Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
Министерство общего и
Камчатский государственный
Тревожность и экзаменационные
испытания у человека.
Петропавловск-Камчатский
Введение......................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1
Виды и роль эмоций в жизни
человека......................
1.2
Изучение природы тревожности
и уровней тревожности.........
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4
Зависимость тревожности от
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с
учащимися ....................
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
..............................
Литература....................
Приложение 1..........................45.
Приложение 2..........................46.
Приложение 3..........................
Введение.
Исследование
психических состояний
проблемой
современной психологической
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
трудах таких авторов, как:
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и
реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые
расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:
нейропсихологическое исследование
// Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их
интеллектуальной деятельности
// Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при
расхождении уровней самооценки и притязаний
/ /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113.
Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993.
Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.
М.: Педагогика, 1988.
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//
Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.
Творогова Н.Д. Тревожность .\Психология. Лекции для студентов
медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более, студенческой
тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде
всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня
пребывания обучающегося в учебном заведении.
Чрезвычайно важным в этой связи
исследователи считают
родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка, поскольку, как
показали специальные
основной источник тревожности, в частности, у младших школьников [14, с.26].
С одной стороны, психические состояния
тревожности выступают в
важнейшего субъективного
деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают
существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой
деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в
современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].
В отечественной науке
функции, механизмах и детерминантах,
классификации и методах
психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в
самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы
промежуточное положение между психическими процессами- с одной стороны, и
психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в
относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических
процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386].
Особенно актуальна проблема изучения
состояний и уровней
применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание
психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является
одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности,
посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С. Лебединской [20, с.54-
157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой [39, с.271-275], А.С.
Спиваковской [37, с.44-136].
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как
проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей
влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях
познавательной и учебной
напряжённости и тревожности у обучающихся.
Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих работах
подчёркивают связь
с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную тревожность.
Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов
вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную
зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе
обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в
частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности в
стрессовой ситуации экзамена.
Объектом исследования является анализ таких психических состояний
личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена, а
также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий, средний
и высокий) с качеством учебы респондентов.
Целью работы стало изучение влияния показателей уровня
тревожности, напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на
продуктивность процесса обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы
следующие задачи:
1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня тревожности
тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.
2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде
интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.
3) Определить возможную
деятельности студентов.
4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов
исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.
Изучение и анализ
литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов
Академий психологических и педагогических наук по проблемам исследования.
2.
Проведение анкетирования и
3. Анализ изученного и собранного в результате
проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы
(Приложение-2)
Базой исследования стал Камчатский государственный педагогический
институт, 50 студентов которого (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в
проведенном эксперименте.
Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в
ходе эксперимента мы выявили уровень самооценки личностной тревожности
студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной
деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы
попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в
стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.
Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности,
зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов
вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы предположили, что чем выше
уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во
время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и
наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей подготовленности
к экзамену, или в силу умения управлять своим состоянием), тем выше
результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.
Иными словами - чем ближе общее состояние студента к оптимальному уровню
тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена.
Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы
могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей, непосредственно
занятых практической психологической работой в учебных учреждениях (школах,
интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах),
а также студентов
педагогических специальностей, изучающих вопросы влияния показателей уровней
тревожности на качество обучения и экзаменационную ситуацию.
Наша работа состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также из
Приложения и Списка изученной и использованной нами научной литературы.
Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и
предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования, база
исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.
В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" мы
раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком психическом
состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность, явления
тревожного ряда), показываем историю изучения этого вопроса зарубежными и
отечественными психологами, раскрываем вопросы связи экзаменационных
переживаний с самооценкой.
Во второй главе “Психокоррекционная работа со студентами, имеющими
различные уровни тревожности” описаны методы психологической коррекции
тревожности у детей школьного возраста и студентов вузов.
В третьей главе “ЭКСПЕРИМЕНТ по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена”
описывается проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения
тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости
показателей уровня тревожности от качества учебы студентов.
В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы
нашей работы.
Приложение, помещенное в конце работы, включает:
1. Образец проведенной среди
студентов КГПИ анкеты-
2. Сводную таблицу полученных при анализе анкет данных (Приложение-2),
3.Анкеты (50 штук).
Список литературы включает перечень авторов и их работ 44 наименований,
размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ЧЕЛОВЕКА
1.1. Виды
и роль эмоций в жизни
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через
эмоциональные переживания.
Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека