Учение Платона о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель настоящей работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве и праве и показать актуальность идей Платона в современный период.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» 8
2.1. Характеристика сословий 8
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32

Файлы: 1 файл

учение Платона о государстве.docx

— 56.72 Кб (Скачать)

Выход из порочных состояний  общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению  мудрых.

Можно полностью согласиться  с В.Н. Сафоновым, делающим следующие  выводы из диалога Платона «Государство»:

1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

2. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего соответствует интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям — правителям и воинам — запрещается иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым.

6. Платон был за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей.

7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия; недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая — это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве.

Субъектом свободы и высшего  совершенства оказывается у Платона  не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство  в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».

Начертанный проект наилучшей  организации государства и общества философ считает осуществимым только для греков: для других народов  он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением времени  Платон и сам охладевает к своей  модели идеального государства после  неудачной попытки реализовать  ее на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платона можно считать  одним из первых древнегреческих  философов, который в систематической  форме представил свое понимание  государства.

В диалоге Платона «Государство»  причина возникновения государства  — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Свобода личности подавляется  государством: государство стоит  над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для  гражданина.

Общество делится на три  сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние  — низшим.

Жизнь и быт стражей  построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место  женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень  «смелым» в эпоху Платона и  актуально до сих пор.

Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность  и семью, но лишь с целью обеспечения  первых двух сословий всем им необходимым.

Платон предупреждает  об опасности излишней свободы и  чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для  государства обращается не во что  иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность  — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так  и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо». Эти  мысли Платона в последующие  века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

Устройство совершенного государства в «Государстве»  Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения. В арсенал последующей  истории политических учений вошли  многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так  и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в  истории политических учений и современной  теории политики, государства, но также  и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному  автору, как Платон, негативное в  творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком  смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.

Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — № 2. — 3. 3-17.

Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998. — 440 с.

Большой энциклопедический  словарь / Под ред. А.М. Прохорова. —  М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 2005. — 918 с.

Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии.2000 С. 152-160.

Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М.: Логос, 1999. — 195 с.

Виндельбанд В. Платон. —  С-Пб.: Образование, 2004. — 200 с.

Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. — Сыктывкар, 1998. — 153 с.

Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.

История философии в кратком  изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И. Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.

История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под  ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 2001. — 370 с.

Новгородцев П.И. Введение в  философия права. — М.: Наука, 2005. — 420 с.

Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 2000. — 350 с.

Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.

Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.

 


Информация о работе Учение Платона о государстве