Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:37, реферат
Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
Динамика конфликта
Конфликт — это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
Возможные этапы (или стадии) конфликта:
1) предконфликтная стадия (латентный этап);
2) стадия открытого конфликта;
3) стадия завершения конфликта;
4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).
На латентном этапе
возникает противоречие между субъектами
или проблемная ситуация, которая
после осознания сторонами
Стадия открытого
конфликта — это
На стадии завершения
конфликта степень
Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Рассмотрим классификацию конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа
их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени
выраженности, количества участников.
Антагонистические конфликты
в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон,
кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до
победы, полное поражение противника в споре.
Компромиссные конфликты
счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий
взаимодействия.
Социальные конфликты
противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они
характеризуются
усилением противоположных
общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты предполагают наличие
значительного промежутка во времени между объективными причинами, породившими
эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий. Пример: множество
национальных конфликтов, возникших на территории бывшего СССР в последнее
время. Основная объективная причина их возникновения отстоит от нас на
несколько десятилетий и заключается в национальной политике 20-х годов.
Конфликты же происходят сейчас и их приходится решать спустя годы и
десятилетия. Безусловно, за прошедший период накопилось достаточно причин
развития подобного рода конфликтов, но первооснова была заложена именно в те
годы.
Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются
следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения
должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и
др.
Эмоциональные или личностные
конфликты характеризуются тем,
неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее
столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами
зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на
ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к
достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель
достичь. Пример: столкновения в очередях, в домашних условиях, внешне не всегда
мотивированные.
Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является
объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных
взаимодействий. Вертикальные — предполагают распределение власти по вертикали
сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта:
начальник — подчиненный, вышестоящая организация — предприятие, малое
предприятие — учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается
взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню
субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики —
потребители.
Открытые конфликты
оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется
нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта:
международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными,
этическими.
При скрытом конфликте
конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы
воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного
взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для
открытой борьбы.
Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри
личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей,
интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». Например, работнику
поручили срочную работу, а у него дома проходит капитальный ремонт и требуются
постоянные уходы с работы. Либо — это выбор одной из альтернатив, каждая из
которых имеет свои «плюсы» и «минусы»: поехать в отпуск или купить новую
мебель. На выбор
правильного решения при
может затратить много сил и времени, резко возрастает эмоциональное напряжение,
а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым.
Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение
индивидов с группой или групп между собой.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между
различными видами не существует и на практике возникают конфликты:
организационные вертикальные межличностные; горизонтальные и т.д.