Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

Курсовая: Тревожность и экзаменационные  испытания у человека

             Министерство общего и профессионального  образования РФ            

               Камчатский государственный педагогический  институт.              

                                                       Кафедра психологии

               Тревожность и экзаменационные  испытания у человека.              

                                                                 Курсовая работа

                                                                студента 3 курса

                                                   физико-математического фак-та

                                                              дневного отделения

                                                                  группы ИНФ-970

                                                     Авилова Виталия Евгеньевича

                                                            Научный руководитель

                                                   доцент, к.н.п. Киселёва О. О.

                                                   "___"_________________2000 г.

                                                           оценка_______________

                            Петропавловск-Камчатский                           

                                     2000 г.                                    

                                   Содержание:                                  

Введение.....................................................................

..........................2.

     Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека

1.1 Виды и роль эмоций в жизни  человека...............................7.

1.2 Изучение природы тревожности  и уровней тревожности...........11.

1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.

1.4 Зависимость тревожности от психических  свойств личности....19.

     Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и

студентами, имеющими различные уровни тревожности

2.1 Психокоррекционная работа с  учащимися ...................................22.

2.2 Психокоррекционная работа со  студентами................30.

     Глава 3. Эксперимент по  выявлению самооценки уровня личностной

тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена

3.1

3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38

     Заключение

..........................................................................................40.

     Литература............................................................42.

Приложение 1..........................45.

Приложение 2..........................46.

Приложение 3..........................

     Введение.

Исследование  психических состояний тревожности  человека является актуальной

проблемой современной психологической науки.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,

посвящены работы как зарубежных, так и отечественных  психологов. В частности,

причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются  в изученных нами

трудах  таких  авторов, как:

Вострокнутов  Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и

реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые

расстройства  у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.

Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др.  Школьная дезадаптация:

нейропсихологическое исследование

// Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.

Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их

интеллектуальной деятельности

     // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при

расхождении уровней  самооценки и притязаний

/ /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113.

     Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993.

Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.

М.: Педагогика, 1988.

Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//

Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.

Творогова Н.Д. Тревожность .\Психология. Лекции для студентов

медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более, студенческой

тревожности, связанной с учебной  деятельностью, должна проводиться  прежде

всего преподавателями, учителями  и родителями и  начинаться с первого дня

пребывания обучающегося в учебном  заведении.

Чрезвычайно важным в этой связи  исследователи считают коррекцию  ожиданий

родителей по отношению к учебной  деятельности своего ребёнка, поскольку, как

показали специальные исследования, именно повышение ожидания родителей -

основной источник тревожности, в  частности, у  младших школьников [14, с.26].

С одной стороны, психические состояния  тревожности выступают в качестве

важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность

деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают

существенное влияние на эффективность  и качество различных видов трудовой

деятельности. С другой стороны, как  признают сами ученые,  “эта проблема в

современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].

В отечественной науке отсутствует  единое мнение об определении, структуре  и

функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования

психических состояний тревожности. Причина подобного положения  заключена в

самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы

промежуточное положение  между  психическими процессами-  с одной  стороны, и

психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в

относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических

процессов, черт характера и свойств  личности [40, с.385-386].

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности

применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание

психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является

одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности,

посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С. Лебединской [20, с.54-

157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой [39, с.271-275], А.С.

Спиваковской [37, с.44-136].

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как

проблема изучения психологических  механизмов адаптации и закономерностей

влияния психических состояний  на обучение, воспитание и развитие личности.

В нашей работе мы рассматриваем  изучение психических состояний  в условиях

познавательной и учебной деятельности,  для которых свойственны  состояния

напряжённости и тревожности у  обучающихся.

Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих работах

подчёркивают связь тревожности  с определённой сферой деятельности и общения,

с  типом ситуации, например, выделяя  при этом  экзаменационную тревожность.

     Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов

вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную

зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе

обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в

частности, с личностной самооценкой  и  управлением процессом тревожности в

стрессовой ситуации экзамена.

     Объектом исследования является анализ таких психических состояний

личности, как напряжённость, тревожность  в экстремальной ситуации экзамена, а

также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий, средний

и высокий) с качеством учебы  респондентов.

     Целью работы стало изучение влияния показателей уровня

тревожности, напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на

продуктивность процесса обучения.

В  соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

следующие задачи:

1)  Выявить условия и факторы,  влияющие на показатель уровня  тревожности

тревожности  студентов в экстремальной  ситуации экзамена.

2)  Исследовать методы управления  тревожностью, а также её проявления в виде

интенсивности, уровня, глубины воздействия  на физиологию и психику студентов.

3)   Определить возможную зависимость  уровня тревожности от качества  учебной

деятельности студентов.

4)   Описать способы выражения  тревожности во внешнем поведении респондентов

исходя из их оценки своего состояния  накануне экзаменов и в ходе экзаменов.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.                       Изучение и анализ теоретической  и экспериментальной

литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов

Академий психологических и  педагогических наук по проблемам исследования.

2.                       Проведение анкетирования и наблюдений.

3.                       Анализ изученного и собранного в результате

проведенного опроса материала  и его графическое обобщение  в виде таблицы

(Приложение-2)

     Базой  исследования стал Камчатский государственный педагогический

институт, 50 студентов которого  (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в

проведенном эксперименте.

     Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в

ходе эксперимента мы  выявили уровень самооценки личностной тревожности

студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной

деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы

попытались  выявить возможную  зависимость уровня личностной тревожности  в

стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.

Наше предположение состояло в  том, что высокий уровень тревожности,

зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов

вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью.  Мы предположили, что чем выше

уровень тревожности, тем более негативно  он влияет на общее состояние во

время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и

наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей подготовленности

к экзамену, или в силу умения  управлять  своим состоянием), тем выше

результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.

Иными словами - чем ближе общее состояние  студента к оптимальному уровню

тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена.

     Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы

могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей, непосредственно

занятых практической психологической  работой в учебных учреждениях (школах,

интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также студентов психологических  и

педагогических специальностей, изучающих  вопросы влияния показателей уровней

тревожности на качество обучения и  экзаменационную ситуацию.

     Наша работа состоит из Введения, трех  глав и Заключения, а также из

Приложения  и Списка изученной и использованной нами научной литературы.

     Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и

предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования, база

исследования, его практическое значение и структура  курсовой работы.

     В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека"  мы

раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком  психическом

состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность, явления

тревожного ряда),  показываем историю  изучения этого вопроса зарубежными  и

отечественными психологами, раскрываем  вопросы связи экзаменационных

переживаний с самооценкой.

     Во второй главе “Психокоррекционная работа со студентами, имеющими

различные уровни тревожности” описаны методы психологической коррекции

тревожности у детей школьного  возраста и студентов вузов.

     В третьей главе “ЭКСПЕРИМЕНТ по  выявлению самооценки уровня личностной

тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена”

описывается  проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения

тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости

показателей уровня тревожности от качества учебы  студентов.

     В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы

нашей работы.

     Приложение, помещенное в конце работы, включает:

1. Образец проведенной среди  студентов КГПИ анкеты-опросника  (Приложение-1),

2. Сводную таблицу полученных  при анализе анкет данных (Приложение-2),

3.Анкеты (50 штук).

     Список литературы включает  перечень авторов и их работ 44 наименований,

размещенных в алфавитном порядке.

     Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ     

     ЧЕЛОВЕКА

     1.1. Виды  и роль эмоций в жизни человека.

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через

эмоциональные переживания.

     Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека