Учение Платона о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» 8
2.1. Характеристика сословий 8
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32

Файлы: 1 файл

учение Платона о государстве.docx

— 56.72 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 4

2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО  ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ  ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» 8

2.1. Характеристика сословий 8

2.2. Учение о совершенных  и несовершенных формах государства22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Платона волнует  умы уже три тысячелетия: его  учение оказывалось современным  и содержательно значимым для  любой эпохи.

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в  особенности Августина), в классической философии (особенно в философии  Канта и Гегеля) и в различных  доктринах абсолютного идеализма  философии начала ХХ века. Платонизм  является философским основанием логицизма  — крупного направления в современной  философии и методологии математики, к которой принадлежали такие  мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения. Многие положения о государстве  и праве, высказанные Платоном в  его учении, остаются актуальными  и современными до наших дней.

В истории философской  мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно  его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве  и праве посвящено большое  количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве  и показать актуальность идей Платона  в современный период.

 

 

1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ  И ТВОРЧЕСТВО

Платон — древнегреческий  философ, родоначальник одного из главных  направлений в античной философии. Родился в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 430 и 427 гг. до рождества Христова. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего античного  царя Кодра. Мать Платона происходила  по прямой линии от брата знаменитого  афинского законодателя первой половины VI века до н.э. Солона, тоже родовитого аристократа, одного из «семи мудрецов».

Вначале он был назван по имени своего деда Аристоклом и прозван  Платоном – “широкий” — за крепкое  сложение. Родители Платона, имевшие  значительный достаток, дали сыну хорошее  образование в соответствии с  античными представлениями об идеальном  человеке, соединяющем в себе внешнюю  физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. По всем принятым в то время предметам обучения (гимнастика, музыка, грамматика и риторика) он имел лучших наставников.

Платон был отличным гимнастом  и, кроме этого, отличался в таких  видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в  борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и  на Пифийских состязаниях. Также  Платон учился музыке и живописи, очень  серьезно увлекался поэзией, он добился  успеха буквально во всех существовавших тогда поэтических жанрах. Платону  приписывали произведения эпического стиля и лирику (дифирамбы и  элегические стихотворения); он писал  трагедии.

Общественная среда Афин и всей Греции в эпоху юности Платона  разделялась на три главные партии: консерваторов, требовавших безотчетной  верности отеческим преданиям; софистов, возводивших в принцип умственную анархию; и третью партию, представлявшуюся одним человеком, Сократом, учившим сознательной, отчетливой вере в безусловное добро. Между двумя первыми партиями — представителями мнимой веры и мнимой свободы мышления, Сократ был единственным вполне сознательным носителем глубокого и искреннего религиозно-нравственного настроения и серьезного философского интереса. “Вся сила Сократовой мысли состояла в простом и неоспоримом утверждении, что жизненная задача должна решаться по существу, согласно с тем, что само по себе хорошо или безусловно желательно для всех, а не по каким-нибудь внешним соображениям частным или общественным”. Сократ не выработал цельной философской системы. Он ничего не писал; жил в Афинах, разговаривая на площади, допрашивая всех, добиваясь истины. Главная его задача состояла в выяснении противоречий, которые заключались в учении Софистов. Таким образом, у лучших умов молодого поколения того периода не могло быть вопроса, за кем идти: “ – в сократовском учении, словно в едином потоке, слились идеи, занимавшие воображение молодых отпрысков знатных афинских родов”. Простой образ жизни, который вел философ, его пренебрежение земными благами и материальным благополучием стали примером практического воплощения идеала философского образа жизни, противопоставляемого стремлению к наживе, свойственному как основной массе демоса, так и платным учителям мудрости – софистам.

К моменту встречи с  Сократом в 407 г. до н.э. Платон - весьма талантливый молодой человек, впитавший  в себя все последние достижения тогдашней цивилизации. “Он –  премированный гимнаст, борец и  наездник. Он – музыкант и живописец. Он – поэт, т.е. эпик, лирик и драматург. Он общается с модными тогда философами-софистами, старательно изучает Героклита, Парменида, пифагорейцев, Демокрита  и многому у них учится”.

Знакомство с Сократом наложило неизгладимый отпечаток на образ жизни и мыслей Платона. Сократ оказал на него такое сильнейшее воздействие, что после знакомства Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии.

Сократ оказал огромное влияние  на формирование всего мировоззрения  Платона, с которым он общался  в течение многих лет (407-399 гг. до н.э.). “Платон полностью воспринял  сократовское понимание справедливости, добродетели, и знания как абсолютных истин, сопричастных божественной природе  мира и высшему божественному  разуму, по сравнению с которым  человеческий разум является по существу ничем. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона. Кроме того, Сократ является центральным персонажем, формирующим позицию автора, практически  во всех (за исключением ‘Законов’) диалогов Платона, “выстроенных на основе сократического метода экспликации  содержания понятий”.

Платон находился в  ряду близких учеников Сократа. А.А. Горелов считает, что “Платон  представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения  философии своего учителя”. Детские  годы и юность Платона приходятся на период Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.), до основания потрясшей  афинский демократический строй. Два  события во многом определили не только отношение Платона к Афинской демократии, но и общую направленность политической мысли философа. Этими  событиями являлись установление “тирании тридцати” в 404 г. до н.э. и последовавшая  вскоре после её падения казнь  его учителя Сократа в 399 г. до н.э.

Молодой Платон хотел посвятить  себя практической государственной  деятельности, но, увидев потом необузданное правление тридцати тиранов, совершенно оставил свое желание. Когда же иго  тирании было свергнуто, - в Платоне  снова пробудилось было стремление к государственной службе, но в  это время пришлось ему познать  на опыте до какой степени афинское правление уродливо, законы неправосудны, народ развратен и своеволен.

После переворота 404 г. до н.э., через несколько лет власть тридцати тиранов пала, в Греции снова воцарилась демократия, но её “золотой век” так  и не вернулся. Вновь пришедшие  к власти демократы привлекли  Сократа к суду и казнили его, еще более укрепив у Платона  уверенность в том, что “государство – уже не управлялось в соответствии с отеческими обычаями и нравами“, а описанные законы и обычаи стали  портиться и ослабевать.

Гибель учителя была для  Платона тяжелым ударом как в  смысле личной утраты, так и в  смысле осознания факта отторжения современниками своего мудреца. Достаточно было одной поразительной катастрофы Сократа, чтобы в высокой душе Платона убить всякое сочувствие к официальному служению обществу. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины и переселился  в Мегару, откуда предпринимает свои первые путешествия в Кирену к  математику Феодору и в Египет – предполагаемый очаг всякой мудрости. В 388 г. до н.э. он посетил Нижнюю Италию и Сицилию, сначала для ближайшего знакомства с пифагорейцами, а затем  ради опыта создать образцовое государство  через подчинение своему влиянию  сиракузского тирана Дионисия (Старшего). Принятый сперва хорошо, Платон скоро  отсылается с бесчестием и продается  в рабство, из которого счастливо  освобождается. Вернувшись в Афины (386 г. до н.э.), Платон приобрел рощу в  зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал  здесь знаменитую Академию, которой  руководил до конца жизни. Академия, основанная Платоном, существовала после  него около 1000 лет – вплоть до “закрытия” её императором Юстинианом в 525 г. н.э. Здесь сохранились все предания о Платоне, и ей мы обязаны тем, что имеем подлинные сочинения  философа. “Наряду с философией он преподавал также и математику и принадлежал к первым её знатокам своего времени; кроме диалогического преподавания, он читал и связные  лекции”. Данный период его жизни  был всецело посвящен им научной  и философской деятельности. Преподавательская  деятельность Платона прерывалась два раза. В 366 и 361-360 гг. до н.э., с вышеуказанной целью, Платоном были предприняты еще две поездки в Сиракузы ко двору нового тирана Дионисия (младшего) – “две новые самоотверженные попытки воплощения в жизнь своих идей, и хотя они кончились столь же неудачно и едва не стоили Платону жизни, настойчивость его может рассматриваться как пример высокого служения идеалу и веры в социальный потенциал философского знания”. В 360 г. до н.э. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией вплоть до самой своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

Многогранность дарования  Платона удивительна. “В нем не только философ сочетается с ученым. В  свой черед философ и ученый неотделимы в нем от художника: поэта, драматурга”.

 

2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО  ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА 
                         В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО»

В мировоззрении Платона  важное место принадлежит его  воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное  общежитие и каким воспитанием  люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

2.1. Характеристика  сословий

Ряд авторов считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”. К. Маркс указывал, что “в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя”. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла, изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей среде”. Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.


По убеждению Платона, государство должно также выполнять  и нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным  порядкам и религии отцов”.

В диалоге “Государство”  Платон рассматривает идеальный  государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам  человеческой души – разумному, яростному  и вожделеющему - аналогичны три  основных начала государства (так как  между государством и человеком  существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия –  правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.

Так как вышеуказанные  сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся  у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего  сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые  сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди  населения идеального государства  “благородного вымысла” о том, что  хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при  рождении золота, в их помощников –  серебра, а в землевладельцев  и ремесленников – железа и  меди. Лишь в тех случаях, когда  от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и  т.д., возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается  предостережением, что государство  погибнет, когда охранять его будет  железный или медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства.

В “Государстве” Платона  третье сословие (землевладельцев и  ремесленников) является низшим, едва достойным названия граждан; оно  погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека. “Третье  сословие должно произведениями своих  занятий – земледелием, промыслами и торговлею, доставлять средства к  содержанию прочих сословий”. В. Виндельбанд  считает, что “крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона  гражданами низшего разряда; для  государственной цели они не более  чем средства и играют почти такую  же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы”. Третье сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели  в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя внешними “классами”, в то время как низшему  достается лишь система общих  предписаний, требующих от него безоговорочного  повиновения.

Информация о работе Учение Платона о государстве