Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:09, реферат
Рассмотрение функций конфликта и особенностей их реализации в коллективе целесообразно начать с определения понятия “конфликт”, анализа основных подходов к изучению данной проблемы, рассмотрения динамики и типологии конфликта.
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Именно эти образы,
идеальные картины конфликтной
ситуации, а не сама реальность,
являются непосредственной
В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обуславливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.
Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.
Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.
В межгрупповом или межгосударственном
конфликте уход или появление
нового участника не влияют на конфликт.
В таком конфликте
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.
Динамика конфликта
Динамику конфликта понимают в двух планах широком и узком.
В широком смысле слова
динамика трактуется как последовательная
смена определенных стадий или этапов,
характеризующих процесс
В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии – конфликтного взаимодействия.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.
Всякий реальный конфликт представляет собой процесс.
Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта.
Обычно выделяют четыре этапа развития конфликтной ситуации:
I этап – возникновение конфликтной ситуации.
II этап – осознание
ситуации как конфликтной,
Такое осознание включает, во-первых, осознание самой ситуации как значимой, т.е. способной обеспечить осознание значимой цели;
во-вторых, осознание того факта, что другая сторона препятствует достижению этой цели, т.е. цель и действие несовместимы.
Открытого конфликта не существует
до тех пор, пока партнеры не начнут
реагировать, преодолевая барьер на
пути к той цели, которую они
стремятся достичь. Контролирование
значимости того, что составляет центр
конфликта – эффективное
III этап в развитии конфликта
– стадия взаимодействия, которое
принято понимать как систему
обоюдо направленных, эмоционально
окрашенных действий, затрудняющих
достижение целей
Следует отметить, что само конфликтное поведение может развиваться в трех направлениях. Открытая борьба – это наиболее строгая форма конфликтного взаимодействия; она основана на стремлении всеми средствами получить максимум желаемого.
Другой вариант – это отказ, от какого бы то ни было конфликтного взаимодействия, уход от самой ситуации.
Третье, компромиссное направление,
по которому может развиваться
Последний, IV этап в динамике
конфликта – это
Исход рассматривается часто
как итоговое резюме полученных вознаграждений
и понесенных потерь. Несколько схематизируя,
можно сказать, что возможно два
типа исходов конфликта: взаимный выигрыш
и односторонний выигрыш, сопряженный
с гораздо большим
Социально-психологической причиной межличностного конфликта могут быть так называемые ложные образы конфликта. При этом, объективная конфликтная ситуация отсутствует, но некоторые сотрудники считают, что их отношения носят конфликтный характер.
Такое восприятие взаимных отношений обусловлено, в частности, неправильным истолкованием мнений, высказываний, поступков одного человека другим.
Одна из причин такого искаженного представления – недостаток неформального общения, человеческих контактов, а другая – психологическая скованность, неумение или опасение доказать окружающим свою доброту, внимание, чистосердечность.
Еще одна важная причина
конфликтов – это различия в психологических
особенностях (характер, темперамент,
ценностные ориентации и т.п.). Эти
различия увеличивают вероятность
возникновения любых
Предрасположенность людей
к конфликту усиливается в
периоды экономической и
Периоды и этапы динамики
конфликта могут иметь
В течение одной недели завершаются около 70% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней. Экстремальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.
Заключая рассмотрение динамики конфликта, уместно отметить следующее: Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий.
Во-вторых, важным моментом динамики конфликта являются его возможные переходы из одних форм в другие. Диапазон таких переходов весьма широк.
Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей его реализации в коллективе очень актуально. На современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство изученных нами авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции. Большинство авторов считают, без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
Проблема функций конфликта и особенностей их реализации в коллективе представляется весьма актуальной и предполагает проведение дальнейшего теоретического и экспериментального изучения.
Таким образом, подведем итоги данной работы:
1. Структура конфликта
— это совокупность его
2. Конфликтная ситуация
представляет собой систему
3. Динамика конфликта
представляет собой ход
4. Часто в конфликте
происходит быстрое обострение
борьбы, что свидетельствует об
эскалации конфликта. Признаки
эскалации: сужение
5. Существуют различия
в длительности конфликтов в
зависимости от того, какие стороны
в нем участвуют. В
Противоборство встречается в жизни не чаще, чем согласие. Жизнь есть постоянная смена войны и мира, покоя и борьбы, конфликта и консенсуса – она непрерывна. В ней зло не существует без добра, счастье – без горя, порядок без хаоса. Сам конфликт можно определить как нарушенное согласие, а согласие – как результат улаженного конфликта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Андреева, Г. М. Социальная психология./ Г. М. Андреева. - М. : Изд-во Аспект-Пресс, 2008. -376 с.
2 Леонтьев, А. А. Психология общения./ А. А. Леонтьев - М.: Изд-во Академия, 2008. –368 с.
3 Кудрявцев,
С.В. Конфликт и
4 Обозов,
Н. Н. Психология