Платон и Аристотель о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:29, реферат

Краткое описание

Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники).

Файлы: 1 файл

Платон и Аристотель о государстве.docx

— 14.88 Кб (Скачать)

Платон  и Аристотель о государстве

Основные  отличия учения Платона и Аристотеля в учениях о государстве

Платон

Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих  главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в  большей или меньшей степени  являлось бы логическим следствием его  системы объективного идеализма. Идеальное  государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы  и ремесленники). У философов преобладает  разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые  должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель  воинов, а умеренность - добродетель  народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе  всего к нему стоит аристократическая  республика.

К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.

Платон подчеркивает значение набожности и почитание богов. Система  воспитания Платона (воспитание стражей  и политиков). Социальная проблематика Платона. Первая коммунистическая утопия. Платон: нужно создать идеальную  систему, и эту систему связать  с душой. Части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя: мудрецы - правление, стражники - защита государства, ремесленники, обслуживающие первых и вторых (низшие). Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Моногамия - все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Демократия - олигархия богатых, тимократия (военных) и далее - тирания. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.

Аристотель

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь  в государстве является естественной сущностью человека. Государство  он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для  благополучного состояния государства  особую важность представляют средние  слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Сущность государства  он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для  достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три  дурные формы государства, последние  возникают как деформация хороших.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).


Информация о работе Платон и Аристотель о государстве