Учение о психике в трактатах Аристотеля, Платона, Р.Декарта, В.Вундта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.

Файлы: 1 файл

Учение о психике в трактатах Аристотеля.docx

— 30.53 Кб (Скачать)

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности  чувственного мира, т. е. «в том, имеются  ли среди тех вещей, которые подпадают  под наши чувства, или которые  мы когда-либо вообразили, вещи, действительно  существовавшие на свете». О них  мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому «я допустил, что нет  ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем  во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в  ампутированных конечностях, «я решился  представить себе, что все, что-либо приходившее мне на ум, не более истинно, чем видения моих снов». Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах и их обоснованиях, хотя сами по себе они достаточно ясны,— ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах». Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из тела и души, ибо нет уверенности — нет теоретического доказательства — в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непосредственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах ложны и не содержат доказательства их существования, то с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.

Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».

«Под словом «мышление» (cogitatio) я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». В декартовском «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно существую») термином «мышление» обозначается сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней.

Мышление  — это чисто духовный, абсолютно  бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Этот вывод Декарта  встретил непонимание уже у современников. Так, Гоббс указывал, что из положения  «я мыслю» — можно скорее вывести, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключать о существовании  нематериальной субстанции. На это  Декарт возражал: «...нельзя представить  себе, чтобы одна субстанция была субъектом  фигуры, другая — субъектом движения и пр., так как все эти акты сходятся между собой в том, что  предполагают протяжение. Но есть другие акты — понимать, хотеть, воображать, чувствовать и т. д., которые сходятся между собой в том, что не могут  быть без мысли или представления, сознания или знания. Субстанцию, в коей они пребывают, назовем мыслящей вещью, или духом, или иным именем, только бы не смешивать ее с телесной субстанцией, так как умственные акты не имеют никакого сходства с телесными и мысль всецело отличается от протяжения».

В ответ другому  лицу Декарт замечает: «Можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая  и думает и пространство занимает, т. е. которая вместе и духовная и  телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную». Качественное различие разных свойств  материи превращается в отрыв  некоторых из них от материи, что  и воплотилось в разделении всего  существующего на две субстанции.

Этот идеалистический  вывод явился следствием метафизического  способа рассуждения. Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым отождествляет  материю и дает геометрическое представление  о материи. В основе физической теории Декарта лежит идея о тождестве  материи и протяжения. «Природа материи, т. е. тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно — вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно — субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения.

Сопоставление телесной и духовной субстанций привело  Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между духом  или душой человека и его телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». «Поэтому душа по природе своей не находится ни в каком отношении  ни к протяженности, ни к измерениям или каким-либо другим свойствам  материи, из которой состоит тело, а связана со всей совокупностью  его органов». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых — по определению  — не нуждается для своего существования  ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Чисто материальные вещи — это  вся природа, включая небесные тела, земные тела — неживые, растения, животные, а также тело человека. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит  в одном мышлении,— это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него».


Информация о работе Учение о психике в трактатах Аристотеля, Платона, Р.Декарта, В.Вундта