы мною решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение в группе сверстников.
3.Выявить взаимосвязь уровня тревожности, успеваемости обучения и статусного положения детей старшего подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс!!!.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

3.   Фрустрация потребности в достижении  успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.

4.   Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.

5.   Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

6.    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7.   Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8.    Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Таблица №1. Показатели тревожности

              Факторы тревожности                                             Количество испытуемых в процентах

1.  Общая тревожность в школе                                             30%

2.  Переживания социального стресса                               26%

3.  Фрустрация потребности в достижении успеха  33%

4.  Страх самовыражения                                                           52%

5.  Страх ситуации проверки знаний                               63%

6.  Страх не соответствовать ожиданиям окружающих     0

7.  Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу  26%

8.  Проблемы и страхи в отношениях с учителями   7%

Анализируя  результат данного исследования, я заметила, что у наибольшего количества подростков фактором высокой тревожности оказался страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения.

2.2. Социометрическое исследование.

Для исследования использовалась методика  «Социометрия», цель которой - диагностика эмоциональных связей. Исследование направлено на решение следующих задач:                                                                                                           1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение  внутригрупповых сплоченных образований  во главе с неформальными лидерами.

  Порядок исследования: подготовлены критерии, измеряющие отношения учащихся по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа (учебная деятельность), а также критерии для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (выбор товарища для досуга). Для опроса предложены следующие вопросы:                                                                                                         1. Кого из одноклассников ты пригласил бы на свой день рождения?

2. Кому  из класса ты доверил бы  свою тайну?

3. К  кому из класса ты обратился  бы за помощью в учебе?

  Перед началом опроса с учащимися был  проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для  класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос - 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Гарантировалось тайна индивидуальных ответов.

  На  основании ответов учащихся была составлена социоматрица (приложения 1, 2, 3).

На основании  подсчетов я определила статусные  группы учащихся. В классе  две «звезды» (19-8 выборов), «предпочитаемых» -  8 человек (7 – 5),  «пренебрегаемых» в классе 11 человек (4 – 2), «изолированные» - 5 человек (1 -0).

2.3. Анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.

Далее я определила успеваемость детей данного класса. Для этого использовала анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, анализировались итоговые отметки учащихся за  вторую и третью четверть.

    В группу отличников я определяла учащихся с доминированием среди итоговых отметок « 5 » , дети-хорошисты имеют среднюю оценку « 4 » , дети, занесенные в группу « удовлетворительно », в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и « неуспевающие » дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.

В результате анализа учебной документации учащихся 8 класса 1 подросток  учится на «отлично»; 10 учащихся учатся на «хорошо», что составляет 37 % от общего числа детей; 16, от числа остальных детей учатся на «удовлетворительно», что составляет 59%.

    2.4. Выявление взаимосвязей между тревожностью, успеваемостью обучения и социометрическим статусом.

Для получения  более достоверной информации, связанной  с предложением о

взаимосвязи между тревожностью успеваемостью  и статусным местом  в

группе  был использован корреляционный анализ. (Приложение

Корреляционный  анализ показал, что существуют связи  между  
 

Таким образом, в результате проведенного социометрического исследования было установлено:

    1. Дети с ярко выраженной тревожностью могут занимать любое статусное место, т.е. могут иметь любое количество выборов как положительных, так и отрицательных.
    2. Дети с ярко выраженной тревожностью в большинстве случаев неудовлетворенны своим положением в группе сверстников.

                   

Данные  экспериментального исследования позволяют  сделать вывод о том, что

существует  связь между проявлением тревожности  и неудовлетворенностью

статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста. Таким образом,

можно констатировать, что тревожные дети младшего школьного возраста

нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие

конструктивных  способов их взаимодействия. Сама тревожность  применительно к

человеку  – свидетельство ограниченных средств, которыми он располагает для

преодоления затруднений неприятных для себя ситуаций, недостаток средств,

используемых  в собственной деятельности и  взаимодействии с другими людьми.

Поэтому мы предположили, что в корреляционно-развивающей  работе речь должна

идти  не об избавлении о тревожности, а о расширении активно используемого

коммуникативного  инструментария используемого в  поведении детей младшего

школьного возраста. 
 

                                                                                         

    Вывод:

    1. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста.

    2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Список  литературы.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Изард К. Эмоции человека.М., изд-во МГУ, 1980.

Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: «Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.

Немов Г.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.

Немов Р.С. Практическая психология – М.: ВЛАДОС, 1997

Огарков А.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов. – Тотьма – Вологда, 2008.

Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+ СD) 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-на-Д: Феникс, 2003.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

 Пасынкова  Н.Б. Связь уровня тревожности  подростков с эффективностью  их интеллектуальной деятельности// Психологический журнал, т.17, 1996.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса  тревожности при расхождении  уровней самооценки и притязаний / /Вопросы психологии, 1993. 
 
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания// Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 .

 Вилюнас В.  К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976г.

 
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1979. 

Журнал «Семья и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности» 

Журнал «Семья и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова «Снимем маску с тревоги». 

Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М. 

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка