Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 13:27, курсовая работа
Цель работы - анализ влияния стрессов на деятельность лиц, работающих в системе МЧС.
Объект исследования – психическая сфера сотрудников МЧС.
Предмет исследования – психическая устойчивость личности к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Влияние стресса на психическое состояние и жизнедеятельность человека……………………………………………………………………………………6
1.1 Понятие стресса, роль стресса в жизни человека…………………………………………………………………………………....6
1.2 Стадии развития стресса. Формы стрессовых расстройств…………………………………………………………………………….......9
1.3 Физиологический и психологический аспекты влияния стресса на психическое состояние человека………………………………………………………………………14
2. Влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников МЧС………………………………………………………………………………..……..20
2.1 Особенности эмоционального реагирования в стрессовых обстоятельствах………………………………………………………………………….20
2.2 Влияние стресса на профессиональное выгорание сотрудника ………………………………………………………………………………………..…...24
2.3 Стрессогенные факторы как причина выгорания сотрудников..……………………………………………………………………..............27
3. Анализ психической устойчивости личности сотрудников МЧС к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности……………………………….............31
3.1 Описание работы исследования…..…………...………………………………...31
3.2 Результаты исследования…..………………………………………………….…33
3.3 выводы по проведенному исследованию.....………………………………..…...44
Заключение……...………………………………………………………….................46
Глоссарий…………………………………………………………...……………..…..49
Список литературы……………………………………
Практическая часть исследования направлена на изучение влияния стрессовых факторов профессиональной деятельности на психическое состояние лиц, работающих в системе МЧС. Целью исследования является анализ влияния стресса на психическое состояние сотрудников в зависимости от стажа работы в ведомстве.
Объект исследования – психическая сфера сотрудников МЧС.
Предмет исследования – психическая устойчивость личности к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
Формируется две исследовательские гипотезы– стрессовые воздействия профессиональной деятельности сотрудников МЧС с увеличением стажа работы снижают психическую устойчивость личности; и вторая- стрессовые воздействия профессиональной деятельности сотрудников МЧС с увеличением стажа не влияют на психическую устойчивость личност.
Психическая устойчивость личности к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности в нашем исследовании выявлялась через определение уровня нервно-психической устойчивости, психологического стресса и выраженность синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
В исследовании приняли участие 30 сотрудников МЧС мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Они были разделены условно на 3 группы, в каждой по 10 чел.:
1 группа – сотрудники, чей стаж в органах МЧС не превышает 5 лет,
2 группа – стаж от 5 до 10 лет,
3 группа – стаж работы в МЧС более 10 лет.
Учитывались также возрастные и личностные особенности сотрудников. В нескольких случаях сотрудники с возрастом от 40 до 45 лет имели незначительный стаж в органах МЧС (не более 5 лет). Исследование проводилось в свободное от несения службы время, с учетом посуточного графика работы (сутки через трое).
Метод исследования – анкетирование. Были применены 3 методики: «Анкета прогноз», «Методика профессионального выгорания» (автор К. Маслач и С. Джексон), Шкала психологического стресса РSМ-25 Лемура—Тесье—Филлиона (перевод и адаптация русского варианта методики Н.Е. Водопьяновой).
«Анкета прогноз» предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у сотрудников и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.
Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Авторами методики (опросника) на предмет выявления профессионального выгорания являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Вариант используемый в исследовании адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Шкала PSM–25 Лемура–Тесье–Филлиона (Lemyr–Tessier–Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель- измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой. Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами, при этом исследования дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.
Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.
Проведенное обследование показало достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости у обследованного контингента (табл. 1). Выявлено преобладание среднего и высокого уровня нервно-психической устойчивости у большинства респондентов (73% (22 чел.) всех опрошенных), что свидетельствует о маловероятности нервных срывов.
Таблица 1 Уровень нервно-психической устойчивости
№ п/п |
Группа опрошенных |
Уровень НПУ (кол-во людей) | |||
низкий |
ниже среднего |
средний |
высокий | ||
1 |
Группа №1 (стаж до 5 лет) |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
Группа №2 (стаж от 5 до 10 лет) |
1 |
1 |
6 |
2 |
3 |
Группа №3 (стаж от 10 лет) |
2 |
2 |
5 |
1 |
4 |
Итого: |
4 |
4 |
15 |
7 |
У 27% - 8 человек, уровень нервно-психической устойчивости ниже среднего или низкий. При таких показателях вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальных условиях. 13%- 4 человека, имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. У них высокая вероятность нервно-психических срывов. Для этой категории необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра, невропатолога.
Для наглядности рассмотрим полученные данные в виде диаграммы.
Как видно на схеме, большинство опрошенных имеют средний уровень НПУ не зависимо от стажа службы.
Рассчитаем коэффициент взаимной сопряженности Пирсона (С) полученных данных:
С =
где φ2 – показатель взаимной сопряженности
что так же говорит об отсутствии явной связи между стажем службы и НПУ сотрудников МЧС.
Вторая часть исследования была направлена на определение уровня профессионального выгорания.
Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой). Методика предназначена для измерения степени «выгорания».
У большинства респондентов уровень эмоционального истощения низкий (табл. 2).
Таблица 2 Уровень эмоционального истощения сотрудников МЧС в зависимости от стажа
№ п/п |
Группа опрошенных |
Эмоциональное истощение (кол-во людей) | ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1. |
Группа №1 |
7 |
3 |
0 |
2. |
Группа №2 |
7 |
2 |
1 |
3. |
Группа №3 |
4 |
4 |
2 |
4. |
Итого: |
18 |
9 |
3 |
У 60 % (18 человек) всех опрошенных признаков эмоционального истощения не выявлено, у 30 % (9 человек) средний уровень эмоционального истощения, у 10 % (3 человека) - высокий уровень эмоционального истощения. Причем, в группе №1, где стаж службы в ведомстве менее 5 лет, показатель эмоционального истощения равен 0. Это может быть связано, как с возрастными особенностями, поскольку основная масса респондентов этой группы не старше 30 лет, так и с небольшим стажем работы. Тогда как в группе №3 высокий уровень эмоционального истощения выявлен у двоих (возраст старше 40 лет), что составляет 20 % всей группы и 7 % всех опрошенных. Для этих лиц характерна выраженная тенденция к дезадаптации в стрессовых ситуациях, низкий порог фрустрации, повышенная утомляемость, раздражительность. Эти сотрудники обнаруживают признаки недостаточной личностной интегрированности, черты эмоциональной незрелости. Действия и поступки носят недостаточно организованный и целенаправленный характер.
Вычисления коэффициента взаимной сопряженности Пирсона также, как и в предыдущем случае показывает:
что также не дает нам оснований для выявления связи между эмоциональным истощением и стажем службы сотрудника.
Таким образом, снижение эмоционального фона может быть связано как со стажем работы в ведомстве, так и с возрастными особенностями. Чем старше человек, тем более его отягощает груз накопившихся проблем и эмоций, связанных как с выполнением профессиональной деятельности, так и с повседневной жизнью. Также это может быть связано с субъективными аспектами, например, настроение в момент опроса или состояние здоровья. Чтобы основательно изучить причины снижения эмоционального фона требуется большая выборка обследуемых, использование дополнительных методик.
Вторым аспектом изучения уровня профессионального выгорания в данной методики является деперсонализация, которая отражает деформации в отношениях с другими людьми (табл. 3). В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Таблица 3 Уровень деперсонализации сотрудников МЧС в зависимости от стажа.
№ п/п |
Группа опрошенных |
Деперсонализация (кол-во людей) | ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1. |
Группа №1 |
6 |
1 |
3 |
2. |
Группа №2 |
7 |
2 |
1 |
3. |
Группа №3 |
4 |
2 |
4 |
4. |
Итого: |
17 |
5 |
8 |
Учитывая полученные данные в расчетах так же получаем С≈0,3, что снова говорит о слабой взаимосвязи учитываемых данных, но следует отметить, что самый высокий уровень деперсонализации у группы № 3, что составляет 27 % (4 человека) от общего числа респондентов. Это может быть связано с тем, что сотрудники с большим стажем и опытом работы относятся к молодым сотрудникам свысока. Возможно, в характере отношения более опытных и адаптированных к сложным условиям работы проявляется снисходительность к менее информированным.
В группе № 1 высокий уровень деперсонализации имеет 30 % (3 человека) опрошенных из этой группы (10 % от числа всех опрошенных). Тогда как в группе № 2 этот показатель составляет 10 % (1 человек) от опрошенных в этой группе и 3 % от количества всех опрошенных. Здесь можно проследить взаимодействие факторов. Повышенный уровень деперсонализации у молодых сотрудников может свидетельствовать о высоком уровне притязаний, об амбициозности исследуемых и повышенном уровне максимализма («не учите меня жить»).
Проведенные индивидуальные беседы показали, что повышением уровня конфликтности в коллективе является именно борьба за лидерство. На уровень деперсонализации также может влиять возрастной фактор, когда более молодой сотрудник занимает должность выше, чем старший по возрасту и опытный.
У сотрудников с повышенным и средним уровнем деперсонализации наблюдается устойчивая склонность к напряженности, раздражительности, быстрой утомляемости. Склонность проявлять недовольство группой, установленными порядками, руководством. Также присутствует снижение уровня эмпатии к субъектам профессиональной деятельности, т.е. к людям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Это может снижать эффективность выполняемой работы. Впоследствии, это может привести как к снижению эмоционального фона, так и к повышению редукции личных достижений.
Третьим аспектом данного исследования является редукция личных достижений, проявляющаяся в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности (табл. 4).
Таблица 4 Уровень редукции личностных достижений сотрудников МЧС в зависимости от стажа
№ п/п |
Группа опрошенных |
Редукция личностных достижений (кол-во людей) | ||
низкий |
средний |
высокий | ||
1. |
Группа №1 |
7 |
2 |
1 |
2. |
Группа №2 |
5 |
3 |
2 |
3. |
Группа №3 |
0 |
3 |
7 |
4. |
Итого: |
12 |
8 |
10 |
Информация о работе Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала