Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа
Сегодня многонациональные корпорации, завоевавшие рынки многих стран, стали неотъемлемой частью и нашей жизни, и становится все очевиднее взаимозависимость культур, которая проявляется на всех уровнях жизнедеятельности этих организаций. Именно поэтому современные умы человечества посвящают свои труды проблеме межкультурной коммуникации в организации при исследовании корпоративной культуры многонациональных компаний.
Введение...............................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое представление об организационном поведении, коммуникации и национальных культурах в организации и их взаимосвязь...........................................4
1. Организационное поведение: понятие, предмет, сущность.........................................4
2. Организационная и межкультурная коммуникация................................................13
2.1 Национальные культуры: понятие и особенности..................................................18
2.2.1. Составляющие процесса коммуникации, определяемые культурой.....................19
2.2.2. Причины возникновения трудностей в межкультурном общении.........................21
2.2.3. Стратегии разрешения конфликтов в разных национальных культурах............22
2.2.4. Роль невербального общния в межкультурной коммуникации.............................24
Глава II. Практическое выявление влияния национальных культур на особенности организационного поведения..............................................................................................26
1. Описание организации....................................................................................................26
2. Описание проблемы........................................................................................................27
3. Методы исследования....................................................................................................28
3.1. Метод анкетирования.................................................................................................28.
3.2. Метод наблюдения..............................................................................30
Заключение............................................................................................................................34
Список литературы................................................................................35
Министерство Общего и Профессионального
Образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет
имени В.И.Ульянова (Ленина) – “ЛЭТИ”
Гуманитарный факультет
Кафедра СО
Курсовая работа на тему:
«Влияние национальных культур на особенности организационного поведения на примере ООО «Cash’ю»
Выполнила: Гречишникова К., гр. 8716
Проверила: Шарахиа Л.В.
Санкт-Петербург
2011
Введение......................
Глава I. Теоретическое представление об организационном поведении, коммуникации и национальных культурах в организации и их взаимосвязь...................
1. Организационное поведение: понятие, предмет, сущность......................
2. Организационная и межкультурная коммуникация..................
2.1 Национальные культуры: понятие и особенности...................
2.2.1. Составляющие процесса коммуникации, определяемые культурой.....................
2.2.2. Причины возникновения трудностей в межкультурном общении.......................
2.2.3. Стратегии разрешения конфликтов в разных национальных культурах............22
2.2.4. Роль невербального общния в межкультурной коммуникации..................
Глава II. Практическое выявление влияния национальных культур на особенности организационного поведения.....................
1. Описание организации...................
2. Описание проблемы......................
3. Методы исследования..................
3.1. Метод анкетирования.................
3.2. Метод наблюдения....................
Заключение....................
Список литературы....................
Сегодня многонациональные корпорации, завоевавшие рынки многих стран, стали неотъемлемой частью и нашей жизни, и становится все очевиднее взаимозависимость культур, которая проявляется на всех уровнях жизнедеятельности этих организаций. Именно поэтому современные умы человечества посвящают свои труды проблеме межкультурной коммуникации в организации при исследовании корпоративной культуры многонациональных компаний.
И здесь под детальное рассмотрение подпадает человеческий фактор: то, как люди разных культур взаимодействуют друг с другом, насколько они лояльны по отношению друг к другу, как возникают и как улаживаются конфликты, возникающие при их непосредственном взаимодействии и, главное, как их поведение сказывается на общем организационном поведении.
На сегодняшний день организационное поведение является новой отраслью знаний, многопрофильной и противоречивой, получившей развитие в США с 50-х гг. ХХ в. В настоящее время организационное поведение превратилось в область научных знаний, связанную с практикой эффективного управления современными организациями. Эта область знаний ориентированна в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Ведь зачастую именно от поведения сотрудника в зависимости от степени его лояльности к организации и принципов организационной культуры и от того, как руководитель может сформировать поведение сотрудника и что он может для этого сделать, зависит экономическая эффективность организации и то, как эта организация воспринимается обществом. [5;c. 18]
Поэтому целью данной курсовой работы является выявление влияния национальных культур на особенности организационного поведения с помощью методов исследования. Отсюда следует, что предмет данной работы - национальные культуры и их особенности, а объектом послужит влияние этих национальных культур на организационное поведение на примере ООО «Cash’ю».
Организационное поведение как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой.[5;c.19]
Организационное поведение – одна из наиболее важных комплексных наук об управлении поведением человека в организации. Основой организационного поведения как науки является научный анализ поведения отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде.
Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. ОП предполагает изучение и формирование поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. ОП представляет собой мультидисциплину (кросс-дисциплину), поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента, управления персоналом. В свою очередь, оно представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, ее поведение: люди внутри группы, их чувства, ощущения, восприимчивость к новому, реакция на окружающую среду[6;c.9;7;c.33].
Объектом организационного поведения является самый главный ресурс современной организации — люди, а предметом организационного поведения является поведение человека на рабочем месте. Понимание людей и управление людьми и составляет суть организационного поведения. Можно сказать, что организационное поведение занимается изучением и использованием человеческого фактора в организации.
Для сравнения, Д.А. Аширов пишет, что «ОП изучает отношения в системе управления на всех уровнях, ориентируясь на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды».[5;c. 22]
При этом исследуются виды отношений:
• кооперации;
• власти и управления;
• собственности;
• непроизводственные.
Методы исследования организационного поведения:
• опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива (интервью могут проводиться и по телефону);
• сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);
• наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры;
• эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов;
• использование Интернета.
Систематизируя труды авторов[5;6;7], круг вопросов, рассматриваемых в рамках организационного поведения, включает:
1. формы поведения и лояльность сотрудников,
2. лидерство,
3. группы и групповую динамику,
4. трудовую мотивацию,
5. проектирования рабочего места,
6. Коммуникативное поведение.
Теперь рассмотрим каждый пункт по отдельности.
1. Формы поведения и лояльность сотрудников. «У каждого индивида в организации возможны две степени свободы, которые определяют его адаптированность к условиям существования. С одной стороны, человек принимает или нет существующие в организации нормы поведения; с другой - он может принимать или нет ценности организации, ее цели, философию». [6;c. 112] В зависимости от сочетания этих факторов выделяют следующие предельные типы организационного поведения человека в организации: а) «преданный член» организации - полностью принимает и разделяет нормы и принципы поведения организации, осознанно стремится своими действиями не входить в противоречие с интересами организации, результаты его деятельности будут зависеть от его личных способностей; б) «приспособленец» — человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, полностью следуя нормам и формам, принятым в данной организации. Он все делает по правилам, но такого работника нельзя считать надежным членом организации; в) «оригинал» — человек приемлет ценности организации, но не принимает существующих в ней норм поведения. В данном случае человек может порождать много сложностей во взаимоотношениях с коллегами и руководителями. г) «бунтарь» — индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Он входит в открытое противоречие с организационным окружением, создает конфликтные ситуации.
Опираясь на эти типы организационного поведения, выделяют следующие типы лояльности персонала к организации[11;c.218]:
Поведенческая (обусловлена приверженностью организации и продолжительностью (стажем) работы на предприятии («продолжительная лояльность»));
Аффективная (связана с эмоциональной приверженностью, преданностью организации, стремлением претворить в жизнь ее миссию);
Нормативная (связана с чувством обязанности остаться в организации из-за оказываемого на работника давления; сотрудники придают большое значение тому, что подумают другие об их работе, о возможном уходе в другую организацию).
2. Лидерство. Опираясь на различные источники [5;6;7], автор сделал вывод, что лидером может стать любой член организации, это не обязательно должен быть руководитель. Д.А.Аширов [5;c.224] утверждает, что различия между лидером и руководителем определяются тем, что неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Лидер – член группы, организации, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. [7; с.112]. Так, можно сказать об основных качествах, характеризующих лидера: ум или интеллектуальные способности; уверенность в себе; активность; талант руководителя; талант общения; логический подход к проблемам, ициативать и энергичность.
В специальной литературе обычно выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства[12,c.118-121]:
1)теория личностных черт; (концепция О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели. Она основана на том, что лишь немногие способны быть лидерами и что большинство людей стремится к тому, чтобы ими руководили).
2)поведенческий (бихевиористский) подход (согласно исходному тезису этой концепции эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль»). Выделяют три принципиально различных стиля поведения лидера: либеральный, авторитарный и демократический.
3)ситуационный подход (он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности протекающих условий.) Р. Хаус и Г. Митчел предложили оригинальную ситуационную теорию «путь – цель – лидерство». Согласно ей, успех лидерства зависит от умения руководителя распределять вознаграждение между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности.
С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:
• лидера-генератора идей
• лидера-мотиватора
•лидера-организатора
• лидера-диспетчера.
3. Группа. Каждая организация – это группа. Все группы можно классифицировать по определенным составляющим. По размеру группы делятся на большие и малые; по сфере совместной деятельности на управленческие и производственные; по периоду функционирования на постоянные и временные; по принципу создания и характеру межличностных отношений на формальные и неформальные. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации, имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.