Учение Платона и Аристотеля о мире и человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора).

Оглавление

1. Аристотель
2. Учение о четырёх причинах
3. Платон
4. Учение Платона
5. Критика Аристотелем учения Платона об идеях

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки РФ

Гуманитарный  университет

г. Екатеринбурга 
 

Факультет социальной психологии

Специальность: «Реклама и связи  с общественностью»

Форма обучения: заочная

Курс

Ф.И.О  Солдатова Анна Бахтеровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: Основы со связью с общественностью 
 

Контрольная работа: Учение Платона  и Аристотеля о  мире и человеке 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Погорелая Елена Юрьевна 

Дата  сдачи: 

Результат к/р. 

Дата  возврата 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург  – 2011 

 
 

План

 
  1. Аристотель
  2. Учение о четырёх причинах
  3. Платон
  4. Учение Платона
  5. Критика Аристотелем учения Платона об идеях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аристотель.

 

       Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.В 347 г. до н. э. Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н.э Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  о четырёх причинах

Аристотель рассматривает 4 причины объясняющий мир:

Первая  причина – материальная. Это то, из чего произошла вещь. Например, для чаши такой причиной будет серебро, для статуи – медь. С помощью материальной причины можно объяснить некоторые свойства предметов. Понятие о материи не предполагает вещественности, она есть основа, в которой происходят изменения.

Второй  причиной будет форма  или образец вещи. Например, формальная причина октавы – это отношение двух к одному. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?» Что есть лунное затмение? Почему происходит лунное затмение? Потому что Луна лишается света загораживающей её Землёй.

Третья  причина – причина  действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения .

Наконец четвёртая причина  – целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Причина в этом случае устанавливается позже следствия (здоровье, которое приписывается прогулкам, отмечается уже после ходьбы пешком). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

     У вещи может быть одновременно несколько причин, причём неслучайно. Причины статуи: искусство ваяния (причина действующая) и медь (причина материальная). Аристотель считает, что одно и то же свойство может иметь два разных объяснения, соответствующих двум разным причинам. В своих трактатах по биологии Аристотель постоянно ищет двойные причины природных явлений. Представители греческого атомизма приписывали многие природные явления случайности, да и само возникновение нашего мира, по их мнению, самопроизвольно. Аристотель резко критиковал их за это. Случай, по его мнению, возможен только в практической деятельности человека. В природе же может быть только «происходящее само собой», «когда в вещах, вообще-то возникающих ради чего-то, нечто происходит не ради случившегося, а причина этого лежит вовне». Так, камень, упавший на голову человеку, не имел целью убить этого человека, здесь мы имеем «происходящее само собой». Камень падает вниз, это его естественное стремление и цель (по Аристотелю), однако он осуществил действие (убийство), которое не было его целью. Понятие самопроизвольности у Аристотеля нагружено телеологически.

     

 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 

Случаи уродства, встречающиеся в природе, по Аристотелю, ни что иное, как случай, когда цель не достигнута, хотя и имеет место. Целью физика является познание целевой причины, лишь потом – материальной, ибо целевая причина определяет материальную.

Почему из материи  возникают разные вещи? Почему из меди появляется и статуя, и оружие? Сама материя не может дать ответ на эти вопросы. Поэтому, по Аристотелю, некоторые философы (Анаксагор, Эмпедокл) пришли к движущей причине, к началу движения. С пифагорейцами и Платоном связано открытие сути вещей, платоновские идеи – сущность вещей, а не материя и не движение. О целевой же причине, по Аристотелю, не высказался в достаточно ни один из предшествовавших философов.

 

Идея воплощается  формой. Если вещь не живая, то идея воплощается  двигающей причиной. Всякое движение, есть цель. Человек должен стать человеком, все ведет к Богу. Бог – это вечный двигатель, место мест. Аристотель считал, что души разные, и они делятся на 3 типа:

растительная, животная и человеческая. Например, в человеке есть и растительная, и животное, но и есть человеческое - УМ. Когда умирает человек, умирает и растительное ( перестает расти), и животное (не может размножаться) остается только человеческое.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Платон

 
 

       Ученик Сократа. Писал диалоги,  и обязательно в диалогах присутствовал  Сократ. Платон основал первую академию. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился  в семье, имевшей аристократическое  происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.

Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны.Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма.

 
 
 
 
 
 
 
 

Учение Платона

 
 

Платон считал, что мир состоит из двух частей: Надлунный и Подлунный мир.

 

1.Онтология –  учение о бытие.

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Идея – первична, вещь идея + метерия, идея, которая воплощается материально. Материя – небытие, которое введет к разрушению. Идея – вечна, совершенна, неразрушима. Самая высшая идея, это идея Бога или идея блага.

2.Гносеология  – учение о познании.

Платон, познание, есть припоминание. В течении жизни мы вспоминаем все что знаем. Страсть делает душу слепой. Страсть – однокоренное слово со страданием. Целью души – освободиться из материи, все понять.

   

Между миром  идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную  систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Критика Аристотелем учения Платона об идеях

 
 

  В своей  “Метафизике” Аристотель подверг  критике положения учения своего учителя о независимости  понятий  от  вещей по  бытию. Аристотель,  там же указывает и на источник этой ложной мысли: “к  учению  об  эйдосах, пришли те, кто был убежден в истинности взглядов Гераклита.  Согласно  которым  все чувственно воспринимаемое постоянно течет; так что  если  и  есть  знание  и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны  существовать другие сущности (physeis), постоянно пребывающие, ибо в  текучем  знания  не

бывает”. Но кроме указания  исторического  источника  учения  об  идеях,

Аристотель развивает критику учения Платона об идеях и выдвигает в  качестве альтернативы этому учению собственное учение об отношении чувственных  вещей к понятиям. Возражения Аристотеля против учения Платона об идеях могут быть сведены

в основном к  четырем, а именно:

1) предположение  Платона об идеях как самостоятельном  бытии, отделенном

от существования  чувственных вещей, бесполезно как  для познания этих

вещей, так и  для объяснения их бытия: “они ничего  не  дают  ...

для познания всех остальных вещей  (они  ведь  и  не  сущности  этих

вещей, иначе  они находились бы в них)”

2) постулируемый  Платоном мир идей бесполезен  не только  для  познания,

но и для  чувственного существования  вещей:  “...какое  же  значение

имеют эйдосы для  чувственно воспринимаемых вещей - для вечных       возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей  не

причина движения или какого-либо изменения. А с  другой стороны,  они

ничего не дают ... для бытия (раз они не находятся  в  причастных  им

вещах). ...Вместе с  тем  все  остальное  не  может  происходить  из

эйдосов ни в  одном из обычных значений “из”. Говорить  же,  что  они

“образцы” и  что все остальное им причастно, - значит пустословить  и

говорить поэтическими иносказаниями. В самом деле, что  же это такое,

Информация о работе Учение Платона и Аристотеля о мире и человеке