Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:59, дипломная работа
Цель исследования: теоретически и экспериментально исследовать влияние экранных образов на развитие агрессивности дошкольников. Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
Изучить причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Рассмотреть особенности воздействия экранных образов на детское сознание.
Проанализировать результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния экранных образов на развитии агрессивности дошкольников
1.1. Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………6
1.2. Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте…...16
1.3. Особенности воздействия экранных образов на детское сознание………………………………………………………………………….23
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования……………………………….31
2.2. Анализ результатов исследования влияния экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников………………………………………37
2.3. Рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста…………...46
Выводы по второй главе…………………………………….……………54
Заключение……………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………….58
Приложение……………………………………………………………….62
Выводы по первой главе
В результате теоретического анализа проблемы влияния экранных образов на развитие агрессивности дошкольников можно выделить несколько основных аспектов:
1. Агрессия - намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».
Существует множество причины агрессии в дошкольном возрасте. Основными причинами являются недоброжелательные взаимоотношения родителей с детьми, невнимание к детям со стороны взрослых, чрезмерное диктаторское воспитание. Все это провоцирует ребенка к поиску образов которым они могут подражать.
Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Недостающее общение с родными дошкольники восполняют экранными образами. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.
Оптические приемы, воздействие цвета в рекламе и фильмах, компьютерная графика с ее возможностями невозможного легко впечатываются в бессознательное.
Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.
Глава II. Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
Целью нашей работы является: изучить роль экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников.
В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: экранные образы оказывают значительное влияние на развитие агрессивности у дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы, необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Изучить предпочтения дошкольников, связанные с телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми.
2. Выявить значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников.
3. Определить уровень агрессивности дошкольников.
4. Определить влияние экранных образов на развитие агрессивности у дошкольников.
Исследование проводилось среди дошкольников старшей группы МДОУ № 31 г. Челябинска в количестве 26 человек.
На первом этапе были изучены предпочтения дошкольников, связанные с телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми. Для этого использовалась беседа об экранных предпочтениях дошкольников.
Далее дети были разделены на 2 группы, в зависимости от предпочтений дошкольниками экранных технологий с высокой или низкой степенью проявления агрессивности. Первую группу составили дошкольники, предпочитающие фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности. Во вторую группу вошли дошкольники, которые предпочитают фильмы, передачи и игры с низкой степенью проявления агрессивности.
На втором этапе исследования было выявлено значение и место экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников и определен уровень агрессивности дошкольников. Для этого использовались методика «Робинзон» и методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.
На третьем этапе эксперимента осуществлялось сравнение показателей значения экранных технологий среди значимых ценностей и уровня агрессивности дошкольников. После чего были разработаны рекомендации по профилактике негативного влияния экранных образов на личностное развитие детей дошкольного возраста.
Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы следующие методики:
1. Беседа об экранных предпочтениях дошкольников.
3. Структурализированное
наблюдение, проводимое воспитателем
(методика диагностики
1. Беседа об экранных предпочтениях дошкольников.
Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Испытатель (психолог или учитель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком беседу на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране. Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доли агрессивности (невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню проявления агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллов производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод о предпочтении ребёнком экранных технологий с высокой или низкой степенью проявления агрессивности (чем больше итоговая сумма, тем выше степень проявления агрессивности предпочитаемых экранных технологий).
Шкала оценки результатов:
- Высокая степень проявления агрессивности – 18-14 баллов.
- Средняя степень проявления агрессивности - 13-9 баллов.
- Слабая степень проявления агрессивности - 8-0 баллов.
2. Методика «Робинзон».
Цель: выявление значения и места экранных технологий среди значимых ценностей для дошкольников.
Методика представляет собой проективную ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определенное время, что-либо себе из следующего списка:
Инструкция заканчивается обращением: «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз – через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».
Далее заполняется таблица иерархии ценностей детей.
Таблица иерархии ценностей детей во временной перспективе
ппредпочтения ценностей у детей/ Ф.И. ребенка |
I (через час) |
II (через день) |
III (через неделю) |
IV (через месяц) |
V V (через год) |
За приведенными 10 названиями стоят определенные ценности:
3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.).
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов (приложение 1) - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень
Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.
Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.
Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.
После проведения с испытуемыми всех запланированных тестов нами были получены следующие результаты (Приложение 2).
В результате беседы с детьми о предпочитаемых ими экранных технологиях с высокой или низкой степенью проявления агрессивности были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Степень проявления агрессивности предпочитаемых дошкольниками
экранных технологий
Степень |
Количество человек |
% |
высокая |
15 |
58% |
средняя |
6 |
23% |
слабая |
5 |
19% |
Анализ данных, представленных в табл. 1 показывает, что у 58% дошкольников отмечено предпочтение ими экранных технологий с высокой степенью проявления агрессивности. Эти дошкольники значительное количество времени проводят за экранами телевизора, компьютера и смотрят все подряд, смотрят телевизор и используют компьютер в позднее время суток, предпочитают телепередачи, видеофильмы и компьютерные игры агрессивного и развлекательного характера, отдают предпочтение экранным героям дружбе со сверстниками, родными.
Средняя степень проявления агрессивности в предпочитаемых дошкольниками экранных технологиях была отмечена у 23% дошкольников. Эти дошкольники предпочитают конкретные передачи, игры, они смотрят только, то, что им особенно нравится, предпочитают телепередачи, видеофильмы и компьютерные игры познавательного и развлекательного характера, отдают предпочтение общению со сверстниками, восхищаются поступками положительных экранных героев.
Слабую степень проявления агрессивности в своих предпочтениях по данной методике отметили 19% дошкольников. Эти дошкольники мало смотрят времени проводят за экранами телевизора и компьютера, очень привязаны к семье, выбирают познавательные и образовательные телепередачи и видеофильмы, проявляют симпатию к добрым, заботливым героям экранных технологий.
Более наглядно предпочтения дошкольников представим на рисунке 1.
Рис. 1. Степень проявления агрессивности в предпочитаемых дошкольниками экранных технологиях
Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в группе испытуемых дошкольников преобладают дети, предпочитающие передачи, фильмы и компьютерные игры с высокой степенью проявления агрессии на экране.
Далее по итогам беседы мы разделили дошкольников на 2 группы, в зависимости от предпочтений дошкольниками экранных технологий с высокой или низкой степенью проявления агрессивности. Первую группу составили дошкольники, предпочитающие фильмы, передачи и игры с высокой степенью проявления агрессивности. Во вторую группу вошли дошкольники, которые предпочитают фильмы, передачи и игры с низкой степенью проявления агрессивности.
Затем у обеих групп было выявлено значение и место экранных технологий в системе ценностных ориентаций дошкольников по методике «Робинзон», результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Иерархия ценностей детей во временной перспективе (1 группа)
Преобладающие предпочтения ценностей у детей |
I (через час) |
II (через день) |
III (через неделю) |
IV (через месяц) |
V V (через год) |
1 группа |
ценность экрана – 67% |
социогенная ценность – 53% ценность экрана – 47% |
гедонистическая ценность – 73% |
ценность экрана – 80% |
ценность познания – 93% |
2 группа |
социогенная ценность – 64% |
гедонистическая ценность – 55% |
социогенная ценность – 45% ценность экрана – 45% |
ценность экрана – 63% |
ценность познания – 73% |
Информация о работе Влияние экранных образов на развитии агрессивности дошкольников