Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:16, реферат
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» 8
2.1. Характеристика сословий 8
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению мудрых.
Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из диалога Платона «Государство»:
1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.
3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.
4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.
5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.
6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей.
7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.
8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве.
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».
Начертанный проект наилучшей
организации государства и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
В диалоге Платона «Государство»
причина возникновения
Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены
в их правах и возможностях. Не пол,
а способности, как и у мужчин
определяет социально-политическое место
женщины в структуре
Членам третьего сословия
разрешается иметь частную
Платон предупреждает
об опасности излишней свободы и
чрезмерного рабства в
Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
Платон был первооткрывателем
в сфере философского освещения
обширного комплекса политико-
Платон — великое явление,
как деятель — философ, ученый,
писатель он принадлежит всему
ЛИТЕРАТУРА
Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.
Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — № 2. — 3. 3-17.
Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998. — 440 с.
Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 2005. — 918 с.
Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии.2000 С. 152-160.
Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М.: Логос, 1999. — 195 с.
Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 2004. — 200 с.
Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. — Сыктывкар, 1998. — 153 с.
Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И. Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.
История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 2001. — 370 с.
Новгородцев П.И. Введение в философия права. — М.: Наука, 2005. — 420 с.
Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 2000. — 350 с.
Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.
Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.