Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:26, курсовая работа
Цель: изучить влияние тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Гипотеза: дети с высоким уровнем тревожности имеют неблагоприятное положение в группе и низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы мною решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения и на статусное положение в группе сверстников.
3.Выявить взаимосвязь уровня тревожности, успеваемости обучения и статусного положения детей старшего подросткового возраста.
3.
Фрустрация потребности в
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Таблица №1. Показатели тревожности
Факторы тревожности
1. Общая тревожность в школе 30%
2. Переживания
социального стресса
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 33%
4. Страх
самовыражения
5. Страх
ситуации проверки знаний
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 26%
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 7%
Анализируя результат данного исследования, я заметила, что у наибольшего количества подростков фактором высокой тревожности оказался страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения.
2.2. Социометрическое исследование.
Для исследования
использовалась методика «Социометрия»,
цель которой - диагностика эмоциональных
связей. Исследование направлено на решение
следующих задач:
2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3. обнаружение
внутригрупповых сплоченных
Порядок
исследования: подготовлены критерии,
измеряющие отношения учащихся по поводу
совместной деятельности, ради выполнения
которой создана группа (учебная деятельность),
а также критерии для измерения эмоционально-личностных
взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (выбор товарища для досуга).
Для опроса предложены следующие вопросы:
2. Кому из класса ты доверил бы свою тайну?
3. К кому из класса ты обратился бы за помощью в учебе?
Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для класса, порядка выполнения задания (на каждый вопрос - 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Гарантировалось тайна индивидуальных ответов.
На основании ответов учащихся была составлена социоматрица (приложения 1, 2, 3).
На основании подсчетов я определила статусные группы учащихся. В классе две «звезды» (19-8 выборов), «предпочитаемых» - 8 человек (7 – 5), «пренебрегаемых» в классе 11 человек (4 – 2), «изолированные» - 5 человек (1 -0).
2.3. Анализ учебной документации для выявления уровня успеваемости.
Далее я определила успеваемость детей данного класса. Для этого использовала анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, анализировались итоговые отметки учащихся за вторую и третью четверть.
В группу отличников я определяла учащихся с доминированием среди итоговых отметок « 5 » , дети-хорошисты имеют среднюю оценку « 4 » , дети, занесенные в группу « удовлетворительно », в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и « неуспевающие » дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.
В результате анализа учебной документации учащихся 8 класса 1 подросток учится на «отлично»; 10 учащихся учатся на «хорошо», что составляет 37 % от общего числа детей; 16, от числа остальных детей учатся на «удовлетворительно», что составляет 59%.
2.4. Выявление взаимосвязей между тревожностью, успеваемостью обучения и социометрическим статусом.
Для получения более достоверной информации, связанной с предложением о
взаимосвязи между тревожностью успеваемостью и статусным местом в
группе был использован корреляционный анализ. (Приложение
Корреляционный
анализ показал, что существуют связи
между
Таким образом, в результате проведенного социометрического исследования было установлено:
Данные экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что
существует
связь между проявлением
статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста. Таким образом,
можно констатировать, что тревожные дети младшего школьного возраста
нуждаются в коррекционном воздействии, направленном на развитие
конструктивных способов их взаимодействия. Сама тревожность применительно к
человеку – свидетельство ограниченных средств, которыми он располагает для
преодоления затруднений неприятных для себя ситуаций, недостаток средств,
используемых в собственной деятельности и взаимодействии с другими людьми.
Поэтому
мы предположили, что в корреляционно-
идти не об избавлении о тревожности, а о расширении активно используемого
коммуникативного инструментария используемого в поведении детей младшего
школьного
возраста.
Вывод:
1. Использование эмпирических методов исследования позволяет нам констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста.
2.
Список литературы.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: «Институт практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.
Немов Г.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.
Немов Р.С. Практическая психология – М.: ВЛАДОС, 1997
Огарков А.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов. – Тотьма – Вологда, 2008.
Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+ СD) 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2007.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-на-Д: Феникс, 2003.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Пасынкова
Н.Б. Связь уровня тревожности
подростков с эффективностью
их интеллектуальной
Бороздина Л.В.,
Залученова Е.А. Увеличение индекса
тревожности при расхождении
уровней самооценки и притязаний
/ /Вопросы психологии, 1993.
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//
Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.-
М.:Проспект,1999 .
Вилюнас В.
К. Психология эмоциональных
Возрастная и педагогическая психология:
Учебник для студентов пед. ин-тов/В.
В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон
и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд.,
испр. И доп. - М.: Просвещение, 1979.
Журнал «Семья
и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей,
Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»
Журнал «Семья
и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей,
Е. Новикова «Снимем маску с тревоги».
Краткий психологический
словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред.
А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.
Рубинштейн С.Я.
Экспериментальные методики патопсихологии.
М.,1970г.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость подростка