Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62

Файлы: 1 файл

диплом Анна оригинал 2.docx

— 182.80 Кб (Скачать)

 

Анализ данных, представленных в табл. 2 показывает, что наиболее предпочтительной ценностью для дошкольников, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, является ценность экрана, ее отметили 67% группы. Эти дети через 1 час пребывания на необитаемом острове желали получить компьютер, телевизор и «видик».

У детей, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности наиболее предпочтительная ценность социогенная, ее отметили 64% группы. Эти дети через 1 час пребывания на необитаемом острове желали человеческого общения и взаимодействия с родителями и сверстниками.

Через день жизни на необитаемом  острове 53% дошкольников, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности,  выбрали социогенную ценность и 47% детей снова выбрали ценность экрана.

Дошкольники, предпочитающие экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, через день жизни на острове предпочли гедонистическую ценность, ее отметили 55% детей. Эти дети проявляли потребность в удовольствии, выбирая игрушки, игры, сладости и мороженое.

Гедонистическую ценность отметили 73% детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, чрез неделю после пребывания на острове.

В группе детей, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, через неделю на острове поровну отмечены социогенная ценность – 45% и ценность экрана – 45%.

Через месяц жизни на необитаемом  острове в обеих группах преобладает  ценность экрана. В группе детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, ее отметили 80% дошкольников, а среди дошкольников, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности – 63%.

Через год также в обеих  группах  преобладает одинаковая ценность – ценность познания. Ее отметили 93% детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, и 73% дошкольников, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности.

Результаты тестирования детей по методике «Робинзон» наглядно представлены на рисунке 2.

    • Жирным шрифтом отмечены показатели 1 группы указать, что это за первая и вторая группа

Рис. 2. Результаты исследования ценностей дошкольников по методике «Робинзон»

Таким образом, по данным рисунка  2 можно сделать вывод, что в группе детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, наиболее часто встречается предпочтение ценности экрана, а у детей, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, преобладает социогенная ценность, что естественно для детей дошкольного возраста.

Далее у детей двух групп  был определен уровень агрессивности, который представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Уровень агрессивности дошкольников по методике  диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. (констатирующий этап)

Уровень агрессивности

1 группа 

2 группа

Количество человек

%

Количество человек

%

Повышенный уровень 

6

40%

0

0%

Высокий уровень 

7

47%

0

0%

Средний уровень 

2

13%

5

45%

Слабый уровень 

0

0%

6

55%


 

Анализ данных, представленных в табл. 3 показывает, что в группе детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, повышенный уровень агрессивности показали 40% детей. Высокий уровень агрессивности отмечен у 47% детей этой же группы. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев, рассказывание историй, с элементами насилия, на приветствие отвечают злостью, портят общественную и личную собственность, негативно относятся к замечаниям, дерутся.  

В группе детей, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, оба эти показателя отсутствуют.

Средний уровень агрессивности  показали 13% детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности и 45% дошкольников, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности. Они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности  показали только дошкольники, предпочитающие экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности – 55%.

 Они  отличались от всех редким несоблюдением дисциплины.

Результат тестирования детей по методике диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. наглядно представлены на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Результаты исследования уровней агрессивности дошкольников по методике  диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. (констатирующий этап)

Таким образом, по данным рисунка  3 можно сделать вывод, что в группе детей, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, преобладают повышенный и высокий уровни агрессивности, а у детей, предпочитающих экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, преобладают средний и слабый уровни агрессивности.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно проследить определенную взаимосвязь. Так у дошкольников, предпочитающих экранные технологии с высокой степенью проявления агрессивности, преимущественно отмечается ценность экрана и высокий уровень агрессивности. Тогда как дошкольники, предпочитающие экранные технологии со средней и слабой степенью проявления агрессивности, отметили преимущественно социогенные ценности и средний и слабый уровни агрессивности.

Следовательно, можно предположить, что именно экранные образы оказывают  значительное влияние на развитие агрессивности  у дошкольников.

Общий анализ результатов  исследования свидетельствует о  необходимости профилактики негативного влияния экранных образов на личностное развитие  детей дошкольного возраста с целью снижения уровня агрессивности дошкольников.

 

 

2.3. Рекомендации по профилактике  негативного влияния экранных  образов на личностное развитие  детей дошкольного возраста

 

Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую  многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе  и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять  следующие требования.

1. В отсутствии цензуры  как таковой (как политико-нравственной  системы) каждый человек, тем  не менее, а в особенности  родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.

Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения  и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как  элемент общества, должны отвечать, прежде всего, идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку  по телевизору, компьютеру или видео. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые  «экраносимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора, компьютера или видео должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать пребывание у экрана для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

б) Основными методами регуляции  процесса визуализации теле- и видео- программ для ребёнка-дошкольника могут быть:

- беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

- личные и общественные примеры (с показом, прежде всего, позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

- игры (желательно дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

2. Постепенно ребёнок  должен овладевать необходимыми  знаниями, связанными с телевидением и компьютером на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы, фильмы и игры и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного экранного материала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

3. Очень важно добиться  взаимопонимания и согласия с  Вашим ребёнком в отношении  конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей  семьи (чтобы не получилась, образно  говоря, схема «лебедь, рак и  щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

В любом случае ребёнок  соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким  образом, через подражание развивается  и самостоятельные элементы в  личности и психике ребёнка, что  ведёт, в конечном счёте, к его  собственной «продукции», к положительным  эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.

4. Отцу или матери необходимо  периодически знакомиться не  только с беллетристикой (т.е.  литературным изданиям т.н. бытового  уровня) по проблеме агрессивного  воздействия масс-медиа на самосознание  ребёнка, но и следить за  новинками научной литературы. В  частности, этого можно добиться  через постоянные тесные контакты  с воспитателем, достаточно эрудированным  в данной области (консультации, родительские собрания, презентации  и пр.), а также через постоянное  посещение специальных занятий,  консультаций и лекториев, проводимых  ДОУ.

Следует заметить, что вряд ли ребенок захочет сознательно  контролировать свое время, проводимое у компьютера, или станет принципиальным противником экранного насилия, если его родители будут занимать другую позицию. Поэтому заинтересованным проблемами своего ребенка без медиаграмотности, наверняка, обойтись будет трудно –  ведь им нужно суметь обсудить с  ребенком и интересную компьютерную игру, и новости сайта, и интересный фильм. Да к тому же - убедительно разъяснить, что увлечение компьютером может иметь и положительные и отрицательные последствия, наконец, привлечь его внимание не только к развлекательной, но и к образовательной стороне компьютерной техники: попробовать найти и ознакомить свое чадо с интересной, познавательной информацией в сети, показать образовательные порталы, приобрести действительно развивающие игры и т.д. Словом, постараться обратить возможности медиа на пользу здоровья и развития, а не во вред ребенку. Для этого родителям необходимо овладеть информацией, например, о том, как правильно выбирать компьютерные игры для своего ребенка.

На обложке компьютерной игрушки (обычно на оборотной стороне) находятся так называемые дескрипторы, представляющие собой специальные указатели-картинки, которые также могут помочь покупателям лучше ориентироваться в содержании той или иной игрушки. 

Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников