Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:08, реферат
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Не секрет, что далеко не все учащиеся младших классов преуспевают в обучении, что является проблемой не только для них, но и для учителей, и для родителей. И эта проблема достаточно актуальна, поскольку общество заинтересовано в будущих специалистах, в профессионалах, в людях, которые приобрели все необходимые навыки в школах. Ведь в школах даётся основа дальнейшего образования, формируются познавательные процессы и складывается стиль мышления школьника. На учебную деятельность оказывает влияние множество факторов. Сюда входит и социальная среда, окружающая школьника, и его личностные особенности, и оценки учителей и родителей, особенности темперамента.
ские основы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника…………………………………………….4
1.1 Самооценка младших школьников………………………………………..4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………8
1.3 Учебная мотивация……………………………………………………… 13
1.4.Формирование учебной мотивации младших школьников……………17
1.5.Взаимосвязь учебной мотивации и самооценки младших
школьников …………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………24
Приложение………………………………
-潷摲是潯湴瑯獥砮汭䭰ȡ-4&( !犱뇶ӻаտ ны ни нﵯа潷摺弿敲睭景潯湵瑿睧籯汽癮汽呿ūⴺᐻظࠠк┰阺궿電/
똍į搠捯牰灯⽳灡浸偬ի& ᄠᄠ䜠$瘠ĩ
показывать детям свою б휿摓贺Ჾ쓭畟㕛?쐽뛫깮쀵ṿ㵿添鶿뷽뵿훟笯睭悭粲ꃴ©沭팧
- использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;
- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
- уважать усилия детей;
-
показывать ребёнку очевидные
свидетельства его развития, его
достижения. Показывать ребёнку
его старые рисунки или его
более раннюю видеозапись,
-
объяснить ребёнку, что у всех
иногда случаются неудачи.
-
стараться концентрироваться
- помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
-
относиться с уважением к
-
признавать сильные стороны
-
избегать сравнения своего
-
рассказывать ребёнку
-
обязательно устраивать
-
приоткрывать ребёнку свой
-
бережно относиться к
- ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;
-
родители должны понимать, что
шуточные прозвища или
- стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;
-
знакомить ребёнка с
-
с уважением говорить о
Приложение №3
Групповые игры для повышения самооценки младшего школьника
Игра «Похвалилки»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.
На обдумывание задания дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
Игра «За что меня любит мама»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут помочь ему.
После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что нужно внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестрёнку и т.п. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
Приложение №4
Методика определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребёнку объясняется следующая инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
«Лесенка» (автор: В. Г. Щур), предназначенная для выявления системы представлений ребенка дошкольного и младшего школьного возраста о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой .
Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из 5-7 ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка, выполненную из дерева или бумаги.
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, и чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Учительница
Анкета:
1. Тебе нравится в школе?
-- не очень
-- нравится
-- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-- чаще хочется остаться дома
-- бывает по-разному
-- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
-- не знаю
-- остался бы дома
-- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-- не нравится
-- бывает по-разному
-- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-- хотел бы
-- не хотел бы
-- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни
-- не знаю
-- не хотел бы
-- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-- часто
-- редко
-- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-- точно не знаю
-- хотел бы
-- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
-- мало
-- много
-- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
-- нравятся
-- не очень
-- не нравятся