Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:08, реферат
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Не секрет, что далеко не все учащиеся младших классов преуспевают в обучении, что является проблемой не только для них, но и для учителей, и для родителей. И эта проблема достаточно актуальна, поскольку общество заинтересовано в будущих специалистах, в профессионалах, в людях, которые приобрели все необходимые навыки в школах. Ведь в школах даётся основа дальнейшего образования, формируются познавательные процессы и складывается стиль мышления школьника. На учебную деятельность оказывает влияние множество факторов. Сюда входит и социальная среда, окружающая школьника, и его личностные особенности, и оценки учителей и родителей, особенности темперамента.
ские основы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника…………………………………………….4
1.1 Самооценка младших школьников………………………………………..4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………8
1.3 Учебная мотивация……………………………………………………… 13
1.4.Формирование учебной мотивации младших школьников……………17
1.5.Взаимосвязь учебной мотивации и самооценки младших
школьников …………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………24
Приложение………………………………
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Отношение ребенка к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.
У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Дети, имеющие адекватную самооценку активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их харак-теризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собст-венными усилиями можно добиться успеха, по натуре это оптимисты.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их обще-ние с детьми и взрослыми. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.
Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.
Учитывая вышеизложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценки младших школьников будут определенные упущения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки, – учебной деятельности и общении.
Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Нужно обращаться к ре-бенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала учителя должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ученик обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Можно отмечать достижения ученика в дневнике еженедельно для информирования родителей. Краткие сообщения дают лишнюю возмож-ность родителям проявить свою заинтересованность.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними.
Заключение
Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе. Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течение всего школьного возраста.
Мотивация возникает только в том случае, если предлагаемая норма деятельности соответствует имеющейся потребности. Поэтому задача пре-подавателя состоит в правильной организации учебно-познавательной дея-тельности соответственно целям обучения, выборе способа организации управления процессом обучения.
Список литературы
1.Андрущенко Т.Ю. Кризис развития ребенка 7 лет,- М., Академия,2003.
2. Анцыферова Л.И. Теоретические проблемы психологии личности.- М.,1974.
3. Анохин Н.П. Эмоции. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гипенрей тер,- М.,МГУ, 1984.-С.172-177.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования,- М. МГУ, 1984.
6. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.- М., 1986.
7.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.:, Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995,350 с
8. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний.
9. Бодалев A.A. Общая психодиагностика. -М.,МГУ, 1987.
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 421с.
11. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. -Пятигорск, 1995.
12. Бехтерев В.М. Объективная психология.-'М., МГУ, 1987.
13. Безруких М.М.,Ефимова
С.П. Ребенок идет в школу.
Проблемы психологической
14. М.Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1993.
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., МГУ, 1990, 321 с.
16. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.
17. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.
Приложение № 11. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория
и практика семейной
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-
4. Буянов М.И. Ребенок из
5. Валитова И.Е. Концептуальные
основы взаимодействия
6. Венгер А.Л. Психическое
7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
8. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. - 204 с.
9. Дружинин В.Н. Психология
10. Железнякова З.Р. Организация
взаимодействия взрослого с
11. Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М.: 2001.
12. Земска М. Семья и личность. - М., Изд. Прогресс. - 1999, 133 с.
13. Карвасарский Б.Д Психотерапия. - М.: Медицина. - 2002.
14. Ковалев С.В. Психология
15. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Изд. Питер. - 2000, 992 с.
16. Леонтьев А.Н. Избранные
17. Леонтьев А.Н. Избранные
18. Лисина М. И. Проблемы
19. Марковская И.М. Тренинг
20. Мясищев В.Н. Психология
21. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
22. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 160 с.
23. Практикум по возрастной
24. Семья и формирование личности/
25. Синягина Н.Ю. Психолого-
26. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М., Мысль. - 1987, 351 с.
27. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. - М., 2000.
28. Фельдштейн Д.И. Феномен
29. Франселла Ф., Баннистер Д.
Новый метод исследования
30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная
Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( М. Феннел «Как повысить самооценку»):
-
оценка должна служить главной
целью – стимулировать и
-
учитель должен давать
-
оценка должна не завершать
учебно-познавательную
-
в учебной деятельности
- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
-
после рецензирования работа
возвращается автору, и учащиеся
самостоятельно анализируют
- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
-
необходимо вводить тетради, в
которых учащиеся по
-
необходимо использовать
-
находить время, 囝滿㓣뱏?㑿使⛤谷⛋替?