Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 13:27, курсовая работа
Цель работы - анализ влияния стрессов на деятельность лиц, работающих в системе МЧС.
Объект исследования – психическая сфера сотрудников МЧС.
Предмет исследования – психическая устойчивость личности к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Влияние стресса на психическое состояние и жизнедеятельность человека……………………………………………………………………………………6
1.1 Понятие стресса, роль стресса в жизни человека…………………………………………………………………………………....6
1.2 Стадии развития стресса. Формы стрессовых расстройств…………………………………………………………………………….......9
1.3 Физиологический и психологический аспекты влияния стресса на психическое состояние человека………………………………………………………………………14
2. Влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников МЧС………………………………………………………………………………..……..20
2.1 Особенности эмоционального реагирования в стрессовых обстоятельствах………………………………………………………………………….20
2.2 Влияние стресса на профессиональное выгорание сотрудника ………………………………………………………………………………………..…...24
2.3 Стрессогенные факторы как причина выгорания сотрудников..……………………………………………………………………..............27
3. Анализ психической устойчивости личности сотрудников МЧС к стрессовым воздействиям профессиональной деятельности……………………………….............31
3.1 Описание работы исследования…..…………...………………………………...31
3.2 Результаты исследования…..………………………………………………….…33
3.3 выводы по проведенному исследованию.....………………………………..…...44
Заключение……...………………………………………………………….................46
Глоссарий…………………………………………………………...……………..…..49
Список литературы……………………………………
В определенных пределах стресс психологически благоприятен для человека, активируя интерес к жизни, заставляя тянуться вверх, помогая быстрее думать и действовать более интенсивно. Человек ощущает себя полезным и ценным, обладающим определенным смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психологическую энергию, нарушает нашу деятельность и часто заставляет нас чувствовать себя бесполезными и недооцененными, с пониженным уровнем притязаний и безнадежными недосягаемыми целями. Ганс Селье, описывая общий адаптационный синдром, представляющий модель реагирования на действие стрессоров, включил три фазы ответа:
A. реакция тревоги;
Б. стадия сопротивления;
B. стадия истощения.
В исходной биологической модели эти фазы иллюстрируют физиологические ответы на стресс. Тело приходит в состояние возбуждения (А), запускается автономная активность (Б), и, если эта активность продолжается слишком долго, она наносит вред организму, наступает упадок сил (В).
Благодаря тесным связям между психологией и физиологией физиологические фазы А, Б и В у большинства людей почти точно соответствуют психологическим фазам А, Б, В. Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически, и наоборот. Одни люди прекращают психологическое сопротивление при первых признаках физиологического стресса, в то время как другие продолжают сопротивление уже за пределами физиологического упадка сил, управляя собой только силой духа.
Если рассматривать психологические эффекты стресса с точки зрения их пользы или вреда, то о пользе можно говорить применительно к некоторому состоянию в пределах фазы Б. Точный психологический эффект зависит от индивидуальной когнитивной оценки полезности стрессора, от силы сопротивления человека и потребности в этом сопротивлении. Последнее берет на себя главенствующую роль при переходе к фазе В и ее развитию. Эти вредоносные эффекты варьируют от человека к человеку. Их можно подразделить на эффекты, связанные: с мышлением и сознанием (когнитивные эффекты), с чувствами, эмоциями, личностью (эмоциональные эффекты), а также такие, которые в равной степени затрагивают когнитивные и аффективные факторы (общие поведенческие эффекты).
Таким образом, слишком долгое пребывание организма в состоянии стресса может привести к истощению защитных сил человека.
Поскольку вышеперечисленные процессы контролируются вегетативной нервной системой, можно снижать эти негативные эффекты с помощью существующих антистрессовых методик. У некоторых людей активизация защитных механизмов наступает при малейшем признаке угрозы (хотя на самом деле опасности может вообще не существовать), у других запуск этих механизмов осуществляется в ответ на реальную угрозу. В основе этого лежат как природные, обусловленные особенностями темперамента, так и приобретенные реакции. Но реакции каждого человека, которые происходят на когнитивном уровне (мышления и осознания), оказывают влияние на всё, что происходит на физиологическом уровне. Таким образом, изменяя эти реакции там, где это возможно, можно способствовать снижению нежелательной автономной активности.
Научившись правильно оценивать степень угрозы раздражителя, можно избежать беспокойства и приостановить развитие цепной реакции. Иначе, не получив разрядки, напряжение у человека постепенно перерастет в негативные состояния:
• Тревога. Надуманные страхи провоцируют у человека состояние тревоги, основные симптомы которого: чувство беспомощности, паника, нервозность, неспособность расслабиться, бессонница.
• Агрессия. Тщетность усилий, которые человек прилагает для достижения цели, вызывают агрессию. Он становится чрезмерно раздражительным и придирчивым, слишком бурно реагирует на обычные вещи, прибегает к запугиванию.
• Депрессия. Чрезмерное беспокойство у человека притупляет вкус к жизни и погружает его в депрессию. Отсутствие целеустремленности, апатия, усталость, плаксивость, чувство ненужности – вот типичные симптомы депрессивного состояния.
Все это – последствия длительного стресса. Если ничего не предпринимать, состояние человека может ухудшаться, поэтому весьма важно осознать причину душевного разлада – определить источник стресса.
Отрицательные последствия стресса проявляются в физиологической и в психологической реакции организма. Чаще всего в стрессовых ситуациях наблюдаются следующие реакции организма:
– физиологические реакции: учащенное сердцебиение, расстройства желудка, головная боль, потливость, лихорадка, высыпания на коже и т. п.;
– психологической реакции: раздражительность, бессонница, депрессия и др.
Главным проявлением (симптомом) состояния стресса у человека является изменение поведения, чаще всего выражающееся в следующем:
– повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
– потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
– снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
– постоянное уныние и жалость к себе; 6
– часто возникающее желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
– потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе.
Люди склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, они даже не пытаются это делать. Такие доводы тоже являются явным симптомом стрессового состояния.
Находясь в состоянии стресса, человек обычно выбирает такую линию поведения, которая, как ему кажется, уменьшает дискомфорт. Типичными линиями поведения являются:
1. Бегство – игнорирование
2. Самоедство – навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.
3. Нерешительность – колебания
перед принятием какого-либо
4. Проволочки – нежелание выполня
5. Поиски приключений –
6. Эмоциональная несдержанность – неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания, слезы.
7. Затворничество – нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.
Чаще всего подобное поведение не дает ожидаемого результата: не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться таким образом от подавленности, человек лишь усиливает стресс.
Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий, которые угрожают не только индивиду, но и организации в целом.
Экстремальные условия деятельности, с которыми нередко приходится сталкиваться сотрудникам, с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на их психику.
Экстремальные ситуации предъявляют особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в изменённых, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. Экстремальные ситуации больших масштабов, связанные со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, военными действиями, несут угрозу не только отдельным группам людей, но и значительной части населения.
Экстремальные условия требуют от организма человека неспецифических реакций на возникающие стресс - факторы, при этом нарушается привычный для него режим жизнедеятельности. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданиями её реализации.
Помимо дискомфорта и остро лимитированного времени, нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, им допущенные, могут повлечь за собой расширение размеров аварий, последствий катастроф, увеличение количества травмированных людей, человеческие жертвы.
В условиях экстремальности многие ситуации могут оказаться абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним самого сотрудника и его опыта. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение к тем или иным событиям. Здесь можно сформулировать, что стрессоустойчивость – психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии психофизического равновесия.
Болезни развиваются после длительной службы в экстремальных условиях (более 6 месяцев), у ослабленных и предрасположенных к болезням людей раньше.
Стрессы, или стрессогенные факторы классифицируются по следующим категориям:
В стрессовой ситуации человеку некогда размышлять о ее причине, однако весьма важно указать фактор, который спровоцировал стресс.
Стрессор (стресс-фактор) – это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры могут иметь физиологическую и психологическую природу.
Физиологические стрессоры воздействуют на организм (даже если они не осознаются) и, поскольку они нарушают существующее в организме равновесие, они вызывают стресс, который необходим для адаптации к изменениям (например, вирус гриппа, недостаток кислорода, слишком высокая или слишком низкая температура, резкое изменение атмосферного давления, геомагнитная буря и т.п.).
Информация о работе Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала