Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа
Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62
Таких дескрипторов может быть несколько в зависимости от содержания игры. Например, картинка с изображением сжатого кулака указывает на то, что в игре есть жестокие действия (драки, убийства и т.д.), а картинка с изображением шприца – на то, что в содержании игры присутствует показ употребления наркотиков или упоминание о них. Картинка, на которой изображен паук, может подсказать родителям, что в компьютерной игре есть страшные сцены, которые могут оказать сильное действие на психику ребенка.
Идентификаторы, указывающие на возрастные ограничения компьютерной игры, а также значки – картинки помогут Вам не ошибиться в выборе игрушки для ребенка.
Кроме изучения специальных знаков информационной системы, родителям полезно внимательно посмотреть на упаковку компьютерной игры. На ней, как правило, изображены иллюстрации, по которым можно определить, насколько реалистична графика той или иной игры. Причем необходимо учитывать, что даже присутствие на картинках известных персонажей из мультфильмов не гарантирует отсутствия насилия и жестокости в игре, ведь любого вымышленного персонажа разработчики игры могут представить в самых разных жизненных ситуациях. На деле забавный герой, которого мы не раз видели на телеэкране, может предстать совершенно в ином виде в компьютерной игрушке.
Очень красноречивым может быть описание игры, также присутствующее на обложке. Описание – это кратное содержание сюжета, аналогично тому, как описываются художественные фильмы. Как правило, в таких описаниях можно узнать, какие действия предстоит предпринимать игроку для того, чтобы выиграть.
Словом, родители современных подростков должны быть хорошо осведомлены о том, какие возрастные ограничения имеет тот или иной фильм, компьютерная игра и т.д. Согласно подписанному недавно Президентом Российской Федерации Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (приложение 5), вся информация в СМИ, будь то выпуск периодического печатного издания или копия аудио-, видео- или кинопродукции, должна содержать соответствующие знаки, которые информируют аудиторию о возможных ограничениях. Кроме того, радио- или телевизионная программа обязана сопровождаться сообщением об ограничении ее распространения. Вторая глава Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как раз и посвящена классификации информационной продукции.
Родителям необходимо предпринимать все возможные меры для того, чтобы ребенок избежал неприятных для него и его безопасности историй и жизненных ситуаций.
Как известно, задача воспитания состоит не только в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных ошибок, но и научить его сознательно делать важный выбор в своей жизни. Поэтому уметь помочь выбрать своему ребенку подходящий по возрасту фильм или игру – это только полдела. Важно, чтобы ребенок не только не подвергается опасностям медиамира, которых, достаточно много, но и мог сознательно и самостоятельно ориентироваться в потоке информации. Для этого ему необходимо быть медиакомпетентным, медиаобразованным.
Одним из самых распространенных
методов семейного воспитания выступает
беседа. Именно доверительный, задушевный
разговор зачастую заставляет задуматься
над серьезными жизненными проблемами,
а мудрый совет приходит на помощь
в непростых жизненных
Тема экранной агрессии обязательно должна обсуждаться в семье. Ведь именно во время беседы родители имеют возможность не только высказать свое отношение к этому явлению, но и услышать мнение ребенка, так как зачастую, высказывая его, ребенок может рассказать Вам и о тех проблемах, которые волнуют его именно сейчас.
Конечно, лучше всего, если такая беседа будет происходить после совместного просмотра того или иного фильма, так как «совместный просмотр – это не только совместное времяпрепровождение, но и возможность общения с детьми, помогающее «строить добрые, доверительные отношения, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы».
Выбирая тот или иной фильм для совместного просмотра и обсуждения, необходимо помнить о том, что, прежде всего, он должен быть интересным и доступным детям, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.
Непосредственно перед просмотром
фильма можно попробовать
- на образы и поведение героев, которые для ребенка наиболее приемлемы или неприемлемы;
- на эмоциональные переживания
героев фильма и события,
- на позитивные (негативные)
события, которые могут
Центральные темы обсуждения фильма также могут быть самыми разными. Например, это может быть обсуждение характеров и поведения главных героев, обсуждение ключевых (главных) эпизодов, которые повлияли на дальнейшие события и т.д.
Беседа о фильме, телевизионной
программе или компьютерной игре
может строиться в форме
Конечная цель беседы или обсуждения заключается в том, чтобы помочь ребенку понять, что существует множество разных способов решения жизненных проблем, и каждый может выбирать из них тот, который считает самым верным. Ведь в будущем ребенку самому придется выбирать, как строить свои отношения с окружающим миром – на основе насилия и злобы, или, наоборот, - доброты и сердечности…
В данной главе мы изучали роль экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников.
Для этого нам потребовалось изучить предпочтения дошкольников, связанные с телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми. С детьми была проведена беседа об экранных предпочтениях дошкольников в результате чего были выделены две группы детей. Первую группу составили дошкольники, предпочитающие фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности. Во вторую группу вошли дошкольники, которые предпочитают фильмы, передачи и игры с низкой степенью проявления агрессивности.
По итогам тестирования дошкольников по методике «Робинзон» было выявлено, что для дошкольников, предпочитающих фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности большое значение имеют экранные технологии, поскольку чаще всего они выбирали компьютер и телевизор, предпочитая их общению с семьей, сверстниками, а также сладостям и игрушкам. Дошкольники, которые предпочитают фильмы, передачи и игры с низкой степенью проявления агрессивности отметили важное значение социогенных ценностей, чаще выбирая общение с родителями, а не экран.
Кроме того, по результатам тестирования по методике диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. дошкольники, предпочитающие экранные технологии и образы с высокой степенью проявления агрессивности, показали в большинстве повышенный и высокий уровни агрессивности. Тогда как дети, предпочитающие экранные образы со слабой степенью проявления агрессии, показали средний и слабый уровни агрессивности.
В результате мы смогли убедиться, в том, что экранные образы оказывают значительное влияние на развитие агрессивности у дошкольников.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Заключение
Сегодня и в нашей стране телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.
Дошкольный возраст – это период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека. В психическом развитии каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им. Следовательно, ранний возрастной период является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека.
Отечественные педагоги и
психологи также связывают
Долгое время телевидение
считалось безопасным занятием, однако
в последнее время много
Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.
Однако, самое явное свидетельство вредного влияния экранных образов – рост уровня детской жестокости и агрессивности.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что, что для дошкольников, предпочитающих фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности большое значение в системе ценностей имеют экранные технологии, а у них самих преобладают повышенный и высокий уровни агрессивности. У дошкольников, которые отдавали предпочтение фильмам, передачам и играм со средней и слабой степенью проявления агрессивности важное значение в системе ценностей имеет общение с родителями и сверстниками, а по показателям агрессивности они имеют средний и слабый уровни.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, т. е. экранные образы оказывают значительное влияние на развитие агрессивности у дошкольников.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
В ходе выполнения исследовательской работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в будущей практической работе.
Список литературы
Абраменкова В. В. Дети и телевизионный экран [Текст] / В. В. Абраменкова, А. Богатырева // Восп. шк.- 2011. - №6. - С.28 -31.
Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников