Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:14, контрольная работа
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора).
1. Аристотель
2. Учение о четырёх причинах
3. Платон
4. Учение Платона
5. Критика Аристотелем учения Платона об идеях
что действует, взирая на идеи? Ведь можно и быть, и становиться
сходным с чем угодно, не подражая образцу”. И у Платона, и у
пифагорейцев слово “причастны” вовсе не дает строгого и
вразумительного определения отношения между двумя мирами, а является
скорее метафорой, что Аристотеля не удовлетворяет (кроме того, такое
определение, по его мнению, просто невозможно, так как идеи не есть
непосредственные сущности вещей: “... следует, по-видимому, считать
невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и
то, сущностью чего она есть; как могут поэтому идеи, если они есть
сущности вещей, существовать отдельно от них?”
3) третье возражение Аристотеля по поводу платоновской теории идей
основывается на рассмотрении учения Платона о логических отношения идей, а именно логических отношений между самими идеями и отношений между идеями и чувственными вещами:
логическое отношение идей есть отношение общих идей к идеям
частным. При этом, как считает Платон, общее - сущность частного.
Но положение об отношении общих идей к частным и положение о
субстанциональности идей, по мнению Аристотеля, друг другу
противоречат: согласно гипотезе Платона, выходит, будто одна и та
же идея может одновременно быть и субстанцией, и несубстанцией:
субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной
идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой
частной идее как сущность; несубстанцией - по отношению к более
высокой идее, которая и есть ее субстанция: “далее, согласно
предположению, на основании которого мы признаем существование
идей, должны быть эйдосы не только сущностей, но и многого иного (в
самом деле, и мысль едина не только касательно сущностей, но и
относительно всего другого; и имеются знания не только о сущности,
но и об ином; и получается у них несметное число других подобных
[выводов]); между тем по необходимости и согласно учениям об
эйдосах, раз возможна причастность эйдосам, то должны существовать
идеи только сущностей, ибо причастность им не может быть
привходящей, а каждая вещь должна быть причастна эйдосу постольку,
поскольку он не сказывается о субстрате (я имею в виду,
например, если нечто причастно самому-по-себе-двойному, то оно
причастно и вечному, но привходящим образом, ибо для двойного быть
вечным - это нечто привходящее). Итак, эйдосы были бы только
сущностьюОднако и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого],
и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же. Иначе какой
еще смысл имеет утверждение, что есть что-то помимо окружающих нас
вещей - единое во многом? Если же идеи и причастные им вещи
принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им (в
самом деле, почему для преходящих двоек и двоек, хотя и многих, но
вечных, существо их как двоек в большей степени одно и то же, чем
для самой-по-себе двойки и какой-нибудь отдельной двойки?). Если же
вид для идей и причастных к ним вещей не один и тот же, то у них,
надо полагать, только имя общее, и это было бы похоже на то, как
если бы кто называл человеком и Каллия, и кусок дерева, не увидев
между ними ничего общего.”
“А если мы допустим, что хотя общие определения в других
отношениях и соответствуют эйдосам, например, самому-по-себе-кругу
- “плоская фигура” и прочие части определения, но должно еще
добавлять, что есть то, [идея чего она есть], то надо проследить,
не оказалось ли это совсем бессодержательным. В самом деле, к чему
это должно добавляться? К “середине”, или к “плоскости”, или ко
всем частям [“круга”]? Ведь все, что входит в [охватываемую
определением] сущность - это идеи, например, “живое существо” и
“двуногое”. А кроме того, ясно, что “само-по-себе” должно наподобие
“плоскости” быть некоей сущностью (physis), которая будет как род
содержаться во всех эйдосах”
По мнению Аристотеля, Платон, впутывается также и в противоречие
также и в своем учении об отношении между областью чувственных
вещей и областью идей: он признает, что вещи чувственного мира
заключают в себя нечто общее для них. Но общее - как общее - не
может быть простой составной частью отдельных вещей. Отсюда Платон выводит, будто общее образует вполне особый мир, отделенный от мира
Список литературы
1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 2.
3. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.
4. Лосев А.Ф. “Бытие, имя, космос”. М.: Мысль, 1993.
5. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее
учений. Л.: Наука, 1982.
6. Ойзерман Т.И.
Главные философские
историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975.
7. Платон “Федр”. М.: Прогресс, 1989.
8. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.
9. Лекции
10. ru.wikipedia.org
Информация о работе Учение Платона и Аристотеля о мире и человеке