Взаимосвязь самооценки и мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Не секрет, что далеко не все учащиеся младших классов преуспевают в обучении, что является проблемой не только для них, но и для учителей, и для родителей. И эта проблема достаточно актуальна, поскольку общество заинтересовано в будущих специалистах, в профессионалах, в людях, которые приобрели все необходимые навыки в школах. Ведь в школах даётся основа дальнейшего образования, формируются познавательные процессы и складывается стиль мышления школьника. На учебную деятельность оказывает влияние множество факторов. Сюда входит и социальная среда, окружающая школьника, и его личностные особенности, и оценки учителей и родителей, особенности темперамента.

Оглавление

ские основы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника…………………………………………….4
1.1 Самооценка младших школьников………………………………………..4
1.2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………8
1.3 Учебная мотивация……………………………………………………… 13
1.4.Формирование учебной мотивации младших школьников……………17
1.5.Взаимосвязь учебной мотивации и самооценки младших
школьников …………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………24
Приложение………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь Самооценки И Мотивации.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

            Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Отношение ребенка к  себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают четверку как трагедию.

У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Дети, имеющие адекватную самооценку активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их харак-теризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собст-венными усилиями можно добиться успеха, по натуре это оптимисты.

 Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их обще-ние с детьми и взрослыми. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Учитывая вышеизложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценки младших школьников будут определенные упущения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки, – учебной деятельности и общении.

Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Нужно обращаться к ре-бенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала учителя должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ученик обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Можно отмечать достижения ученика в дневнике еженедельно  для информирования родителей. Краткие сообщения дают лишнюю возмож-ность родителям проявить свою заинтересованность.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основными факторами  влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе. Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течение всего школьного возраста.

Мотивация возникает  только в том случае, если предлагаемая норма деятельности соответствует  имеющейся потребности. Поэтому  задача пре-подавателя состоит в  правильной организации учебно-познавательной дея-тельности соответственно целям обучения, выборе способа организации управления процессом обучения.

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Андрущенко Т.Ю. Кризис  развития ребенка 7 лет,- М., Академия,2003.

2. Анцыферова Л.И. Теоретические проблемы психологии личности.- М.,1974.

3. Анохин Н.П. Эмоции. Психология эмоций. Тексты. / Под  ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гипенрей тер,- М.,МГУ, 1984.-С.172-177.

4. Асмолов А.Г. Психология  личности. М., 1990.

5. Асмолов А.Г. Личность  как предмет психологического исследования,- М. МГУ, 1984.

6. Асмолов А.Г. Психология  индивидуальности.- М., 1986.

7.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.:, Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995,350 с

8. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний.

9. Бодалев A.A. Общая психодиагностика. -М.,МГУ, 1987.

10. Берне Р. Развитие  Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 421с. 

11. Белоус В.В., Щебетенко  А.И. Психология интегральной  индивидуальности. -Пятигорск, 1995.

12. Бехтерев В.М. Объективная  психология.-'М., МГУ, 1987.

13. Безруких М.М.,Ефимова  С.П. Ребенок идет в школу.  Проблемы психологической адаптации.  М.Академия, 1995.

14. М.Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1993.

15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., МГУ, 1990, 321 с.

16. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.

17. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.

 

 

Приложение № 11. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория  и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник  по психодиагностике. - СПб., М., Харьков., Минск. - 1999.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной  семьи. - М., Изд. Просвещение. - 2003, 207с.

5. Валитова И.Е. Концептуальные  основы взаимодействия взрослого  и ребенка// Проблема взаимодействия  в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 1997.

6. Венгер А.Л. Психическое развитие  ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001, № 3.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

8. Глуханюк Н.С. Практикум по  психодиагностике: Учеб. пособие/Н.  С. Глуханюк; Рос. акад.образования,  Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. - 204 с.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 1996.

10. Железнякова З.Р. Организация  взаимодействия взрослого с ребенком  в педагогическом процессе детского  сада // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 1997.

11. Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д.  Мы и наша семья. Книга для  молодых супругов. - М.: 2001.

12. Земска М. Семья и личность. - М., Изд. Прогресс. - 1999, 133 с.

13. Карвасарский Б.Д Психотерапия. - М.: Медицина. - 2002.

14. Ковалев С.В. Психология семейных  отношений. - М.: Педагогика. - 2001.

15. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Изд. Питер. - 2000, 992 с.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические  произведения. - М.: Педагогика. - 1983.

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические  произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1983.

18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза  общения. - М., Педагогика. -1986, 263 с.

19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия  родителей с детьми. - С-Пб.: Речь, 2000. - 150 с.

20. Мясищев В.Н. Психология отношений  / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт  практической психологии, 1995.

21. Общая психодиагностика /Под  ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

22. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 160 с.

23. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.  Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

24. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., Просвещение. -1989, 206 с.

25. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая  коррекция детско-родительских отношений. - М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.

26. Титаренко В. Я. Семья и  формирование личности. - М., Мысль. - 1987, 351 с.

27. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. - М., 2000.

28. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства  и его место в развитии современного  общества // Мир психологии. - 2002, №  1.

29. Франселла Ф., Баннистер Д.  Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.  Семейная

 

Рекомендации для педагогов  по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( М. Феннел «Как повысить самооценку»):

 

-                   оценка должна служить главной  целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;

 

-                   учитель должен давать содержательную  оценку работе младшего школьника;

 

-                   оценка должна не завершать  учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;

 

-                   в учебной деятельности необходимо  сравнивать детей, которые обладают  приблизительно одинаковыми способностями,  но достигают разных результатов  из-за различного отношения к  учению;

 

-                   необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;

 

-                   после рецензирования работа  возвращается автору, и учащиеся  самостоятельно анализируют свою  работу;

 

-                   предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;

 

-                   необходимо включать ситуации, актуализирующие  самооценку ребёнка, ставящие  перед ним задачу осознания  особенности своей работы, её  сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;

 

-                   необходимо вводить тетради, в  которых учащиеся по специальной  схеме делают записи, анализируя  и оценивая свою работу на  уроке, определяя меру усвоения  материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы隿ʟሟ䲽꾻﩯?炭賰楮ᢴ嬢נ窨␣푫锱藾톺荣災륳ẽᙿ㷵칿⼿蛷韺췼鼾䀽ソﳴ޷ꚾ㟿꺼㓷ﱺ蓚也믣ᔼﹽ鷚푯끽⑫閻Ѿ鸿糏ᝦ瞾࿟࿖鼷ѯ✿뗾Ꞿ盾տ㟿赸븿њỞ懯⾻㛿幸귯跅п흻ַ෧㼸ွ霶ᐾ욽旹轭껿鲹ᑵꐩ渿ᛴ㙷泹䟸♏矾䠽?尾石糾ܬ툿⑺Ἰ贻䏾㝾豒钿纶蟒蝮鋣䰿䞶㥳䟿Ị癳矿꿕궾癃⇰෧ﳇ洸ῗꝷ撻葾꤯䰿㸾ໍ坿ﳺ乣亿坿꓾㘮ﰺᴷ佻誾㻤ﵿຳ앿潛찫ꖿ蟈鰾홷ﱹ뺸綿漤黸펧ⷾ䳷迿꼽씺쒸曓띏侹盛阷摿꽎?蒽쳷핿㛱淭簾乷嗻隽ⒿⰧꜿ홽컟縷㞺鵯㳿슢鳣៻๗呏겾陼寮Ჽ蕵潷㹿㿺眿㐶㓴趽甽ཹ䱿䤸᱾пн*л䭾УЖяяснѓמ ۾снԾ潶味潿睸杯牯⹥浽⑼ҢⰻҾуорых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;

 

-                   необходимо использовать похвалу  в 葀?읻ᐾ?俿췺敿䓿⿇앍䱽宮䶴ᙻ羽鼽ᑏᑉꗿ撿溺諵䷷鳱㿿麿쵾ﹽ߽⽛㕏쥡꓁ᐸ蔿㸿ᷟ뿵똽ⶾ셾ⴍꋍ?ᣝ鵿틽꧍㔭✝䛍꒟왭ӽ鰭᧟雏ꐿ癠᷸迻ꔿ鰿ꗷ枽ﳽ鼽丣?׏☸枽ֺ뻾꘿嘵໽ṽ虆챻ҹ⳥پ︻㻿蔰矽ⰾ鰿璽듿強囹?嚿왾ꪪ핆갾췽己渾唾ᖳ䐿蛿乯Ჺﵸ뽴ῷ矿澿柷廽趿❹䘷罻ཽ헼⼾ݶ闽ế暻屹騷嵻䚵㽼꿞鳽켳풿忮ཪ㗿㾾홿ﳝ빿Ⓓ韾?প徴ؿ搾㻳㙽阻螻?䔽㹬겣瑟岯༬朞豿Ⓙ杻谻瓷⎻껾伹빯곽ᑽ춿◿첽仨㗷៿蓗鸶㿾徿ч]߿吺ͫᐴػ౏ ╀䘾ҽ휾уᴵпᘵй瞻牯⽭潯瑿敾汢⹽浽둽?Ꝿᑾ?䁿?屢撿隻䷯쾻瑾߿衰阹菼渾?莾ꙟꖺ鑿Ⓔ簿༽濣綮嗮ើꐾԽ껋䴽⶿国嶺幷꿷㜿蒲曯闋ꈵܸ퟿㽽겿铻糹猣鑗ᅳ鹾咶䛷뱿跾뚿睎䞿俷啯囿?䷿䙻ⓩ䙵轵蛿㙛ﹽ?궷ꖳ쑂땾瑩霴ⲿ皲뱯껆囿䠫䖾벿쵸䑿跃锵챣꾿咿廇ῷã✿革곫߿迵쾱鑽긿㺽唼ﲷ﹏㻲翿⓿ⳟ?蟡?蛸묩䶿呉蚾哾껽敿呜낼政൹敳៏뙷껵䖿럽㓿锿ݿ뗽鑪໿۶鿗董亾వ헿ᑽ放Ʒ⹳ӿ濯踵٪籡矿谾휥汛⓱ᘽᒾ픿ݟ蟷⸽赿滻둩䴷궳ߝﲽᱻ貹䭨綿⚿׿߆╾矿㹇вᛴ蘾眿䱿ג?ᴻ뵟阿䥼쓴␿轎잾佸➼氹䙉﾿ᛷ痽輽пя*у䭰ужоих!꾼꽽׊е۹ дԸ潤呧潷睰政瑽籮汽ꙠԾꐺ԰нной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

 

-                   находить время, 囝滿㓣뱏?㑿使⛤谷⛋替?ᐿ㷿蘾?敢鑽꒼�痓糓랱䓺씾瓷밼뙽ქ봽繵ⴿ೾ꚽ룪鵧靿➿綷靟镲鵴㓿㟿쟺㱛鈸鳁蔵쾻䷽忽ᔻ轷誽⹳깻ᓕ锺൹꒿㚾潨琺챽暺ꔳ뒿ﲺ攷〾潾矿⽽뷲ﲾ༿哟亽Ἳ㵾䚽춽䅭⽝剰뙗ᴵﳻ土㦏ꤽꌦ徼ᢡꏻ벼㧸ㄣ냤啪㩰閱㉲嶿ᘬ䘠?潺嚭綿ݾ咺䷼쑝᛽喱푻撿仺⑗⧮㗼ᗏ㹳갾꠰ⱦ嗵漾⳯?崿Ἳ쐱萿畕뵾䷿漽蛾៾⾳껹瑿䶻?㴻㻎㹏懢໽앳᱿仸ﱇ䗣?쵿껿䋿絳흷쾷룾옷㹋╿෹ *з䭰فпзписн⛯麿ן ޽ип. Объясн䝻湯敼瑮呿瑿睧⹿浸呬ջⴷᐽًవ ┻Ṏẵ 丼о༳ут име?я张敲睼⸿敿睯併ȡѯїжщтг嘾ŮНٺкмкие чеۿо潷摷彯敷睭搿板浵湥⹷浻⹾敳睮佲ر-нз(бѫ밷唾?т䏲пёавильн෯м潿摲搿板浽湥⹽浽呿Ջⴲᐲظ఻ь┽ﱋ䗼ⷻ.倠Пᐾмнить,䐠ӿ着癿⽷敽摱癷⸲浺呬ūⵇᑃزుт┲朰嚲еⰱѕᐽка, да鼶ӽ眠癿⽵敻摱癧⸹浺命Ջⴷᐬؠఽе℠꘷谽ч甸цᄠпозвол쑏Ӫ睌牯⽵湽湧瑯睽簿汿佐عнмпнмп۽ꋤిо㛳ежение;

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и мотивации