Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа
Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62
Таким образом, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка. Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я – концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышении уверенности. Там, где имеет место нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание
Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития очень много зависит от окружения, что будет ребенку предъявляться как эталон сопереживания: добрый герой или злодей-пришелец.
Эмоциональный мир детства необыкновенно
чуток к информационному
Восприятие ребенка (как и любого нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа (целомудрию), к формированию гешталъта, к единой смысловой единице мира. Экран с его оптическими эффектами (опартом) противится этому оцельнению, предлагая алогичное, парадоксальное, противоестественное представление о мире, например, сочетание невозможного – тягучести и жесткости (как в картинах С. Дали - мягкий часовой циферблат). Предельно явно обнаруживается подобное при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны как бы просачиваться сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры [1, с. 312].
Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное, снимая противоречия между реальностью и иллюзией, явью и сном, объектом и субъектом, жизнью и смертью [1, с. 325].
Доктор Деннисон полагает, что электронные устройства могут усугублять зрительный, слуховой и др. физиологические стрессы: видеоэкран обеспечивает только одну визуальную плоскость, ограничивая этим использование бинокулярного и периферийного зрения, а также глубокого восприятия. Этот стресс может вызывать отключение полушарных функций головного мозга, вхождение в особые состояния сознания – транс различной степени глубины [1, с. 370].
Появившиеся впоследствии исследования на детях обнаружили специфику восприятия экранных образов: информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем, на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства.
В Германии, Швеции и других странах Европы появились специальные законы, ограничивающие доступ ребенка к телепрограммам, содержащим порнографию, насилие, рекламу алкоголя и табака, а также запреты на рекламные ролики, ориентированные на детей младше 12 лет.
В России с 1 сентября 2012 вступил в силу закон «О защите детей от негативной информации».
Закон «вводит
запрет на информацию, вызывающую у
детей страх, ужас и панику, а также
оправдывающую насилие и
С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра, маркируются специальными значками, равноценными по величине логотипам каналов. Значок должен оставаться на экране минимум 8 секунд с момента начала передачи. Заменить его на текстовое или голосовое предупреждение телеканалы не могут.
В первую очередь специальным значком отмечаются все телепродукты, которые имеют ограничение для показа детям до 16 и 18 лет. Маркируются не только сами передачи и фильмы, но и их анонсы. Значки о «недетских» передачах и фильмах появились и в телепрограмме. Не маркируются только реклама или материалы с высокой исторической или художественной ценностью.
В новом законе сказано, что детей необходимо защищать от информации:
- побуждающей к совершению действий, которые представляют угрозу их жизни или здоровью;
- побуждающей к употреблению наркотических веществ, табака и алкоголя, участию в азартных играх, занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством;
- побуждающей к насилию над людьми или животными и оправдывающими его;
- формирующей неуважение к семье и семейным ценностям;
- оправдывающая совершение противоправных поступков;
- содержащей нецензурные выражения;
- содержащей материалы порнографического характера.
Для определенных возрастных категорий детей введено ограничение на информацию, способную вызвать страх и панику, содержащую сведения об антиобщественных действиях (преступлении, насилии и т.д.), смерти, половых отношениях, а также грубую лексику, которая не относится к нецензурной.
Ситуация усугубляется распространением бесконтрольной видеопродукции и «пиратских» компьютерных игр, за которыми дети проводят значительное количество времени. Тотальная захваченность детей экраном вызывает озабоченность родителей, ученых, специалистов.
Обилие актов насилия в фильмах разных тем и жанров создает впечатление, что ради их показа верстаются все остальные эпизоды и весь фильм в целом. Натурализм экранных зарисовок этих картин усиливает впечатление от изображения, размывает грань между действительностью и вымыслом. Культ силы порой трансформируется в садизм.
Существуют тысячи исследований в США и Европе, которые свидетельствуют, что сцены насилия на психику детей могут оказывать лишь негативное воздействие.
Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:
- дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране,
- дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,
- дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем [42, с. 78].
Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях «информационного бума», в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации, со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.
Именно сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана – его физических, эстетических, психологических и др. параметров на, во-первых, соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление.
Основные тенденции подобного влияния нам представляются в следующем:
Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков «Моя семья», центральным мотивом которых за последние годы становятся телевизор и «видик» - именно они, любовно прорисованные детьми, как правило, занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя «домашний очаг» или «членов семьи». При этом технократическое зачастую вытесняет человеческое - реальных членов семьи, людей вообще.
а) мозаичность, «распадаемость» образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам вместо ценности живого и целостного мира;
б) конвейер шаблонных приемов и образов порождает китч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;
в) облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо меткой системы заповедей («если Бога нет, то все дозволено»);
г) ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;
д) инокультурные нормы и образцы вместо
национальных традиций и ритуалов (например,
предприимчивые герои мультфильмов Диснея
вместо образов русских сказок или чудовищные
Барби и Синди (ни дочки, ни
подружки, а символы «общества потребления»!),
воплощающие архетип блуда, вместо кукол-голышей,
воплощающих исконный архетип материнства).
5. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей [10, с. 60].
На основании проведенного исследования влияния теле-, видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей и визуализации детской картины мира можно подвести некоторые, итоги. Они свидетельствуют: об очевидных трансформациях картины мира в детской субкультуре. В ней появились сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но «работать в мафии»; во-вторых, вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни, с подавляющим преобладанием западных образов и моделей. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и собственной смерти – как о чем-то обыденном. Уже отмеченная тенденция к сексуализации как циничном отношении к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, порнографизации языка и пр. И, наконец, демонизации детского сознания (через все органы чувств) – его раздвоение и расстроение, приучение и приручение к бесовским образам. Детей адаптируют, как бы подготавливают к визуализации демонического содержания мира и к их реализации - появлению в реальной жизни. Демонические образы активно внедряются в сознание, и детям это становится интересно, им это нравится, они это выбирают в экспериментальных ситуациях [10, с. 72].
Влияние экрана на трансформации детской картины мира особенно рельефно проявляется в детских рисунках, в которых часто независимо от заданной темы выступают запечатленные в сознании ребенка телеэкранные образы.
Экран как абстрактный взрослый (совокупный субъект) активно осуществляет «телеэкранную социализацию», трансформирует детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка, порождая квазиотношения вместо гуманных отношений к миру.
Эффект копирования ребенком
демонстрируемых агрессивных
Помимо копирования
Еще одним значительным результатом восприятия экранного негатива являются изменения образа реальности. По результатам исследований, окружающий мир для тех, кто в течение длительного времени получал информацию с элементами насилия, зла, жестокости воспринимается как враждебный по отношению к ним. У таких людей обостряется чувство угрозы, и как следствие - ожидание нападения и высокий уровень готовности агрессивно ему противостоять. Иногда результатом восприятия информации, содержащей элементы насилия, может стать возникновение чувства страха, которое приводит к конформизму, появлении желания подчиняться силе и формированию пассивного отношения к несправедливости.
Таким образом, вследствие восприятия негативных образов на экране агрессивное поведение может стать нормой в решении различных проблемных ситуаций. Усвоение дошкольником смыслов, на которых строится сюжет фильмов, формируют у него конкретные агрессивные установки и при определенных условиях предопределяют поведение.
Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников