Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:08, дипломная работа
Цель - детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние игры, совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива младших школьников. Гипотеза - социально-психологические факторы формирования коллектива, такие как: внеурочные межличностные отношения, психологические игры, направленные на принятие детьми друг друга, совместная деятельность будут способствовать повышению уровня развития коллектива.
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования детского коллектива начальной школы
1.1 Феномен формирования детского коллектива в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Факторы, влияющие на формирование детского коллектива
1.2.1 Психологические особенности младшего школьника
1.2.2 Организационная структура. (роли и статусы)
1.2.3 Межличностные отношения (их влияние на групповую деятельность)
1.2.4 Игра, как путь к адаптации ребенка в коллективе
1.2.5 Мотивация построения отношений младших школьников
1.2.6 Социально-психологический климат детского коллектива
1.2.7 Сплоченность коллектива
1.3 Этапы и уровни развития детского коллектива
Вывод по главе
Глава II. Экспериментальное исследование результата влияния социально - психологических факторов внеурочной совместной деятельности детей на формирование коллектива класса начальной школы
2.1 Диагностика межличностных отношений и уровня сплоченности младших школьников в коллективе класса
2.2 Диагностика уровня развития коллектива
2.3 Беседа с классным руководителем
2.4 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Литература
Кирилл Л., и Настя Н., являются изгоями, которые неохотно вступают в контакт со сверстниками, не участвуют в школьных мероприятиях, плохо относятся к учебе. Этих детей практически не воспринимают в коллективе. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но крепко общаются между собой, так как живут рядом. Дети из неблагополучных семей: например, у Насти Н., одна мама, в семье нет хорошего материального достатка, у Кирилла Л., многодетная семья, отец часто выпивает.
6. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - лидеры. Эти дети диктуют свои условия всем членам коллектива и умеют настоять на своем. Они высказывают свое мнение, навязывая его. Общаются с детими только своей микрогруппы и редко с близлежащей.
7. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?
Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности, но конфликтный тон проявляется очень часто.
8. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах взаимовыгоды и взаимных симпатий, затем доброжелательности и в последнюю очередь взаимной помощи.
9. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются редко, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые никогда не обращали внимание друг на друга. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях (подразумевающих соревнование) дети сплачиваются но стараются выбрать в команду детей только своей или расположенной рядом микрогруппы, «изгоев» практически не замечают, а если и берут в совместную деятельность, то только с моего предложения.
10. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?
Только среди своей категории, очень редко ( практически никогда) «лидеры» не заступаются за «изгоев», кроме случаев , когда представители другого класса обижают «изгоев». В таких случаях можно говорить о нормах справедливости. Так же при совместной деятельности, особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых, если они были приняты в команду.
11.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?
Чаще дети переживают и радуются только за представителей своего круга. Над неудачами «изгоев» смеются. Но если я акцентирую внимание детей, на каком – то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражает большинство членов коллектива, остальные сохраняют нейтралитет.
12. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков (например спортивного соревнования с другим классом)?
Дети очень привыкли, что после уроков их забирают домой, и различные предложения о совместной деятельности вызывают достаточно сдержанные эмоции, кроме предложений совместных поездок и отдыха. В поездке рассаживаясь по интересам , при виде чего – то необычного или интересного общаются представители всех групп. Хотелось бы чаще совершать такие плодотворные для развития коллективных отношений поездки.
13. Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?
Мне бы очень хотелось, чтобы коллектив моего класса был сплоченней и дружней. По моему мнению, учеба сплачивает детей на 40 %, а остальные 60% должна нести неформальная обстановка общения в классе, которую можно создать только внеклассной работой с детьми: различные кружки, секции, совместные выезды, походы. Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но хотелось бы помочь детям создать дружный и сплоченный коллектив.
Вывод
Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , как коллектив пока не сформирован. Но при правильно выбранной работе с классом будет наблюдаться хорошая динамика его формирования, которая подтверждается единичными случаями внеурочной совместной деятельности детей. Среди детей достаточно резкое выделение «лидеров», «предпочитаемых», «принятых» и «изгоев». Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы иногда сплачиваются, интересен тот факт, что «изгоев» игнорируют все группы и внимание им уделяется только с подачи учителя, что говорит о низкой сплоченности в классе. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе только в своей микрогруппе или близлежащей, за пределами группы они проявляются по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между микрогруппами, чем между индивидуумами. Для повышения сплоченности, формирования положительного психологического климата класса, необходимо увеличение время проведения неформальной совместной внеклассной деятельности, тогда межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, а не на взаимовыгоде.
2.4 Результаты исследования и их интерпретация
Таким образом, в ходе нашего исследования были выделены следующие выводы:
Социально – психологические факторы имеют ряд форм и особенностей, которые реализуются в коллективе, сверстников 1 «А» и 1 «Б» класса в процессе внеучебной совместной деятельности. То есть в зависимости от их частоты и различных форм, являются факторами прогресса, которые влияют на коллективные отношения и их формирование. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Существуют 4 круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский). Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце I класса и индивидуальные нравственные качества. Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования положительного влияния социально – психологических факторов на формирование коллектива сверстников младшего школьного возраста, что совместная внеурочная деятельность сплачивает детей намного больше, чем совместная учебная деятельность. Обработав результаты исследования мы выяснили, что для формирования дружеских взаимоотношений у детей в классе начальной школы необходимо проводить внеурочные совместные игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Семилетние школьники с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. Дети вместе поют, читают , играют, соревнуются, трудятся, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Социально – психологические факторы, такие как дружба, игра, труд, спортивные мероприятия положительно влияют на формирование коллектива класса начальной школы.
Заключение
В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись, хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой в психологический потенциал. Именно через классный коллектив дети развиваются как личности, присваиваются общественные ценности и нормы. И чем более детский коллектив будет ориентирован на совместную деятельность, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.
Младший школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы. У детей семилетнего возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеучебной совместной деятельности. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным фактором способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений является дополнительная совместная деятельность. В нашем исследовании мы рассмотрели с теоретических позиций структуру, закономерности функционирования и развития коллектива. Уделили серьезное внимание исследованию отношений и предпочтений в классе. Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношение к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Список использованной литературы
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы.
2. Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России /Под ред.
3. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.
5. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. -351с.
В.А. Ядова. М., 1996-б.
7. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Допетровской, О.В.Соловьевой. М., 1994.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.
9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
10. Донцов. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000;
12. Залужный А.С. Учение о коллективе. М.;Л., 1930.
13. Игнатьев Е.И., Лукин И. С., Громов М. Д. Пособие для педагогических училищ (школьных).М., «Просвещение», 1965 г.
14. Калишенко К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
16. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.
17. Макаренко А.С. Коллектив и личность // Макаренко А.С. Собр. соч. Кн.5. Львов, 1963.
18. Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М.: Владос, 1999. -608с.
19. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.
20. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с.
21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология М.: Академия, 2001.
22. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с.
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. Пособив для пед. нн-тов/ А.А. Алексеев. И.А. Архитов. В.Н. Бабий и др: Под ред А.И. Щербакова: М.: просвящение, 1987- 255с.
24. Практическая психодиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. - Самара, 1998;
25. Проблемы общественной психологии /Под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф.Поршнева. М., 1965
26. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина М: Владос Т2—2000-248с.
27. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990.—494с.
28. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. -640с.
29. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб, 2000. - 212 с.
30. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004. -376с.
31. Советский школьник (по работе I Педологического съезда) / Под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1929
32. Социальная психология /Под ред. П.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., 1975.
33. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82
34. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.
35. Струминский В. Я. Психология. Оренбург, 1928.
36. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание.- 1983, №2.