Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:23, реферат
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Учение о
психике в трактатах
Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые упоминания о психологической науке появились более 2000 лет назад, когда Аристотель написал свой «Трактат о душе». Но в то время психология не считалась отдельной наукой, она была лишь разделом философии.
Термин «научная психология» впервые был употреблен в XVII в. Христианом Вольфом, который занимался исследованием личности. Как самостоятельная наука психология была заявлена лишь во 2-й половине XIX в. Этому предшествовал длинный путь ее развития и становления.
Аристотель в «Трактате о душе» рассматривал психологию как науку о душе. Все, что не поддавалось пониманию, объяснялось тем, что у человека есть душа.
В XVII в. бурное развитие получили естественные науки. В связи с этим выделилась новая ветвь психологического изучения – сознание человека. Особое значение получил метод интериоризации: человек сам наблюдал за своим поведением и пытался описывать наиболее значимые моменты.
В начале XX в. появилась бихевиористская психология Дж. Уотсона, посредством которой рассматривалось поведение человека, его реакции на различные внешние стимулы.
Предметом современной психологии являются общие закономерности психики человека и животных. На данном этапе психология начала изучение внутреннего психического мира человека, осознаваемого и неосознаваемого им.
Из этого можно сделать вывод, что предмет психологии менялся на каждом этапе ее изучения. По мере становления психологии как отдельной науки можно увидеть, что от изначального предмета «душа» исследователи пришли к предмету «психика». Все это происходило на фоне появления и развития различных психологических направлений, таких как: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, аналитическая психология и т. д.
По мнению немецкого психолога конца XIX – начала ХХ вв. Германа Эббингауза, психология имеет огромную предысторию и короткую историю.
Предмет научной психологии:
1) психика здорового человека в физическом и психологическом планах;
2) отдельные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно;
3) психологические законы, описывающие и объясняющие явления жизни человека;
4) механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.
Задачи психологии:
1) исследование законов психики и ее деятельности;
2) изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности);
3) раскрытие свойств человека с позиции социального и биологического.
Психология
как учение о душе возникла более
двух тысяч лет назад в качестве
составной части философских
учений древнегреческих и
Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) в трактате "О душе". По Аристотелю, душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. "Душа движет живое существо решением и мыслью"*. Это утверждение - одно из основных достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека.
Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома». Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.
Аристотель,
как известно, 20 лет провел в «Академии»
Платона как слушатель, преподаватель
и равноправный член содружества
философов платоников, и только после
смерти Платона в 335г. организовал
свое учебное заведение в Ликее
(Афины). Однако, несмотря на мощное влияние
такого учителя как Платон, он был достаточно
независим в своих собственных философских
изысканиях. И хотя учение Аристотеля
базируется на некоем сплаве достижений
Платона и наиболее сильных сторон учения
Демокрита, оно содержит ряд представлений,
прямо противоречащих основным идеям
Платона, в часности представлениям о
душе.
Платон считал, что существует идеальный
мир, в котором находятся души, или идеи,
вещей, те совершенные образцы, которые
становятся прообразами реальных предметов.
Совершенство этих образцов не досягаемо
для предметов, но заставляет стремиться
быть похожими на них. Таким образом, душа
является не только идеей, но и целью реальной
вещи.
В принципе
идея Платона является общим понятием,
которого нет в реальной жизни, но
отображением которого являются все вещи,
входящие в это понятие. Так, не существует
какого-то обобщенного человека, но каждый
из людей является, как бы вариацией понятия
"человек". Поскольку понятие неизменно,
то и идея, или душа, с точки зрения Платона,
постоянна, неизменна и бессмертна. Она
является хранительницей нравственности
человека. Будучи рационалистом, Платон
считал, что поведение должно побуждаться
и направляться разумом, а не чувствами,
и выступал против Демокрита и его теории
детерминизма, утверждая возможность
свободы человека, свободы его разумного
поведения. Душа, по Платону, состоит из
трех частей: вожделеющей, страстной и
разумной. Вожделеющая и страстная души
должны подчиняться разум ной, которая
одна может сделать поведение нравственным.
В своих диалогах Платон уподобляет душу
колеснице, запряженной двумя конями:
- Черный конь – вожделеющая душа – не
слушает приказов и нуждается в постоянной
узде, так как он стремится перевернуть
колесницу, сбросить ее в пропасть.
- Белый конь – страстная душа, хотя и старается
идти своей дорогой, но не всегда слушается
возницу и нуждается в постоянном присмотре.
- И, наконец, разумную часть души Платон
отождествляет с возницей, который ищет
правильный путь и направляет по нему
колесницу, управляя конем.
В описании души Платон придерживается
четких черно-белых критериев, доказывая,
что есть плохие и хорошие части души:
разумная часть для него является однозначно
хорошей, в то время как вожделеющая и
страстная – плохими, более низкими.
Аристотель
же далек от подобного дуализма.
Если Платон считал чувство злом, то
Аристотель, напротив, писал о важности
воспитания чувств детей, подчеркивая
необходимость умеренности и
разумного соотнесения чувств с
окружающим. Большое значение он отводил
аффектам, которые возникают независимо
от воли человека и борьба с которыми
силой одного разума невозможна. Поэтому
он подчеркивал роль искусства. Особенно
искусства драматического, которое, вызывая
соответствующие эмоции у зрителей и слушателей,
способствует катарсису, т.е. очищению
от аффекта, одновременно обучая и детей,
и взрослых культуре чувств.
Также, по Платону, как душа постоянная
и человек не может ее изменить, то и содержание
тех знаний, которые хранятся в душе, тоже
неизменно, и открытия, совершаемые человеком,
являются по сути не открытия ми чего-то
нового, но лишь осознанием того, что уже
хранилось в душе.
Таким образом,
процесс мышления Платон понимал
как припоминание того, что душа
знала в своей космической
жизни, но забыла при вселении в тело.
И само мышление, которое, он считал
главным когнитивным процессом,
по сути является мышлением репродуктивным,
а не творческим (хотя Платон и оперирует
понятием "интуиция", ведущим для
творческого мышления).
Аристотель же утверждает, что душа смертна,
и по мнению Петровского, тезис Аристотеля
о неразделимости души и тела сразу делает
бессмысленными все вопросы, стоявшие
в центре учения Платона о прошлом и будущем
души.
Также Аристотель не согласен с Платоном,
полагающим высшее благо в общем (в идее).
Такое благо недостижимо для человека,
считает Аристотель, следует же искать
достижимое. Платон относит благо исключительно
к категории бытия: по его мнению, это бог
и разум. Но, возражает ему Аристотель,
благо может быть и в других категориях:
качества - добродетель, количества - мера,
времени - удобный случай, пространства
- приятное местопребывание и т.д. Поэтому
благо Аристотелем понимается не как нечто
общее, подходящее под одну идею, а нечто
различное.
Высшее же благо, счастье, эвдемония, по его мнению, состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (души), то есть сообразная с добродетелью деятельность, из которой приносящая наивысшее блаженство - мышление и познание. Блаженство же, по Аристотелю,–то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой.
Вильгельм Максимилиан Вундт родился в 1832 г. в Германии.
Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.
Сознание (которое
он отождествлял с психикой, отрицая
наличие бессознательных
С точки зрения
Вундта, чувства, особенно воля, которая
руководит деятельностью
Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами.
Выделение этой части в качестве основной
становится понятным, если учесть, что
связи и есть те универсальные механизмы,
Которые соединяют отдельные элементы
в комплексы - представлений, идей и т.д.
До Вундта такими универсальными механизмами
считались, как неоднократно упоминалось
выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь
- апперцептивную. Понятие апперцепции
он заимствовал v Вольфа и Канта, которые
определяли ее как спонтанную активность
души. Оно было использовано Вундтом для
объяснения высших m Ихических процессов,
которые, с его точки зрения, нельзя связывать
только с законами ассоциаций. Ассоциативная
связь объясняет развитие восприятия
и памяти, создание целостных образов
из отдельных ощущений. Точно также разные
законы ассоциации (смежности, контраста
и т.д.) могут объяснить, каким образом
мы переходим от одного воспоминания к
другому. Важным моментом во всех этих
объяснениях является связь восприятия,
памяти и других элементарных психических
функций с внешней ситуацией. Именно внешний
мир, изменение
предметов, стимулирует и определяет их
деятельность.
Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления.
С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.
Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественнонаучным методом.
Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными — вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.
Информация о работе Учение о психике в трактатах Аристотеля, Платона, Р.Декарта, В.Вундта